Что может сделать школа?




В последнее время очень много говорится о необходимости инклюзивного образования. Инклюзивное образование (от фр. inclusif -включающий в себя) — один из процессов трансформации общего образования основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Предоставление равных образовательных возможностей для детей-инвалидов, включенных в сообщество здоровых сверстников, дает возможность осваивать навыки социального взаимодействия в естественной среде. У детей с ограниченными возможностями здоровья расширяется круг общения, они участвуют в разнообразных видах учебной, игровой, творческой деятельности, осваивают различные способы коммуникации, приобретают социальный опыт.

Но, чтобы подобная система организации учебного процесса была действительно эффективной, мало оснастить здания школ пандусами для инвалидных колясок. Сама система преподавания, господствующая в массовой школе не всегда подходит «особым детям». Так, скажем ребенку с ДЦП трудно удержать внимание большее 15-20 минут, а урок длиться 45 минут. Учителю невозможно выделить время на уроке для индивидуальных занятий с больным ребенком, ему важнее удержать внимание остальных 30 человек в классе. Нужен помощник (волонтер, социальный педагог, кондуктор), который, не отвлекая учителя, помог бы ребенку усвоить учебный материал в его темпе.

Необходима профессиональная переподготовка учителей – работа с детьми с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Неподготовленному учителю трудно отличить проявления болезни от каприза, неподготовленность к уроку от стресса перед устным ответом. Учитель боится не справиться, если на уроке с ребенком вдруг начнется эпилептический припадок.

Нужно сформировать благоприятный психологический климат в коллективе одноклассников – если ваш ребенок встретиться с насмешками или игнорированием, психологический ущерб от подобного общения превысит благо от «интеграции в здоровое общество». Поэтому пока возможности инклюзивного образования реализуются в небольших, чаще всего частных школах, где подобные проблемы решить гораздо проще чем в массовых образовательных учреждениях, рассчитанных на тысячи учащихся. Пока еще работают специализированные коррекционные школы для детей-инвалидов.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для де­тей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе VI вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом.

Если двигательные нарушения у ребенка тяжелые, и каждый день возить его в школу представляется затруднительным, на помощь приходят школы-интернаты.

В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает подростка к встрече с окружающим миром.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому. Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными. Помощь в подобной ситуации могут оказать волонтеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: