Всего одно решение предлагается здесь, поскольку и существует всего одна проблема.




Кэрол Хау - Все мы в одной лодке.

Исцеление боли, скрытой за пристрастиями и зависимым поведением

Healing the Hurt Behind Addictions And Compulsive Behaviors Bу Carol M. Howe

 

Х26 Кэрол Хау - Все мы в одной лодке. Исцеление боли, скрытой за пристрастиями и зависимым поведением Перев. с англ. под ред. И. Старых. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. – 320 с.

Пристрастия, или аддикции, присущи всем людям на Земле. Эта книга предлагает проверенный, предсказуемый, выполняемый шаг за шагом процесс, позволяющий покончить со всеми, без исключения, пристрастиями. Процесс этот эффективен вне зависимости от вида пристрастия и доступен для всех тех, кто искренне желает перейти от сопротивления и отрицания наличия проблемы к единому решению для всех проблем. Кэрол Хау, учитель «Курса чудес», написала блестящую книгу, которая упрощает и делает доступным чрезвычайно сложный предмет.

Copyright © 2000 by Carol M. Howe © Перевод, Кира Фельдгуи, 2002 © «София», 2003

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Обращение к русскому читателю…..…...…5

Предисловие............... ……………….............................7

Введение………………………………….…..10

Часть I. Семинар............. ……………………...…….17

Часть II. Интервью и ответы………...….. 91

Заключение.............. ………………………………...250

 

 

Обращение к русскому читателю

Поездка в Россию в начале 1986 года навсегда изменила мою жизнь. Целью поездки была так называемая миссия гражданской дипломатии. Американская организация в г. Сиэтл, штат Вашингтон, пригласила тех из нас, кто в те сложные времена желали поддерживать дружбу с Советским Союзом и выступали за расширение мирных взаимоотношений с этой страной. В наши намерения входило всеми возможными способами донести до людей наши симпатии и уважение к народу бывшего СССР, его таланту и культуре, его уникальной перспективе и огромному вкладу в дело мира.

Эта спонтанно организованная группа слышала всю напыщенную риторику холодной войны и предпочла проигнорировать ее, зная, что надежды, мечты и желания людей всего мира одни и те же, независимо от внешних условий, культуры, правительств и истории. Мы осознавали нашу коллективную и личную потребность в трансформации и посвятили себя поиску лучшего пути для совместной жизни в этом мире.

Таким образом, 85 обыкновенных мужчин и женщин отправились в Москву и Ленинград и погрузились в этот необычный опыт, участвуя в лекциях, семинарах, пресс-конференциях, культурных событиях, экскурсиях и частных встречах, иногда запланированных, а иногда спонтанных. Некоторые из нас навсегда полюбили Россию и по сей день остаются плененными всем, что с нею связано.

В мае 1998 года я вернулась в Москву, чтобы познакомить слушателей с двумя семинарами, тематика которых была обусловлена глубоким философско-психологическим духовным учением «Курс чудес». Я была поражена теми огромными изменениями, которые произошли в России со времени моего первого визита, и желание обратиться ко всем русскоязычным людям вспыхнуло с новой силой. Моим намерением было постижение жизни народа, общение и единение с людьми, осознание глубины и яркости того уникального вклада, который могут предложить миру все без исключения культуры – как хорошо известные, так и те, с которыми мы менее знакомы.

В прошлом году данная книга «Исцеление боли, скрытой за нашими пристрастиями и навязчивым поведением» оказалась в нескольких клиниках России, и ко мне стали поступать просьбы о переводе ее на русский язык. И здесь я с большим удовольствием представляю вам мою духовную сестру Киру Фельдгун, с которой мне посчастливилось познакомиться несколько лет назад.

Рожденная в России и проживающая сейчас в США, Кира является поистине мастером перевода и учителем глубоких универсальных концепций. Ей принадлежит перевод такого фундаментального и сложного по глубине идей труда, как «Курс чудес», которому она успешно обучает в Америке и в России. Вместе с ней мы предлагаем эту книгу тем, кто готов осознать и принять гораздо лучший способ жизни в этом мире, особенно после событий 11 сентября 2001 года. Более чем когда-либо, нам необходимо изменить собственное мышление, изменить свою жизнь и устремиться к осуществлению своих потенциальных возможностей. Удачи вам, дорогие друзья, на вашем духовном пути!

С наилучшими пожеланиями,

Кэрол Хау

 

 

Предисловие

Если бы двадцать лет назад мне сказали, что я буду писать книгу о пристрастиях, я бы сочла эту идею, по меньшей мере, абсурдной. В то время я никогда не задумывалась над проблемами пристрастий и аддиктивного поведения – во-первых, потому, что полагала, что к моей жизни всё это не имеет никакого отношения; во-вторых, по профессии я математик и подобные темы не затрагивали сферы моих интересов. Закончив институт, я некоторое время преподавала вторую ступень математики в школе, затем стала инженером в компании Ай-Би-Эм. Возможность работы с компьютерами появилась совершенно случайно. В то время я ничего не знала о компьютерах – да честно говоря, и не интересовалась ими. Теперь я понимаю, что нечто вело меня изнутри, и я ощущала это как энтузиазм, удовлетворенность, полноту.

Эта работа оказалась для меня идеальной, поскольку требовала мастерства и предоставляла возможность выйти за те пределы, которые я сама для себя установила. Я, например, экспериментировала со способностью, прекрасно служащей мне до сих пор, – убеждать себя в том, что мне под силу любая задача, независимо от имеющихся знаний или опыта. Те дни я вспоминаю с великой благодарностью. Они подготовили меня к новому этапу моей жизни. В 1970 году я вышла замуж, и следующий этап постижения собственной сущности начался всерьез.

Не меньшей неожиданностью, чем моя работа в Ай-Би-Эм, стало для меня открытие, что я могу стать консультантом, лектором и фасилитатором (ведущей семинаров) в области личностного развития и трансформации. Это случилось не в результате планирования карьеры или специального обучения, но стало естественным результатом поиска осмысленных ответов на важнейшие для меня вопросы. В молодости я вовсе не намеревалась стать консультантом или фасилитатором, не собиралась работать с группами, и тем более погружаться в область человеческих пристрастий. В начале 1970-х годов, желая растить наилучшим образом собственных детей, я начала исследовать психологические и духовные идеи за пределами моих привычных интересов. Поначалу я просто получала удовольствие от бесед с людьми, находящимися в аналогичном поиске, поскольку до этого мне редко доводилось встречать тех, кто были заинтересованы в познании самих себя. Сейчас я обнаруживаю, что почти все люди в круге моего нынешнего общения ставят своей целью аутентичную, подлинную жизнь, проводят глубокую внутреннюю работу, следуя своему внутреннему направлению, и исцеляют собственный разум. Именно от них я научилась многому, и именно перед ними я в неоплатном долгу. Это надежное внутреннее водительство продолжает содействовать пересечению наших столь различных путей, обогащая наши жизни и воодушевляя на глубокие открытия, о которых повествует данная книга.

Несколько лет назад мне предложили участвовать в одной конференции и провести семинар, который явился бы частью традиционной программы избавления от пристрастий (или, как их называют в России, «зависимостей») – в основном пристрастий к алкоголю, наркотикам и пище. Это был неординарный опыт для всех участников, посвятивших свое свободное время знакомству с перспективами в области изучения действительных причин наших пристрастий или зависимостей. Далеко за полночь затягивалось обсуждение идей – не всегда бесспорных, но приносящих освобождение и совершенно новых для большинства присутствующих. Впервые многие открыли свои сердца идее, которую интуитивно считали истинной, полезной для себя и кардинально отличной от всех, известных ранее.

Примерно год спустя во Флориде я выступила с подобной программой, которая оказалась особенно полезной для слушателей, и друзья посоветовали мне опубликовать запись семинара. Во время обработки материала некоторые из тех, с кем я проводила частные консультации, сделали чрезвычайно важные для себя открытия относительно собственных пристрастий и необходимости обращения к их реальной причине.

Стало ясно, что рассказы о собственном пути многих людей, в прошлом пристрастных к широкому спектру субстанций и зависимого поведения и ныне свободных от них, должны дотушить первоначальную запись семинара. Вопросы, на которые отвечали эти мужчины и женщины, пополнили данное исследование. Так, обретая всё новые горизонты и вдохновляемая те тем же внутренним водительством, рождалась эта книга.

Отрывки из диалогов участников семинара в первой части книги в сочетании с личностными историями во второй части демонстрируют универсальность пристрастий и необходимость расширить список хорошо известных привязанностей, чтобы включить в него многое из нашего обычного поведения. Выдержки из диалогов семинара являются окном в процесс исследования пристрастий, а ответы на вопросы, поставленные перед группой, иллюстрируют те шаги, которые совершенно необходимы в процессе исцеления.

Нет на Земле людей, не подверженных пристрастиям, и эта книга – о тех решениях, которые гарантируют успех и доступны всем, кто искрение желает перейти от констатации проблемы и внесения ее во всевозможные каталоги – к выбору «единого решения для всех проблем».

Всего одно решение предлагается здесь, поскольку и существует всего одна проблема.

В течение многих лет работы с сотнями людей я видела, как перед моими глазами развертывались одни и те же сюжеты. Нам всем присущи одни и те же чувства, мы все боимся одного и того же, мы все неверно расшифровываем сигналы нашей внутренней направляющей системы, и, к счастью, мы все способны кардинальным образом изменить свою жизнь. Мне посчастливилось быть свидетелем того, как люди приглашали исцеление в свою жизнь и далее, внося свой собственный вклад, обращали его на пользу другим. Поскольку в нас гораздо больше сходства, чем различий, я надеюсь, что слова друзей по странствию тронут ваше сердце и помогут в исцелении и обретении покоя, которые только и ждут вашего выбора. Достанет ли нам мужества, входя в новое столетие, принять и внедрить в практику предлагаемое здесь решение? Станет ли приятие сего дара нашим выбором во имя блага каждого в этом мире?

 

Введение

Сегодня наш мир отчаянно нуждается в новом подходе к теме пристрастий. Ему совершенно необходим более прогрессивный,более человечный и сострадательный путь к осознанию сил, лежащих в основе человеческих пристрастий и компульсивного, т. е. диктуемого пристрастиями поведения, чтобы найти простое, действенное, универсальное решение. Да, да, вы не ошиблись! Слушайте же внимательно все, желающие получить ответ!

Действительно, существуют решения и процессы, способные облегчить жизнь тем, кто страдает от губительных пристрастий и других поведенческих дилемм. Эти решения доступны и просты. Большинству из нас свойственна укоренившаяся привычка невероятно усложнять тему пристрастий, делать ее необычайно серьезной, тем самым обеспечивая постоянной работой несметную армию специалистов, институтов, государственных организаций и разного сорта бизнесов.

Например, реклама помощи в избавлении от привычки к курению обещает уменьшить страстное влечение к курению, не объясняя, что же в действительности происходит и почему. Отказ разобраться в природе компульсивного, или зависимого поведения гарантирует вечно неразрешимую проблему. В действительности проблема не столь уж и сложна, и единственный вопрос, который мы должны себе задать, – это желаем ли мы найти решение своим проблемам или же просто хотим продолжать перекраивать их, оправдывать, сетовать на них, бороться с ними или искать виновных.

Наша цель сейчас – пролить как можно больше света на тему пристрастий и указать на оптимальное и окончательное решение вместо множества решений временных. Так же как люди, живущие вблизи аэропортов, в конце концов, настраиваются на шум и не слышат пролетающих над ними самолетов, мы не замечаем очевидного, поэтому если в наши планы входит обретение душевного покоя, то перенастройка неизбежна. Конечно же, нам придется уступить очевидному факту, что всё большее и большее число людей пристрастно ко всё увеличивающемуся числу субстанций, действий или определенным точкам зрения и что большинство официально рекомендуемых решений неэффективно. Эти решения имеют дело с симптомами и иногда даже изменяют поведение, но они не обращаются к первопричине.

Иногда это уход сознательный, иногда подобное отклонение остается нераспознанным. Перенастройка, приводящая к позитивным изменениям, требует скорее желания сосредоточить внимание на нескольких излагаемых здесь идеях, чем каких-то особых умений или специального образования. Она требует взглянуть непредвзято на наше поведение и выбор, а не отрицать их; она требует желания понять друг друга, а не отмахиваться с безразличием от большинства людей; она требует желания узнать, как протянуть руку истинной помощи. Заметьте, пожалуйста, руку помощи, а не вызволяющую руку и не карающую десницу. Она требует инициативы, а не ожидания благословения или одобрения экспертов и официальных лиц. Вас искренне приглашают присоединиться к нашему поиску.

В более молодые и, естественно, более самонадеянные годы я бурно отрицала бы нужду в любой информации о каких-либо пристрастиях. Ведь я не принадлежала к «тем», кто не выпускают сигарету изо рта, к тем, кто злоупотребляют наркотиками или алкоголем, а посему пристрастия любого рода не входили в круг моих непосредственных забот. Верно? Вовсе нет. В течение многих лет постижения законов жизни я пришла к заключению: прежде всего пристрастию, необходимо дать совершенно новое определение.

Многие из нас ошибочно верили, что единственно значимыми были влечения к наркотикам, табаку, алкоголю и пище. Мы презирали тех, кто употребляют наркотики, считая их слабыми и больными, хотя и сами были вовлечены в более социально приемлемые формы пристрастий. Совсем недавно список тенденций, относящихся к пристрастиям, пополнился, включив в себя секс, обычные взаимоотношения, карточную игру, влечение к покупкам, работу и хобби. Горделивая наклейка на маши- m «Пристрастен к спорту, а не к наркотикам» демонстрирует полное непонимание того, что быть страстным спортсменом или болельщиком для миллионов людей есть самое настоящее пристрастие и что это не так уж и забавно.

Итак, что же представляет собой аддикция? American Heritage Dictionary определяет человека, которому свойственно то или иное пристрастие, как персону, «отдающую себя этому влечению вынужденно или по привычке». Мы же дадим ему новое определение как лицу, «использующему субстанции, действия или определенный способ общения с миром, чтобы оградить себя от страха, боли, ужаса, одиночества, чувств неадекватности и отчужденности». Любая аддикция служит всего одной цели: почувствовать себя лучше и предотвратить проникновение в сознание тревог и боли, стушевать нужду в исцелении. Необходимо понять, что именно общая для всех нас цель маскировки боли позволяет включить в категорию пристрастий такое большое число различных элементов. (Слово «боль», используемое в книге, относится к любому нарушению или отсутствию душевного комфорта и равновесия, физического ли, эмоционального или не дифференцированного. Это также относится к отсутствию чувств радости, удовлетворенности, защищенности, безопасности и уверенности). Фактически, как мы увидим далее, почти всё, что мы делаем, все наши планы служат единственной цели: отвлечению внимания от самого главного чувства, лежащего в основе всех остальных: «что-то с нами не так; что-то непоправимо и навечно неладно».

Итак, слушайте внимательно. Желая жить в безопасности и покое, мы должны внимательно, отбросив всякую защиту, всмотреться в то, как мы проводим время, в свои действия и дела, которыми мы одержимы. Любая активность в этом мире по сути своей нейтральна. В нее включается всё, что составляет нашу ежедневную жизнь: работа, школа, хобби, взаимоотношения, воспитание детей, религиозные церемонии, разного рода поиски смысла и стремление к пониманию происходящего. Поскольку наша культура огульно рукоплещет тем, кто проводят на работе несметное количество часов, кто постоянно устремлены к высшей цели или же ищут дополнительной информации, мы не видим двух всегда присутствующих и противоположных друг другу мотиваций во всем, что мы делаем, к чему стремимся и чего достигаем.

Мотивация нашей активности, а не сама активность определяет, разделяет ли она общую для всех пристрастий цель. Мы редко задаем себе простой вопрос: «Какова цель моей вовлеченности в подобную активность?» Для многих это неприятный или, по меньшей мере, озадачивающий вопрос, поскольку он помогает осознать отсутствие цели, преднамеренное решение не думать над содержимым наших мыслей, или же обнажает веру в то, что это содержимое никоим образом не соотносимо с чувствами и жизненными обстоятельствами.

Мы не замечаем своих мотиваций лишь потому, что не желаем их замечать. Мы предпочитаем оставаться в полном неведении относительно собственных мыслей, решений и привычек, чтобы избежать ответственности, интерпретируя ответственность как обвинения или как тяжкую ношу.

Теперь, если человека, которому свойственно то или иное пристрастие, мы определим как лицо, использующее субстанцию, людей или ситуацию с целью побега от внутренней тревоги или боли, то станет абсолютно ясно, что в данную категорию входим мы все. По сути, каждый из нас пристрастен к чему-то или до некоторой степени подвержен одержимому или вынужденному поведению, ибо всем нам присущи некие шаблоны мышления и убеждений, которые приводят к эмоциональной, физической или душевной боли. Эта боль, спрятанная в тайниках наших разумов и оставленная там, чтобы разрастаться и терзать нас, есть коренная причина нашей постоянной нужды в растущем числе пристрастий.

Если при упоминании об этой единственной универсальной причине наших пристрастий вы почувствуете огорчение, это скажет о многом. И это прекрасно, ибо только установив контакт с нашей собственной тревогой, мы сможем двигаться дальше, кследующей фазе исцеления. Нельзя исцелить то, что мы отказываемся допустить в сознание. Вспомните поговорку «нет дыма без огня». Там, где присутствует огорчение или тревога обязательно прячется маскирующаяся под истину вера в то, что сама природа наша дефективна и недостойна. Эта книга бросает вызов подобному убеждению и представляет процесс, общий для всех, добрый и полезный, трагически превратно понятый. Потребность избавления от боли универсальна, и способ нашего освобождения уже существует, ожидая только приятия, а не изобретения его.

Безоговорочное утверждение, что нам всем необходимо провести с собой кое-какую работу, поначалу огорчает и обижает, особенно когда мы приложили столько усилий, чтобы выглядеть «полноценными» в глазах мира. Именно в этот момент многие заявляют – может быть, чуть поспешно, – что у них определенно нет никаких глубоко захороненных печальных чувств, поэтому данная работа к ним не относится. Я гарантирую наличие у вас этих чувств. Надо ли удивляться тому, что мы не в контакте с ними, если нашей основной целью было отделить себя от них?

Мы много и упорно работали над тем, чтобы оставить вне сознания наши чувства и убеждения и предположения, веря, что сие – для нашего же блага. Сейчас для каждого наиболее важно взглянуть пристальнее, чем когда бы то ни было, на нежелание развивать данную тему и в срочном порядке перейти к тому, чтобы чувствовать свои чувства, а не просто думать о них. Ведь если мы отрицаем свою боль до степени неосознанности, мы задерживаем время исцеления, но не уничтожаем необходимости в нем. Повторяю, некоторые из вас, вероятно, сейчас говорят себе, что не ощущают боли и что к ним всё это не относится.

Задумайтесь еще раз вот о чем. Здесь перед нами отрицание в действии. Это не обвинение и не оскорбление – услышать, что нас влечет к боли, ибо боль – просто индикатор, сигнал нашему вниманию. Она с поразительной точностью означает, что мы выбираем нелюбовь к себе или другим и что этот выбор заслоняет наше наследственное право на счастье, и что если мы выбором, может исчезнуть, как только мы пожелаем изменить свое мышление.

После того как умер мой отец, а мать, заболевшая болезнью Альцгеймера, была помещена в дом для престарелых, нам с братом пришлось заняться домом. Разбирая ящики и папки, мы натолкнулись на дневники и журналы с записями моей матери. Она всегда очень аккуратно записывала всё без исключения. Мы нашли запись, относящуюся ко времени, когда мне было пять лет, а моему брату – три года. Запись в общем-то отражала удовлетворенность жизнью и замужеством, хотя и заканчивалась такой строчкой: «Но я не могу позволить себе самокопания». Эта фраза говорила о многом. И как же справедлива она для многих из нас! Даже ребенком я ощущала, что мамой движет нечто такое, что, застав ее врасплох, оказалось бы несомненной угрозой, если бы она вдруг покончила со своей неизменной занятостью.

Согласно мирским стандартам, жизнь матери была насыщенной и полной. Активная прихожанка церкви, она участвовала в делах города и школьной жизни детей, вела большой дом, который всегда был центром интересных событий. Знакомым нравилось бывать у нас, поскольку наш дом был живым и людным местом, где необычное считалось нормой. И всё же моя мама была подобна миллионам людей, не рискующим выкроить какое-то время лично для себя, чтобы поразмышлять в тишине и покое.

Взрослея, я иногда спрашивала ее, отчего она просто не сядет и не отдохнет. Она не могла ответить на этот вопрос. Она искала всевозможные оправдания, ссылаясь на то, как много ей нужно сделать. Она действительно верила в собственную запрограммированность. Подобно ей, многие из нас отказываются признать очевидное: мы сами творим нашу занятость, ибо она поддерживает в нас одержимость делами и лишает возможности установить контакт с собственными мыслями и чувствами. По собственному признанию мамы, она избегала самонаблюдения. Нужно сказать, у нее имеется большая компания единомышленников.

Итак, чего же мы боимся? Что случится, если мы станем анализировать наши мысли или природу своих чувств? Многие из нас так никогда об этом и не узнают, ибо мы так устроили свой мир, чтобы иметь возможность уклоняться от самой возможности самонаблюдения. Что же это за чувства, которые мы считаем столь властными и пугающими? Что же мы так отчаянно желаем скрыть от себя самих?

Работая с большим числом мужчин и женщин, я нашла один общий знаменатель для всех случаев: это неприятные чувства, ассоциируемые с оценкой самих себя как бесполезных, никчемных, никудышных. Мы ошибочно предполагаем, что наше внутреннее состояние есть барометр, отражающий факт. Но это совсем не так. Фактически, отсутствие покоя есть барометр ошибочной, но всепоглощающей веры в то, что наш постоянный внутренний диалог с самими собой и сопутствующее ему страдание неизбежны. Мы слушаем внутреннюю нескончаемую болтовню о нашей неполноценности, греховности, никчемности. Наша единственная проблема заключается в том, что мы слушаем всё это без разбора и никогда не задаем себе единственно важный вопрос: «Верна ли моя самооценка?» Вы никогда не задавали себе этот вопрос, не так ли? И даже когда вы читаете эти строки, он кажется вам подозрительным.

Поскольку мы задавали неверные вопросы и, следовательно, не узнавали лежащих прямо перед нами ответов, мы чувствовали себя загнанными в силки и оскорбленными, зная, что наш жизненный путь не приносит удовлетворения, однако не понимая, что же пошло по неверному пути? А по неверному пути что-то пошло только в нашем мышлении, поэтому лишь в нем и можно найти ответ. Слышите ли вы это? Только в нашем мышлении.

Теперь вы можете рассердиться: «Мои проблемы совсем не в разуме! Они – в моих детях, в моем начальнике, в деньгах, в моей расе, моем возрасте. Всё это не имеет никакого отношения к моему разуму!» Поэтому-то и настало время поговорить по душам и услышать: знаем мы об этом или нет, но весь наш опыт начинается, растет и заканчивается в нашем уме. Он действительно выплескивается и отражается в замысловатой ткани наших сложных и разных жизней. Но это никак не отрицает того факта, что любой опыт начинается в вашем собственном разуме. Если вы находите это огорчительным, то мы на правильном пути. Если вас утешает эта новость, то мы опять же на правильном пути. Мы все – на пути домой, и мы попадем туда, пройдя через один и тот же, общий и полезный для всех процесс.

Итак, первым предсказуемым шагом в этом процессе станет привнесение в сознание всех чувств, которые мы намеренно игнорировали. Именно здесь может произойти исцеление, именно здесь может возродиться душевный покой. К великому сожалению, это также то место, где нашим непроверенным и ошибочным убеждениям с готовностью протянута рука помощи. В этот первый момент, который можно с легкостью интерпретировать как следующий шаг в исцелении, большинство из нас быстро пресекает естественный целительный процесс, отрицая в себе неприязненные чувства. Мы ошибочно уклоняемся от них и устремляемся к нашим пристрастиям: будь то наркотики или даже социально приемлемые и даже поощряемые культурой привычки, чтобы убрать мучительные чувства из своего сознания. И цикл «появление боли – попытка заглушить ее медикаментозно» повторяется.

В самом начале нашего исследования необычайно важно заметить: вне зависимости от того, что нам откроется по поводу наших убеждений и мнений, или всех неприятных чувств, которые мы с таким усердием старались подавить, мы остаемся ценными и достойными существами, способными изменить самые скверные обстоятельства своей жизни. Мы имеем право на то, чтобы находиться там, где находимся, и быть услышанными. Наше фиксированное поведение не делает нас порочными.

Многие из тех, кто приходит на частные консультации, поначалу удивляются тому, как мало времени мы уделяем их специфическим проблемам. Это делается намеренно, поскольку наша совместная цель – прийти к решению проблемы как можно скорее. Все, без исключения, желают душевного покоя, но большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, как его найти. Все ресурсы и помощь, необходимые для изменения мышления, а следовательно, и для исцеления, всегда присутствуют и всегда доступны. Веками, в мифах и в реальности люди искали в мире то, что удовлетворило бы их, тот Ответ, который сделал бы их счастливыми, и в конце концов понимали, что искомое находилось прямо перед ними. По существу, ниша ситуация довольно проста, поскольку всё необходимое присутствует здесь и сейчас: вы любимы, вы имеете право на счастливую жизнь, у вас есть поддержка такой силы, о которой им даже не догадываетесь, и вы сами многое способны предложить. Заметьте, вроде бы этим ничего не сказано о наших пристрастиях; однако этим сказано всё о том, как решить проблему пристрастий.

Возможно, многие слышали о подобных идеях, но не отнеслись к ним серьезно, не сделали их своею практикой. Если мы искренне желаем изменить нашу жизнь, индивидуальную и коллективную, мы должны быть готовы постичь собственный разум и быстро уйти за пределы лелеемых представлений и мнений вместо того, чтобы непрестанно обвинять других. В таком процессе нам открывается наша собственная добродетель и мы обнаруживаем всё, что способны предложить миру. Эта книга – не об интеллектуально стимулирующих, но бездейственных положениях. Она знакомит с опробованными, предсказуемыми процессами, воспринятыми мужественными женщинами и мужчинами повсеместно. Истории и комментарии многих из них проходят через всю книгу. Наша совместная цель – перестать ассоциировать пристрастия с генетикой или с какими-либо событиями и восстановить связь между нашей оценкой самих себя и своих горестных чувств и потребностью избавиться от них. Если мы готовы испытывать эти чувства, принять ответственность за их появление и начать проверенный простой процесс, разрешающий их трансформацию, с нашими проблемами и пристрастиями будет покончено.

 

Часть I

Семинар

Для того чтобы извлечь из этой книги наибольшую пользу, вы приглашаетесь принять равноправное участие в нашем семинаре и увидеть себя одним из нас – ведь вы и есть один из нас. Я говорю с вами не как авторитетный эксперт, но как человек, обучающий тому, что он желает укрепить в себе самом. В ранний период работы в кампании Ай-Би-Эм я была инженером-диагностом. Обнаружение логической ошибки в программе компьютера или ошибки в нашей человеческой запрограммированности, видение того, что препятствует личному счастью или самореализации, есть моя сильная сторона, и я предлагаю разделить с вами то, что постигла сама.

Любому, мало-мальски знакомому с компьютерами человеку известно, что простая логическая ошибка в программе может привести к глубоким и далеко идущим последствиям. Таким же образом, ошибочное представление о самом себе может стать причиной болезненных и разрушительных последствий. В обоих случаях простая коррекция позволяет подлинной логике восторжествовать. И оба, компьютер и индивидуум, смогут работать безукоризненно, как швейцарские часы. Мы все ищем одного и того же – ошибок в нашем мышлении, чтобы исправить их и позволить возродиться гармонии и внутреннему покою.

Мои собственные страхи, не распознанные в течение долгого времени, были теми же, что и у миллионов других людей. Даже в моем самом раннем детстве общественные шаблоны утверждали: необходимо во что бы то ни стало всем нравиться, заслужить похвалу, избегать конфликта и хоронить огорчающие чувства как часть синдрома «мир любой ценой». Необходимость совсем соглашаться привела к тому, что я стала мастером в сделках, компромиссах, переговорах. Мне казалось, что все остальные просто обязаны читать мои мысли, и что, когда я сама буду в чем-то нуждаться, я не должна буду ни о чем просить. Несмотря на свой успех, я глубоко прятала убеждение в том, будто есть во мне нечто такое, что «выдаст меня с головой, если люди это обнаружат». Если бы меня конкретно спросили о моих страхах или о том, что же, по моему мнению, со мной не так, я просто не смогла бы ответить. Звучит знакомо? Более того, боязнь быть отвергнутой закрыла передо мною дверь к честным коммуникациям с людьми. Моя губительная неспособность сказать «нет» и сопутствующая ей потребность быть совершенной заставляли меня быть постоянно чем-то занятой.

 

Моя вечная, самой на себя взваленная необходимость доказывать, что со мной всё в порядке, что я достойна и значима, была парадоксальной и противоречивой, ибо в доказательство моей значимости я получала сколько угодно подтверждений. Но всего этого было недостаточно, и я продолжала действовать в том же духе.

И в этом я была не одна. Модель, созданная нашими общественными институтами, учила нас, что по мере взросления мы должны отказываться от выражения истинных чувств, загонять их вглубь как неполноценные и нежеланные отклонения от нормы. Такая модель в формировании отношения к нашим чувствам и сопутствующие ей негласные законы были сильнее миллиона слов. И все же они не сильнее нашей способности разобраться во всем этом и изменить образ нашего мышления. Оглядываясь на те способы, которыми я умудрялась выстраивать свои собственные ограничения, я изумляюсь, что столь долгое время не задавала никаких вопросов.

Восстав против этого неявного, но хронического ощущения некоего изъяна в себе, я начала разбираться, искать законы, которым следует жизнь, и приходила в отчаяние из-за отсутствия ответов. Самая главная часть жизненно важной информации, искомый ключ, казалось, намеренно утаивается от меня, становится недосягаемым. Должна сказать, что ничто из необходимого вам не будет утаено. Наш учебный план создан специально для вас, и вам более не нужно охотиться за чем-то, отличным от вашей повседневной жизни, чтобы найти помощь в продолжении обучения. Как часто повторял один из моих ранних учителей: «Весь секрет в том, что нет секрета». Примите это к сведению и присоединитесь к нам, дабы покончить с ненужным самоистязанием, с которым многие из нас так долго мирились.

Итак, вы приглашаетесь на семинар, посвященный пристрастиям. Сегодня 17 февраля 1996 года мы собрались в «Зимнем парке», штат Флорида.

Вообразите, что вы входите в небольшую, ярко освещенную приемную, в которой стоят стол, два стула, книжная полка и на стене висит доска объявлений. Из соседней комнаты до вас уже доносится гул голосов, поскольку некоторые пришли довольно рано, чтобы выпить чашечку кофе и пообщаться с друзьями. Входя сюда, вы видите примерно 65 поставленных полукругом стульев, которые быстро заполняются. В воздухе царит теплая и дружественная атмосфера. Стены украшены оригинальными картинами и плакатами с каллиграфически выведенными воодушевляющими изречениями. Комната освещается мягким светом, несколько настенных ламп направляют свой свет на картины. Записывающее оборудование расположилось в углу с красивыми цветами.

Многие из участников сегодняшнего семинара – так называемые «постоянные», т. е. те, кто посещают все мои классы и семинары. Для них этот день – продолжение поиска. Но для других данный семинар – самое начало, открытие нового аспекта в знакомой теме. Несколько человек пришли с друзьями просто из любопытства. Другие почувствовали внутреннее побуждение пойти на семинар и не имеют ни малейшего представления, зачем они здесь. Кто-то из этой группы уже успешно изменил свое поведение, другие всё еще пребывают в замкнутом круге собственных пристрастий. В дополнение к разным уровням осведомленности о данном предмете аудитория представляет собой большое разнообразие возрастов, образовательного и экономического статуса, карьер и талантов. Благодаря открытой и теплой атмосфере, каждый быстро становится частью группы. Я не перестаю удивляться мужеству, которое люди демонстрируют, став на путь поиска.

Многие общечеловеческие страхи и ограничения обрели голос через представленные здесь вопросы, комментарии и открытия. Темы могут казаться случайными, но эти отрывки являются достоверной транскрипцией живого, не репетированного семинара, описываемого в той последовательности, в которой он протекал. Множество ответов поступало от людей самых разных профессий и самого разнообразного опыта. Эти выдержки из разговора отражают смятение, сомнения обычного человека, непонимание, связанное с предметом пристрастий, их основной причины и окончательного решения. В дополнение к страхам и ограничениям, многие участники проявили мудрость, проницательность и готовность увидеть пристрастия в совершенно новом для них свете.

Итак, садитесь рядом с нами или чуть поодаль, если вам покамест неуютно с этими новыми идеями, или же в середину, если чувствуете себя свободно. Чтобы присоединиться к нам, просто решите, что вы находитесь среди друзей, и погрузитесь в общую атмосферу дружелюбия. Слушайте с открытым сердцем – и вы станете частью процесса. Следите за своими реакциями, думайте, как бы вы среагировали на тот или иной вопрос или на любое огорчение, которое почувствуете. Считайте себя приглашенными и полностью вовлеченными в работу.

[17 февраля, 1996 9:00 утра. Семинар начинается с кофе, регистрации и общего разговора]

На прошлой неделе я беседовала с близкой подругой, милейшей женщиной, которая переживает сейчас трудные времена, связанные с душевной травмой. В центре ее переживаний развод, осложняющийся необходимостью переезда в другой город, перевода детей в новую школу в середине учебного года и т. д. «Знаешь, – сказала она, – мне иногда кажется, что я пристрастна к вине». Я горячо поздравила ее с подобной проницательностью. Она не изучает психологию или метафизику и пришла к своему о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: