Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни




Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Вздрагивает и мигает при резком звуке     Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успакаивается при слабом звуке            
1 месяц Плавное прослеживание движущегося предмета Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого          
2 месяца Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущийся игрушкой или взрослым Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке.   Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.   Повторно произносит некоторые звуки  
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)     Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звуки.   Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)      
Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
4 месяца Узнает мать (радуется) Поворачивает в сторону с невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии Во время бодроствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.   Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.
5 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека). Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.          
6 месяцев   По-разному реагирует на свое и чужое имя.   Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.   Произносит отдельные слоги (начала лепета) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищу.
Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
7 месяца       Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте   Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги  
8 месяцев     Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, строит и опускается. Переступает, держась за барьер.   Сам садится и ложится. По слову взрослого выполнят разученные раннее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку» На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. Громко и четко повторно произносит различные слоги. Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашечки, которую держит взрослый.
9 месяцев   Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойства (катает, вынимает, открывает, гремит, выжимает и др.) Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, поворачивается на зов.   Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 месяцев     Действует рядом с ребенком или одной с ним игрушкой Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает, закрывает и вкладывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее На просьбу «дай!» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-воровка», «прятки» и др.) выполняет разученные действия и движения. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
11 месяцев     Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям. Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень) Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)   Произносит первые слова-обозначения, например «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляются
Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
12 месяцев Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнает на фотографии знакомого взрослого   Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.) Ходит самостоятельно (без опоры). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «положи на место», и др.) Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обощенный характер. По слову взрослого выполняет разученные раннее действия с игрушками.   Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: