Подготовка материалов для обращения в экономический суд




Тема 6.Доказывание на стадии подготовки иска и подготовки дела к судебному разбирательству

Вопросы лекции:

1. Подготовка материалов для обращения в экономический суд

2. Собирание доказательств и проверка доказательств, фиксация доказательственной информации

3. Требования к оформлению и содержанию процессуальных документов

4. Подведомственность и подсудность дел экономическому суду

5. Процессуальные сроки

 

Подготовка материалов для обращения в экономический суд

 

Обращение в экономический суд вызвано необходимостью разрешения спорной ситуации, когда все средства и способы внесудебного разрешения такой ситуации уже исчерпаны.

Как правило, в тех организациях, где есть в штате юридическая служба (управление, отдел, сектор), юрисконсульт (юрисконсульты) подготовкой материалов для обращения в экономический суд занимаются специалисты, в обязанности которых входит ведение юридической работы.

Те организации, а это в основном небольшие по численности работников и объёму осуществляемых видов деятельности организации частной формы собственности, где в штатном расписании не предусмотрены должности специалистов, занимающихся юридической работой, а также индивидуальные предприниматели, могут заключить договор с организациями или индивидуальными предпринимателями, занимающимися оказанием на договорной основе юридических услуг, вправе использовать услуги данных специалистов для подготовки документов, с целью их направления в дальнейшем, в экономический суд.

Не исключено, что сбор и формирование таких документов будет поручено руководителем организации, осуществлять и другим специалистам.

В экономическом суде все названные лица, если они непосредственно будут участвовать в процессе по конкретному делу, должны иметь полномочия представителя, которые необходимо оформить в соответствии с нормами главы 7 «Представительство в суде, рассматривающем экономические дела» ХПК (ст. 76 - 82).

Лицу, которое получит поручение на подготовку материалов для обращения в экономический суд необходимо учитывать следующее:

1. Поскольку большинство обращений по поводу рассмотрения и разрешения спора в экономическом суде связано с предъявлением исковых требований, то необходимо определить предмет и основание иска, являющиеся элементами иска и его составными частями.

В свою очередь следует иметь ввиду, что процессуальной формой иска выступает исковое заявление.

Иском в хозяйственном процессе необходимо считать предъявленное в экономический суд для рассмотрения и разрешения в определённом порядке требование истца к ответчику о защите нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

В момент предъявления иска лишь предполагается, что субъективное право истца нарушено или оспаривается ответчиком. Окончательно этот вопрос решается экономическим судом при разрешении дела по существу.

Что же следует понимать под предметом иска и основанием иска?

Предмет иска - это конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения. Например, собственник требует возврата своего имущества, кредитор - платы долга и т.д.

Предмет иска должен быть чётко определён в исковом заявлении (ст. 159 ХПК). Тем не менее в законе фраза «предмет иска» не содержится, но при этом законодатель определил, что в исковом заявлении, подаваемом в экономический суд должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования.

Некоторые учёные-процессуалисты под предметом иска понимают спорное правоотношение или субъективное право, подлежащее защите (Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян М., 1996. С. 119). Вряд ли с этим можно согласиться. В исковом заявлении, согласно закону, должно быть указано конкретное правовое требование истца к ответчику, а не спорное правоотношение. Из одного правоотношения может вытекать несколько требований истца, каждое из которых способно быть предметом иска.

Субъективное право, подлежащее защите, также не может быть элементом иска. Дело в том, что средство защиты права (иск) и предмет защиты права (субъективное право) - это разные правовые понятия. С помощью иска в хозяйственном процессе защищается то, что служит предметом защиты права.

Необходимо различать предмет иска и материальный объект спора, которым может быть конкретная вещь, денежная сумма, подлежащая взысканию, и т. д. Например, в иске о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, требование о разделе имущества является предметом иска, а само имущество, подлежащее разделу, - материальным объектом спора.

Основание иска - это юридические факты, на которых истец основывает своё материально-правовое требование к ответчику. Такими фактами по гражданскому делу могут быть: заключение договора купли - продажи нежилой недвижимости, причинение вреда источником повышенной опасности и т.д.

Как правило, основание иска состоит не из одного юридического факта, а из совокупности нескольких юридических фактов. В исковом заявлении согласно ст. 159 ХПК должны быть указаны доказательства, подтверждающие основания исковых требований.

Необходимо отметить, что при подготовке искового заявления и прилагаемых к нему документов следует руководствоваться нормами главы 18 ХПК – «Предъявление иска» (ст. 159 - 167).

2. В экономический суд могут подаваться и заявления (жалобы) по делам неисковых производств. Хотя в ХПК они и не названы таковыми, а это как правило отдельные виды производств, по терминологии, используемой в указанном кодексе, но из сущности и содержания требований, предъявляемых в указанный суд по данным категориям дел, это вытекает.

