| Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки и умения в режимных процессах |
| 1год 1мес-1год 3мес | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3см. | Воспроизводит в игре раннее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
| 1год 4мес-1год 6мес | Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) | Пользуется облегченными словами («би-би») и произносит правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
| 1год 7мес-1год 9мес | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «где?» | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями. | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3см. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». | Ходит по ограниченной поверхности 9шириной 15-20см), приподнятой над полом (15-20см). | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку). |
| 1год 10мес-2 года | Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка. | При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Перешагивает через препятствия (брусочки) чередующимся шагом. | Частично надевает одежду. |
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
| Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Навыки | Движения | |||
| грамматика | вопросы | Воспроизведение формы | Воспроизведение цвета | одевания | кормление | |||||
| 2года-2года 6мес | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | Появляются вопросы «где?», «куда?» | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3) | Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их. | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28см. | |
| 2года 6мес- 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | Появляются вопросы «почему?», «когда?». | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. | Называет 4 основных цвета. | Появляются элементы ролевой игры. | Появляются сложные сюжетные постройки. | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. | Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания. | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35см. |
| 4 года | Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуясь многословными придаточными предложениями Классифицирует предметы раскладывая на 2 группы (4-я лишняя) | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей | Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый) | Играет ролевые игры с 2-3-мя детьми, распределяя роли и выполняя их | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | В рисунке использует предметы из нескольких частей: дом, машина, поезд | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки | Ест из мелкой тарелки, пользуясь вилкой | Умеет подпрыгивать на 2-х ногах, продвигаясь вперед |