Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
| 10 дней
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)
| Вздрагивает и мигает при резком звуке
|
|
| Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
|
| Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
|
| 18-20 дней
| Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
| Успакаивается при слабом звуке
|
|
|
|
|
|
| 1 месяц
| Плавное прослеживание движущегося предмета
| Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
|
|
|
|
|
| 2 месяца
| Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущийся игрушкой или взрослым
| Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке.
|
| Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
|
| Повторно произносит некоторые звуки
|
| 3 месяца
| Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)
|
| Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
| Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
| Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)
|
|
|
| Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
| 4 месяца
| Узнает мать (радуется)
| Поворачивает в сторону с невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
| Во время бодроствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
| Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку.
| Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
|
| Подолгу певуче гулит.
| Ест с ложки полугустую и густую пищу.
| 5 месяцев
| Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
| Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
| Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
|
|
|
|
|
| 6 месяцев
|
| По-разному реагирует на свое и чужое имя.
|
| Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
| Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
|
| Произносит отдельные слоги (начала лепета)
| Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищу.
| Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
| 7 месяца
|
|
|
| Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
| Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
| На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
| Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги
|
| 8 месяцев
|
|
| Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.).
| Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, строит и опускается. Переступает, держась за барьер.
| Сам садится и ложится. По слову взрослого выполнят разученные раннее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку»
| На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
| Громко и четко повторно произносит различные слоги.
| Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашечки, которую держит взрослый.
| 9 месяцев
|
| Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию
| Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка.
| С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойства (катает, вынимает, открывает, гремит, выжимает и др.)
| Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
| На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, поворачивается на зов.
|
| Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
| Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
| 10 месяцев
|
|
| Действует рядом с ребенком или одной с ним игрушкой
| Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает, закрывает и вкладывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер.
| Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее
| На просьбу «дай!» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-воровка», «прятки» и др.) выполняет разученные действия и движения.
| Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
| Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
| 11 месяцев
|
|
| Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям.
| Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)
| Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги
| По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)
| Произносит первые слова-обозначения, например «ав-ав», «кис-кис», «дай»
| Умения и навыки закрепляются
| Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
| 12 месяцев
| Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнает на фотографии знакомого взрослого
|
| Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
| Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.)
| Ходит самостоятельно (без опоры).
| Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «положи на место», и др.) Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обощенный характер. По слову взрослого выполняет разученные раннее действия с игрушками.
| Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов
| Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол).
|
|
Поиск по сайту:
|