В ассортимент парфюмерных товаров входят: духи, одеколоны, душистые воды и парфюмерные наборы и иногда относят средства для ароматизации жилых помещений – гостиной, спальни (аэрозоли, эфирные масла, ароматические свечи, курительная бумага, фитопопурри – ёмкости, чаще мешочки, с сухоцветами – или сухие духи - саше) и средства для ароматизации ванн (ароматические соли, эссенции, пены). А так же дезодоранты, предназначенные для ароматизации участков тела при повышенном потоотделении. Вырабатывают в виде водно-спиртовых или спиртовых растворов душистых веществ, противомикробных гигиенических добавок и ароматизирующих средств. Могут быть с запахом (парфюмированные) и без него. Выпускают жидкими,, твердыми, гелеобразными в аэрозольной, шариковой упаковке и в виде карандашей.
Парфюмерные жидкости согласно ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия» по составу и показателям качества подразделяются на семь групп: духи концентрированные, духи группы «Экстра», духи, парфюмерные воды, туалетные воды, одеколоны и душистые воды, что соответствует общепринятой французской группировке парфюмерии. Т.е. по содержанию композиции и стойкости запаха они подразделяются следующим образом:
ТАБЛИЦА ЧАЛЫХ СТР.729
По консистенции духи бывают жидкими, твердыми, порошкообразными и крем-духи.
Жидкие духи – приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций.
Твердые духи – это воскообразная масса в виде карандаша или в небольшой коробочке, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют их для натирания кожи.
Порошкообразные духи (саше) – представляют собой измельченные растительные душистые вещества в мешочках это не фитопопурри. Это сухая смесь талька, крахмала и парфюмерной композиции. В качестве порошка носителя могут использоваться целлюлоза, лепестки цветов, кориандровое семя, ирисовый корень и корень фиалки. Сухие духи упаковывают в шелковые мешочки или бумажные пакетики и применяют для придания приятного запаха одежде и белью, носовым платкам.
|
Крем-духи – ароматизированная кремовая масса, предназначенная для нанесения на кожу и расфасованная в баночки. Их удобно хранить в косметичке или сумочке и пользоваться ими в течении дня.
Парфюмерия подразделяется на женскую, мужскую, детскую и унисекс.
Женская и мужская парфюмерия различаются по характеру и направлению запаха, по дизайну и цветовому решению упаковки и по назначению.
Ароматы унисекс – это парфюмерия, которая предназначена для обоих полов одновременно. Для нее характерны легкие свежие ароматы.
Детская парфюмерия представлена в основном одеколонами, туалетными и душистыми водами, которые имеют более низкую концентрацию душистых веществ (преимущественно высококачественные СДВ), не содержат спирта или концентрация его не превышает 20% объема. Запахи детской парфюмерии должны быть легкими, «съедобными» или цветочными
Парфюмерные жидкости принято классифицировать по характеру аромата (по семействам или группам), которые в свою очередь состоят из отдельных подгрупп (оттенков, нот). В настоящее время в мире принята классификация ароматов, разработанная в 1990 году технической комиссией французского общества парфюмеров.
|
Все известные парфюмерные ароматы объединены в семь семейств:
- цветочные (основная тема – запах цветка чистый или с добавлением других нот: цветочно-альдегидный, цветочно-древесный, цветочно-зеленый, цветочно-древесно-фруктовый);
- шипровые - с ароматической композицией: пачули (индийский кустарник), дубовый мох, бергамот и ладанная камедь (цветок белый – ладанник или каменная роза);
- цитрусовые (лимон, мандарин, апельсин, бергамот);
- древесные (теплые – сандал и пачули, сухие – кедр, ветивер (семейство злаковых Индия) со свежестью лаванды, цитрусовых);
- фужере – с запахом лаванды, кумарина (природные органические ароматические соединения в ромашке, тысячелетнике, герберах), дубового мха, герани;
- амбровые – ориентальные или восточные – с запахом ванили, ладанной камеди, мускуса, амбры;
- кожаные – своеобразное семейство, которое объединяет парфюмерию с сухими нотами, воспроизводящими запах натуральной выделанной кожи с различными оттенками (дым костра, табак, цветок).
Ароматы кожаные, фужере и древесные – типично мужские; цветочные и амбровые – типично женские; шипровые и цитрусовые ароматы используются в парфюмерии унисекс
По типу запаха духи подразделяются на теплые, свежие, сладкие, холодные.
По силе запаха различают духи с «длинной» и «короткой» волной. Первые обладают сильным запахом, который чувствуется на большом расстоянии. Духи с «короткой» волной ощущаются в непосредственной близости.
По способу ее нанесения: для концентрированных духов характерно точечное нанесение на пульсирующие точки тела; механическое распыление с помощью пульверизатора – для парфюмерных, туалетных вод и одеколонов; аэрозольное распыление – для парфюмерных дезодорантов, парфюмерии для волос.
|
Парфюмерные изделия выпускают в виде единичных изделий (упаковочных единиц), в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования.
Парфюмерия различается по виду, типу тары и упаковки.
По стоимости различают: недорогую парфюмерию масс-маркет (mass-market), парфюмерию средней ценовой категории мидл-маркет (middle-market), продукцию дорогую премиум- класса, в том числе селективных марок и эксклюзивную класса люкс.
Требования к качеству
Требования к качеству парфюмерных товаров можно подразделить на две основные группы: требования к составу парфюмерных товаров и требования к их внешнему виду.
К требованиям первой группы относят нормативную стойкость запаха, крепость и содержание композиции в соответствии со стандартами, технологическими инструкциями и рецептурами.
Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре.
Содержание композиции для каждого наименования парфюмерии должно быть не ниже стандартных норм, установленных для каждой группы.
Крепость спирта может иметь отклонение не более 1% по сравнению с рецептурными нормами.
Внешний вид парфюмерных товаров должен привлекать покупателя. Основными показателями внешнего вида являются цвет и прозрачность жидкости, приятный запах, красивое оформление флаконов, коробок, этикеток.
К качеству запахов парфюмерных изделий, особенно духов, предъявляют высокие требования. Духи призваны удовлетворять множество индивидуальных самых взыскательных вкусов, поэтому ассортимент духов должен быть особенно разнообразен и богат. Однако успех реализации парфюмерных изделий во многом зависит от внешнего вида. Поэтому оформление изделий должно быть высокохудожественным, изящным, оригинальным и современным; учитывать, что очень часто эти изделия покупают в подарок.
Жидкость должна быть однородной и прозрачной, без помутнения при температуре 5*С. При температуре ниже 5*С допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре 18-20*С.
Цвет и запах парфюмерных товаров должны соответствовать цвету и запаху контрольного образца. Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов.
Этикетка должна быть без загрязнений, потеков клея, иметь четкий шрифт, быть художественно оформленной и плотно (без перекосов и морщин) наклеенной на флакон. Цвет, рисунок и размер этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.
Флаконы не должны иметь дефектов (свили – внутренних прозрачных полосок или нитей, сколов, царапин, матовости), влияющих на прочность и ухудшающих внешний вид. Стеклянные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые колпачки легко навинчиваются до отказа и обеспечивают плотность укупорки. Следы потеков парфюмерных жидкостей не допускается.
Требуется, чтобы флаконы с плечиками были заполнены до уровня плечиков, а флаконы без плечиков имели воздушное пространство, занимающее расстояние не более 4% внутреннего объема флакона.
При наличии в рисунке упаковки «металлических» красок – они не должны темнеть и осыпаться при хранении.
При приемке парфюмерных изделий по качеству просматривают всю поступившую партию (одноименная продукция поступившая по одному документу). Для контроля качества товара получатель просматривает не менее 3% продукции из коробок с ненарушенной цеховой упаковкой, но не менее трех мест.
Контроль качества парфюмерных товаров проводят лабораторным и органолептическим методом. При лабораторном анализ проверяют содержание душистых веществ, крепость, стойкость запаха.
Содержание душистых веществ устанавливают только в спорных случаях по методике, указанной в ГОСТе.
Крепость парфюмерной жидкости выражают в % и определяют спиртометром при температуре 20*С.
Для определения стойкости запаха 0,5 мл духов или одеколона помещают в фарфоровую чашку, в которую опускают кусочек сухой отбеленной марли размером 5х10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла. Смоченную марлю вынимают пинцетом и, не отжимая, просушивают в помещении при температуре 15-20*С. По истечении времени, соответствующего для каждой группы парфюмерного товара, должен улавливаться запах.
Органолептически также определяют внешний вид, цвет, прозрачность.
Внешний вид устанавливают путем просматривания флаконов с испытуемой парфюмерной жидкостью в проходящем свете электрической лампы мощностью 40 Вт. Флакон помещают на расстояние 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя и медленно переворачивают пробкой вниз. Парфюмерная жидкость должна быть без мути и механических примесей.
Цвет парфюмерной жидкости определяют путем сравнения с эталоном. Для этого одинаковое количество испытуемого и контрольного образцов наливают в пробирки из бесцветного стекла установленные на листе бумаги.
Для определения прозрачности парфюмерной жидкости 10-20 мл ее наливают в пробирку и закрывают пробкой в которую вставляют термометр таким образом, чтобы шарик его был полностью погружен в исследуемую жидкость. Пробирку охлаждают в смеси льда с солью до температуры 5*С, а для классов премиум и эксклюзив до 3*С. Затем термометр встряхивают и просматривают жидкость в проходящем дневном свете или в свете электрической лапы мощностью 40 Вт.