Приволжский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа
По теме « Основные правовые позиции, сложившиеся в ходе применения Европейским Судом по правам человека конвенционного положения, гарантирующего право на жизнь. Запрещение смертной казни (ст. 2) »
Дисциплина: Европейское гуманитарное право
Кафедра: Теории и истории права, Государства и судебной власти
Студента заочной формы обучения
4 курса группы 16/з-409сп
Бастракова Владислава Сергеевича
Преподаватель: к.и.н., доцент
Рязанов Павел Александрович
Работа оценена
____________________________
«____» ________________20___г.
Н.Новгород
Оглавление:
Введение.
1. Понятие смертной казни и ее роль в Совете Европы;
2. Значение и история развития права на жизнь;
3. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека по отношению к конвенционному положению (гарантирующему право на жизнь), понятие, виды и содержание данных правовых позиций;
Заключение;
Используемая литература.
Введение
Сегодня, ни смотря на то в какой стране живет человек, его права защищены мировым сообществом. Необходимо было принять ряд международных документов, обязывающих государства уважать права человека, при отсутствии любой дискриминации. Так 4 ноября 1950г. была принята «Европейская конвенция о правах человека и основных свободах».
Этот документ гарантировал людям, которые проживали в государствах соблюдение их прав, в том числе и конституционных. Чтобы права человека находились под защитой и происходило реагирование надлежащим образом на их нарушение - были созданы контролирующие органы, а именно - Комиссия по правам человека, Европейский суд, который рассматривает дела о нарушении прав человека на уровне государства.
Одной из важнейших проблем в рамках уголовного права, которая кстати вызывает множество споров - проблема смертной казни. Сейчас государства нацелены на смягчение ответственности, также настаивая на отмене смертной казни. Поэтому все чаще возникают вопросы о допустимости и правомерности применения к людям смертной казни.
Европейский Суд осуществляет свою деятельность уже более 50 лет и считается одним из авторитетнейших международных органов, осуществляющих правосудие, в его практике затрагиваются наиболее важные моменты реализации права на жизнь. Решения Европейского Суда имеют очень важную роль в развитии системы права в Российской Федерации. Но, к огромному сожалению, Российская Федерация - это страна с большим количеством жалоб на рассмотрение ЕСПЧ.
Целями данного исследования являются - Определение недостатков и пробелов в законодательстве и нахождение предложений по их устранению;
Задачами исследования является изучение позиций права ЕСПЧ по отношению к конвенционному положению, которое гарантирует право человека на жизнь, а конкретно: Изучение законодательства; исследование этих норм.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, которые возникают при с реализации и защите права на жизнь в соответствии с внутригосударственными и международными нормами права.
Предметом исследования является законодательная база, раскрывающая это отношения.
Понятие смертной казни и ее роль в Совете Европы.
Ст. 20 Конституции Российской Федерации предусматривает, установление смертной казни (до ее отмены ФЗ) в качестве исключительной меры наказания за совершение особо тяжких преступлений. Обвиняемому предоставляется право на рассмотрение дела «судом присяжных». К женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, старше 65 лет данная мера наказания не применяется.
Рассмотрим, что такое смертная казнь - это лишение жизни в качестве наказания. Оно может быть, как законной, так и преступной. В нашем современном и цивилизованном обществе такое наказание в некоторых юрисдикциях применяется лишь за чрезвычайно тяжкие преступления во многих является вообще незаконным.
Опрос населения показал, что за смертную казнь выступает примерно 66%, а одобряют отмену смертной казни в РФ 24%, затрудняются ответить 10%.
В указе от 16 мая 1996года "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" было поручение правительству РФ за месяц приготовить для внесения в Гос. Думу проект ФЗ о присоединении РФ к 6 Протоколу. Но несмотря на это, мораторий на смертную казнь не был объявлен. Этот проект закона не прошел даже первого чтения в Гос. Думе.
В январе 1997 года от Совета Европы было предупреждение о «возможном» не утверждении полномочий парламентской делегации РФ на своей следующей парламентской сессии. И Совет Европы рекомендует РФ отменить наказание в виде смертной казни в течение одного года и провести ратификацию 6 протокола в течение 3 лет.
В феврале 1997 года издается Распоряжение Президента РФ "О подписании 6 протокола Европейской конвенции о правах человека и основных свободах". В настоящее время Гос. Дума считает преждевременной ратификацию 6 Протокола (касающегося отмены смертной казни).
Отказ от наказания в виде смертной казни - это не условие вступления в Совет Европы или даже присоединения к Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Так же Европейская Конвенция не требует от государства точно следовать каждому из положений Конвенции.
В 1980 году Парламентская Ассамблея Совета Европы обратилась к государствам - членам Совета Европы, у которых смертную казнь еще применяли, и призывала исключить ее из мер наказания. В 1983 году двадцать одна страна (входящая в Совет Европы) утвердила дополнение к Европейской Конвенции «по защите прав и свобод человека» 6 протоколом «об отмене наказания в виде смертной казни». 6 протокол определяет то, что наказание в виде смертной казни отменяется и в законодательной базе может быть предусмотрена наказание в виде смертной казни лишь за действия особой тяжести, совершенные во время ведения войны или при опасности неизбежной угрозы войны.
6 протокол явился документом международного права, впервые сделавшим отмену наказания в виде смертной казни правовой обязанностью государства, которое подписало и произвела ратификацию этого акта.
Нужно еще уточнить, что ратификация и подписание 6 протокола - это право государства, а не его обязанность. В своих рекомендация Парламентская Ассамблея Совета Европы подчеркивает, что в правовых системах цивилизованных современных стран смертной казни быть не должно.
Еще нужно уделить внимание вопросу экстрадиции в страну, где предусмотрено наказание в виде смертной казни. Существует несколько международных договоров по данной теме, начинается все в конце девятнадцатого века, а в двадцатом веке произошло принятие Европейской Конвенции «о выдаче» 1957г., «Межамериканской конвенцией о выдаче» 1981 г. и других. Подобные акты требовали либо совсем запрещали выдачу, либо требовали со стороны, которая запрашивает гарантий, что человек не будет казнен.