В литературе по хозяйственному процессу данные дела также не названы как вытекающие из неисковых требований. Однако в то же время, средства судебной защиты в неисковых производствах можно рассматривать в нескольких значениях:

а) в качестве средства защиты здесь может выступать соответствующее обращение к суду за осуществлением мер защиты прав или интересов (волеизъявление). При этом следует иметь ввиду, что при предъявлении иска предусматривается рассмотрения спора о праве, а при подаче заявления (жалобы) по делам неисковых производств рассматриваются требования о защите как правило интереса, вытекающего из соответствующего права. Например, в сферу контроля налоговых органов при проведении выездных проверок включены вопросы соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332) «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

В то же время, основным нормативным правовым актом, регулирующим в Республике Беларусь отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, является Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение о лицензировании), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При выявлении в ходе выездной проверки нарушений плательщиком законодательства о лицензировании налоговый орган выносит требование (предписание) об их устранении в установленный для этого срок (в пределах 6 месяцев) (пункт 75 Положения о лицензировании, подпункт 1.3 - 1 пункта 1 ст. 81 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166 - З).

После устранения нарушений субъект хозяйствования обязан письменно уведомить об этом налоговый орган с приложением подтверждающих документов не позднее дня, установленного требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений (пункт 79 Положения о лицензировании).

Если в установленный срок проверяемый субъект не устранит нарушения либо не представит в налоговый орган письменное уведомление об устранении нарушений, налоговый орган направляет в лицензирующий орган представление о приостановлении действия лицензии проверяемого субъекта на срок до 6 месяцев. О принятии решения о приостановлении действия лицензии лицензирующий орган письменно уведомляет проверяемого субъекта не менее чем за 5 рабочих дней до даты приостановления с указанием причины (пункт 76 Положения о лицензировании, подпункт 1.3-2 пункта 1 ст. 81 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166 - З).

В этом случае письменное уведомление об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов субъект хозяйствования представляет до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии (пункт 79 Положения о лицензировании).

Если и после этого в установленный срок не устранены нарушения либо не представлено письменное уведомление об их устранении, лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии, о чем в течение 3 рабочих дней письменно уведомляет субъект хозяйствования с указанием оснований и даты прекращения действия лицензии. Со следующего дня осуществлять лицензируемый вид деятельности субъект хозяйствования не вправе (пункты 77, 91 Положения о лицензировании).

Таким образом, субъект хозяйствования, реализовавший свое право на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе и посредством занятия видами данной деятельности, требующими получения специального разрешения (лицензии) ввиду выявленных нарушений получает предписание на приостановление действия лицензии, тем самым у него возникает в случае необходимости потребность, то есть интерес в защите своего права ввиду вынесения соответствующим государственным органом предписания, являющегося ненормативным правовым актом, на приостановление действия специального разрешения (лицензии). При этом, к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием (части первая, вторая пункта 1 Положения о лицензировании).

Кроме того, здесь необходимо учитывать, что согласно ст. 85 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166 – З каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

По делам неисковых производств такими процессуальными формами, которыми обеспечивается возбуждение дела в экономическом суде, выступают заявление, жалоба. Так, например, в соответствии с нормами главы 25 ХПК (ст. 227 – 230) – производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления, подаваемого в экономический суд. При этом заявления об оспаривании ненормативного акта и об обжаловании действий (бездействия) должных соответствовать требованиям, установленным ст. 159, 160 ХПК, в которых закреплены требования к форме и содержанию искового заявления и документам, прилагаемым к исковому заявлению (заявлению), а также дополнительно содержать:

- в отношении оспариваемого ненормативного правового акта - наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания; указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован этот акт, если он был опубликован. В свою очередь в соответствии с частью первой ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными;

- в отношении обжалуемых действий (бездействия) органа, должностного лица - наименование органа, фамилию, собственное имя и отчество должностного лица, совершивших обжалуемые действия (допустивших бездействие); указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этими действиями (бездействием), требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этими действиями (бездействием) (часть первая ст. 228 ХПК);

б) во всех неисковых производствах участвуют лица, имеющие противоположные или несовпадающие интересы. При этом закон определяет средства защиты в неисковых производствах их прав и законных интересов применительно к каждому из видов таких производств. Вместе с тем, в качестве средств судебной защиты выступают те средства указанной защиты, которые определены в ст. 8 ХПК. В то же время их перечень не является исчерпывающим, поскольку допускается защита прав и законных интересов участников гражданских, административных и иных правоотношений, способами, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, ХПК, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Например, в решениях по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении суд, рассматривающий экономические дела, должен в случае удовлетворения жалобы обязать нотариуса или иное должностное лицо, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, выполнить определенные действия, внести исправления в совершенное нотариальное действие, устранив допущенные при совершении нотариального действия нарушения, либо отменить совершенное нотариальное действие. В случае признания судом, рассматривающим экономические дела, жалобы необоснованной в решении указывается об отказе в удовлетворении жалобы (часть третья ст. 200 ХПК).

Решение суда, рассматривающего экономические дела, об установлении юридического факта является документом, подтверждающим юридический факт, и основанием для регистрации такого факта или оформления соответствующими органами прав, возникающих в связи с установленным юридическим фактом, но не заменяет собой документы, издаваемые этими органами (часть третья ст. 234 ХПК Республики Беларусь).

Хотелось бы также в качестве примера отметить, что согласно частям первой, шестой, седьмой, восьмой ст. 266 - 2ХПК юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин могут обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с жалобой на ответ организации (индивидуального предпринимателя) на обращение, решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, ответ на жалобу в вышестоящую организацию, если считают, что нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

По результатам рассмотрения жалобы на ответ на обращение суд, рассматривающий экономические дела, выносит решение.

Суд, рассматривающий экономические дела, признав обжалуемый ответ на обращение ущемляющим права и законные интересы заявителя, признает жалобу обоснованной и выносит решение об обязанности организации (индивидуального предпринимателя) устранить допущенное нарушение.

Суд, рассматривающий экономические дела, установив, что обжалуемый ответ на обращение был дан в соответствии с законодательством в пределах полномочий организации (индивидуального предпринимателя), выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Вместе с тем, к отдельным видам производств, в том числе и неискового характера, которые предусмотрены в ХПК Республики Беларусь, относятся:

- приказное производство (глава 24 ХПК, ст. 220 - 226);

- производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, должностных лиц (глава 25 ХПК, ст. 227 - 230);

- производство по заявлениям контролирующих (надзорных) органов о продлении приостановления (запрета) деятельности (глава 251 ХПК, ст. 2301 - 2305);

- производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) (глава 26 ХПК, ст. 231 - 234);

- производство по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц (глава 27 ХПК, ст. 235 - 244);

- производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (глава 28 ХПК, ст. 245 - 250);

- производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, третейских судов, иных постоянных арбитражных органов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа (глава 29 ХПК, ст. 251 – 262 3);

- иные виды производств в суде, рассматривающем экономические дела, первой инстанции (глава 30 ХПК, ст. 263 - 266 2).

3. Определить какие именно дополнительные к исковому заявлению, заявлению (жалобе) материалы должны быть представлены в экономический суд для рассмотрения соответствующего дела. То есть те материалы, на которых будут основываться доказательства (договор (копии договора, прилагаемые к исковому заявлению, заявлению, жалобе, подаваемым в суд), другие документы (их копии), например, справки расчетов, протоколы совещаний, протоколы проведенных переговоров, по вопросам, имеющим отношение к возникшей спорной ситуации, внесудебные претензии и другие документы, имеющие по мнению обращающейся в суд стороны существенное значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.

4. При отсутствии сведений, которые по мнению обращающейся в экономический суд стороны будут составлять доказательственную базу, данная сторона имеет право обратиться с письменным запросом в организации, к индивидуальным предпринимателям, в государственные и иные органы о необходимости предоставления таких сведений.

5. Провести при необходимости консультации со специалистами, имеющими отношение к вопросу, подлежащему разрешению в экономическом суде. Это могут быть как специалисты непосредственно организации, намеревающейся обратиться в суд, владеющие компетентно проблемой, которую следует вынести на рассмотрение и разрешение экономического суда, так и сторонние специалисты (бухгалтера, экономисты, специалисты инженерно – технического профиля и другие);

6. При подаче искового заявления, заявления (жалобы) в экономический суд необходимо определить размер государственной пошлины, установленный законом по объектам обложения указанной пошлиной при обращении в экономические суды. В этой связи необходимо иметь ввиду, что ставки государственной пошлины при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска) определены в приложении 16 к особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71 - З. Кроме того следует учитывать, что в свое время Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства о государственной пошлине, руководствуясь ст. 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, принял постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине», в котором содержатся руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства о государственной пошлине при обращении в хозяйственные суды на то время, а в настоящий момент в экономические суды.

Таким образом, на основании сказанного можно сделать вывод о том, что подготовка искового заявления, заявления (жалобы) и прилагаемых к ним документов при обращении в экономический суд включает комплекс мероприятий, направленных на эффективное рассмотрение и разрешение в дальнейшем судом, принятого к его производству дела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: