Журналистика – это разновидность литературной публицистики.




Карта терминов

Мы считаем, что преподавание практической журналистики в целом вращается вокруг 36 пунктов данной Карты (работа продолжается).

 

Журналистика – это разновидность литературной публицистики.

Литературная публицистика –это вид литературной деятельности, посвященный актуально–значимым событиям, проблемам и явлениям общества, опирающийся на подлинные факты действительности и, в отличие от художественной прозы (беллетристики), рассказывающий не о вымышленных персонажах и обстоятельствах, а о реальных событиях, явлениях и людях.

2. Слово «журналистика» происходит от латинского слова diurnalis, diurnalе — «ежедневное известие, весть». Диурналистами (ежедневщиками) называли людей, собиравших материалы для издававшихся на глиняных табличках еще в Римской империи ежедневных протоколов – «Acta diurna» (I в. до н.э. – V в. н.э.), которые выставлялись на площадях и базарах.

 

3. Слово «журналист» впервые употребил Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755 г.).

4. Русское слово «журналистика» ввел в оборот писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846 гг.). Так в 1825 г. он озаглавил рубрику о журналах в «Московском телеграфе» (первом российском энциклопедическом журнале), редактором которого являлся. Первоначально это слово вызывало насмешки. Позже человека, профессионально занимающегося журналистикой, стало принято называть журналистом.

 

5. Факт (в журналистике) – это единица реальности, или атом действительности, из суммы которых формируется журналистская информация. При этом факты должны обладать медийностью.

 

6. Журналистская информация (в широком смысле) –это сведения (факты) об актуально–значимых общественных событиях, явлениях и интересных аудитории людях, из которых создаются медийные продукты для различных СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет или их сочетание.

7. Медийный продукт – это правильно организованная для СМИ журналистская информация.

8. Медийные фигуры – это люди, чьи поступки или, наоборот, бездействия в личной и профессиональной жизни способны вызвать интерес у аудитории. Помимо медийных фигур существуют также медийные персонажи (например, кот Мостик, Маша и Медведь, Терминатор, лохнесское чудовище (Несси), снежный человек, инопланетяне и т.д.). А также медийные объекты – Кремль, Эйфелева башня, Эверест, Суэцкий канал, Херсонес и т.д.

 

9. Практическая журналистика — это поиск, сбор, анализ, систематизация, редактирование и распространение в виде готовых медиапродуктов актуально–значимой для аудитории информации через различные СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет или их сочетание.

 

10. Журналист (корреспондент) — человек, который профессионально, на основе трудовых или иных договорных отношений, занимается поиском, сбором, анализом, систематизацией и редактированием информации для редакции зарегистрированного СМИ. При этом кто–то может заниматься журналистикой по собственной инициативе.

 

11. Шесть главных журналистских вопросов восходят к так называемой формуле римского ритора Квинтилиана (ок. 35 – ок. 96 гг. н.э.). Для того, чтобы исчерпывающе описать ситуацию, необходимо ответить на следующие вопросы: [ кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда? ]. Проще говоря: кто? что? где? когда? как? почему?

 

12. Новость – это оперативная, фактически точная, ясная и краткая фиксация в информационном пространстве наиболее значимых и организованных в правильном порядке деталей (фактов) какого–то актуально–резонансного общественного события. Новость, как минимум, должна давать исчерпывающие ответы на четыре из шести основных журналистских вопроса: кто? что? где? когда?

 

13. Новостная журналистика – это разновидность журналистской деятельности. Ее цель – оперативно, фактически точно, ясно и кратко донести до аудитории наиболее значимые, организованные в правильном порядке и представленные в виде информационного сообщения детали актуально–резонансных событий. Новостная журналистика, как минимум, стремится дать исчерпывающие ответы на четыре из шести основных журналистских вопроса: кто? что? где? когда?

14. Аналитическая журналистика – это разновидность журналистской деятельности. Ее цель – создание журналистских материалов, в которых автор делает самостоятельные выводы (по возможности правильные) на основе имеющихся данных. Они касаются актуально–значимых общественных событий, явлений или поведения интересных аудитории людей. Аналитическая журналистика, как минимум, стремится дать исчерпывающие ответы на два из шести журналистских вопроса: как? и почему?

 

15. Газетная (газетно–журнальная) публицистика –это наиболее полемическая форма аналитической журналистики. Ее цель – на основании подлинных фактов действительности путем глубокого анализа сделать выводы об актуально–резонансных явлениях, событиях, проблемах и поведении интересных аудитории людей, ответив как минимум, на три основных вопроса: что с нами происходит? кто виноват? и что делать?

16. Полевая журналистика – разновидность журналистской деятельности. Ее цель – работа с людьми как с главным источником информации на их территории, а также самостоятельный поиск, сбор, анализ, систематизация и редактирование необходимых данных для создания развернутых журналистских историй. Они рассказывают о событиях, явлениях и людях, имеющих для аудитории безусловную информационную ценность.

17. Развернутая журналистская история – максимально подробный рассказ об актуально–значимых общественных событиях, явлениях и интересных аудитории людях. Цель такой истории – дать исчерпывающие ответы на все шесть основных журналистских вопросов: кто? что? где? когда? как? почему?

 

P.S. В нашем случае РЖИ всегда должна иметь общекрымский масштаб (подчеркнем – не общемировой, не общеевразийский, не общеевропейский, не федеральный, не городской и не районный).

 

18. Тематический (полосно–тематический) раздел в журналистике – место затрагиваемых автором общественных проблем и явлений в системе интересов аудитории.

P.S. Для определения содержательно–тематического направления и композиционной модели газеты или журнала мы предлагаем использовать 16 тематических (полосно–тематических) разделов для разработки собственной системы (постоянных и временных) рубрик: 1. Политика 2. Новости 3. Общество 4. Календарные даты 5. Экономика и бизнес 6. Культура 7. Интервью и комментарии 8. Регион 9. Туризм 10. Молодежная (студенческая) жизнь 11. Образование и наука 12. Досуг 13. Здоровье 14. Спорт 15. Происшествия (криминал) 16. Универсальные рубрики.

Особо подчеркнем, некоторые рубрики могут быть отнесены сразу к нескольким разделам, например, «Только факты» или «Возвращаясь к напечатанному». Разделы могут иметь и синонимичные названия. Например, вместо «Политика» – «В коридорах власти», вместо «Новости» – «Колесо обозрения», а место «Регион» – «Крымский глобус». Главное, чтобы было четко определено содержательно–тематическое направление той или иной полосы.

Возьмем для примера следующую медийную ситуацию – очередное убийство группой подростков бродячих животных. На первый взгляд она четко укладывается в русло полосно–тематического раздела «Происшествия (криминал)». Но только если речь идет об информационной заметке в рамках новостной журналистики. В данном случае мы имеем дело не с матерыми рецидивистами, а с подростками, возможно, сбившимися с праведного пути. Поэтому криминальная сторона данной медиаситуации – лишь ее внешняя оболочка. Для РЖИ этого явно недостаточно. Потому что без ответа остаются два других журналистских вопроса: как? и почему?: «Как (каким образом, по какой причине) вызревают а современных подростках ростки жестокости?», «Как избавить подрастающее поколение от проявлений неконтролируемой агрессии?», «Почему общество (семья, школа и т.д.) не смогло привить им доброту, сердечность, в том числе, к братьями нашим меньшим?», «Почему проявления дикого варварства возможны в цивилизованном обществе?». То есть в данном случае нам важна не столько конкретная криминальная ситуация (убийства бродячих животных подростками), сколько стремление вскрыть проблему подростковой агрессии как социальное явление. Следовательно, данная медиаситуция больше подпадает под полосно–тематический раздел «Общество».

19. Рубрика – это не только композиционный ориентир макета издания, но и содержательно–тематический фарватер, по которому должен пройти предмет изображения для завоевания внимания аудитории.

P.S. Рубрику можно назвать тематическим стержнем, кодом, вектором материала. Она позволяет сузить тему до конкретного тематического маршрута. Чем точнее сформулирована рубрика, тем легче автору планировать материал, аккумулировать и систематизировать полученную информацию.

Например, интервью с Галиной Юрьевной Богданович: «Слово декану» (как с руководителем, чиновницей), «История успеха» (как с состоявшимся человеком), «Мастер–класс» (как с преподавателем, ученым), «Нетрудовые будни» (как с мамой, бабушкой), «Зверьё моё» (как с хозяйкой домашних животных). Хотя подавляющее большинство обучающихся считают, что под рубрикой «Зверьё моё» следует понимать рассказ о работе Галины Юрьевны со своими студентами – авт.).

20. Основные методы поиска, сбора, анализа и систематизации информации: наблюдение и описание (репортаж), интервьюирование (вопрос–ответ), аналитическая (самостоятельные выводы) и калькированная (заимствованная) информация.

21. Жанровая ориентация – предварительно–содержательная модель будущей жанровой формы (жанра), которую определяют четыре основных метода поиска, сбора, анализа и систематизации информации: описание и наблюдение (репортаж), интервьюирование (вопрос–ответ), аналитическая (самостоятельные выводы) и калькированная (заимствованная) информация или их сочетание.

Основными этапами жанрообразования являются:

1. Условия, с которыми сталкивается автор в конкретной информационной ситуации.

2. Отбор наиболее значимых фактов для создания материала.

3. Жанровая форма как конечный результат созданного медиапродукта.

22. Идея (прообраз) журналистского материала – это ситуация или условия, обладающие медийным потенциалом. Проще говоря, идея – это медийная ситуация.

23. Медиапотенциал – это величина новостной мощи, определяющая степень (масштаб) информационного повода.

P.S. Чтобы вычерпать весь медиапотенциал из конкретной медийной ситуации, нужно, как минимум, дать исчерпывающие ответы на все шесть основных журналистских вопросов.

24. Информационный повод – это сумма новизны, актуальности и востребованности аудиторией той или иной новости. То есть причина, основание, побуждение, мотив для ее медийной реализации.

 

25. Тема – от греч. θέμα «положение». В журналистике – предмет изображения. Это – то, о чем автор в широком смысле собирается рассказать аудитории. Тема подчеркивает актуальность, масштаб и новостную мощь затрагиваемых в материале общественных проблем и явлений.

P.S. Например. Если поводом для написания материала послужила следующая медийная ситуация – убийство группой подростков бродячих животных, то темой материала может быть: подростковая жестокость, подростковая преступность, слабая работа правоохранительных органов, коммунальных служб, защитников животных и т.д. Мы смотрим на медийную ситуацию в широком смысле (сверху), подчеркивая актуальность, масштаб и новостную мощь затрагиваемых общественных проблем и явлений.

26. Замысел развернутой журналистской истории должен укладываться в следующую фразу: «Это материал о _____, который (–ая, –ые) _____».

Первый промежуток – тот–та–те, о которых автор собирается рассказать. Второй промежуток – что они сделали такого, или чем привлекли внимание, что побудило его сообщить о них аудитории (при необходимости данная синтаксическая конструкция может усложняться).

P.S. В центре истории всегда должны быть реальные люди. Для того, чтобы читатели, зрители или слушатели идентифицировали себя с ними, то есть ставили себя на место героев истории и, таким образом, пропускали ее через себя.

Например. Если вы пишете материал о возрождении Ялтинской киностудии, то замысел может звучать так:

Это материал о крымчанах, которые, благодаря возрождению Ялтинской киностудии, смогут получить кинообразование и возможность снимать кино, не уезжая для этого в Москву.

Или. Это материал о бывших сотрудниках Ялтинской киностудии, которые поделятся своими рекомендациями относительно ее возрождения.

Или. Это материал о руководстве Республики Крым, которое мало что делает для возрождения Ялтинской киностудии, тем самым игнорируя инициативы Президента РФ.

 

27. Заявка – конечный результат планирования журналистского материала для печатных СМИ (пошаговый план его реализации). Она состоит из одинадцати пунктов:

1. Замысел.

2. Информационный повод.

3. Тематический (полосно–тематический) раздел

4. Рубрика.

5. Тема.

6. Объект (объекты) посещения.

7. Интервьюируемые и основные вопросы к ним.

8. Жанровая ориентация.

9. Количество знаков с пробелами.

10. Характер иллюстраций.

11. Срок сдачи материала.

 

28. Три главные задачи журналиста. Знать:

1. Куда идти (в какое место).

2. С кем там разговаривать.

3. Какие при этом задавать вопросы.

Потому что 90% развернутой журналистской истории – это то, что ее автору расскажут спикеры, интервьюируемые, респонденты, свидетели и т.д.

29. Шесть правил Глеба Жеглова – шесть правил работы журналиста с людьми (респондентами, ньюсмейкерами) как с главным источником информации).

1. Разговаривая с людьми, всегда улыбайся – люди это любят.

2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом, а для этого…

3. … а для этого, как можно скорее, найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

4. С первого мига проявляй к человеку искренний интерес – понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.

5. Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.

6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Братья Вайнеры, Аркадий Александрович (1931 – 2005 гг.) и Георгий Александрович (1938 – 2009 гг.), роман «Эра Милосердия» (1976 г.), лег в основу фильма «Место встречи изменить нельзя (1979 г.).

30. Правила создания текста. В публикации нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции, многозначные и неизвестные широкой публике слова. Это может ввести читателей в заблуждение. Чем проще, точнее и лаконичнее вы пишете, тем лучше. Проще говоря, журналистский текст - это: простота, краткость и ясность.

 

31. Правила обработки диктофонной записи интервьюируемых. В своей книге «Практическая журналистика» (Глава 6) Александр Колесниченко говорит следующее:

«При расшифровке диктофонной записи следует вслушиваться в сказанное, стремиться понять, почему человек сказал именно то, что сказал, и писать не столько то, что сказано, сколько то, что человек хотел сказать, привязываться к значению сказанного, а не к конкретным словам. Окончательный текст не обязательно должен представлять собой стенограмму разговора, он должен передавать «дух» беседы, а не «букву».

Короче говоря: транслировать нужно не то, что интервьюируемый сказал, а то, что хотел сказать, но ему «не хватило слов».

 

32. Заголовочный комплекс – графическое и литературное средство оформления публикаций газеты и журнала. Это комбинация рубрики, заголовка (иногда с подзаголовком) и вреза (врезки, лида, вводки). Заголовочный комплекс (плюс иллюстрации) – витрина материала. Его задача – бить по любопытству аудитории. Все элементы заголовочного комплекса дополняют друг друга и преследуют одни цели. Во–первых, привлекают внимание читателей. Во–вторых, – сообщают предварительные сведения о содержании материала. В–третьих, – побуждают в читателях интерес ознакомиться с публикацией. При написании заголовочного комплекса нужно не допускать, чтобы в различных его элементах повторялись одинаковые слова (тавтология).

 

33. Заголовок состоит максимум из пяти–семи коротких слов. Он должен создавать эффект выстрела – оказывать на читателей максимальное воздействие при минимуме слов. Заголовок называют ключом к материалу. С него начинается чтение, и от него зависит, продолжится ли это чтение дальше. Содержательную статью с невыразительным заголовком, как правило, не замечают. И наоборот, яркий заголовок заостряет внимание читателя на материале. Недаром говорят, что он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Современный читатель – сканер. Он быстро «считывает» только фото и заголовки. Если что–то из «считанного» кажется важным и интересным, тогда уже внимание переходит к первым абзацам текста. Для большинства аудитории все содержание газетного номера — это фотографии и заголовки (многие тексты даже не читаются).

 

34. Подзаголовки бывают двух видов. Первый – дополняет заголовок и, как правило, верстается непосредственно под ним более мелким шрифтом. В этом случае подзаголовок сообщает, уточняет или подчеркивает основную тему, проблему или какую–то другую существенную сторону публикации. Например, заголовок «Украина продает свой единственный ракетный крейсер» дополнили подзаголовком «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. Например, «Москва выбрала» – заголовок. «Лучшего воспитателя детского сада» – подзаголовок.

Второй вид – внутренние подзаголовки. Они состоят максимум из трех коротких слов и размещаются не более чем в две строки в одной колонке на полосе. Внутренние подзаголовки являются названиями отдельных частей объемной публикации, которую разбивают на «порции» для удобства восприятия читателями.

 

35. Врез (врезка, лид, водка) –вступление к материалу. В нем кратко, но максимально развернуто сообщается об идее, замысле и теме публикации. Во врезе обязательно должен быть указан информационный повод материала и задачи, которые его автор собирается решить. Цель вреза – раскрыть содержание рубрики, заголовка и подзаголовка, тем самым еще более заинтриговав читателей и вызвав дополнительный интерес к прочтению публикации.

 

36. Необходимость фотографий интервьюируемых. К газетной или журнальной публикации обязательно прилагаются фотоиллюстрации (как минимум, крупным планом) всех интервьюируемых автора, чьи высказывания он приводит. Поскольку у читателей возникает естественная потребность видеть тех, кто «говорит» в материале.

Представьте себе паспорт девушки без фотографии и следующее объяснение сотрудника паспортного стола: «Девушку укусила пчела. У не вздулась щека, поэтому в таком виде она не захотела фотографироваться на паспорт. У нас был конец квартала, нужно было сдавать отчеты, поэтому мы пошли ей навстречу и выдали паспорт без фотографии». Это, как минимум, административная статья о халатном выполнении своих обязанностей. Короче говоря, слова интервьюируемого в газетном материале без его иллюстрации, это все равно, что паспорт без фотографии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: