Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства




Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жиз­нерадостности и живого характера играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса.

Опираясь на разработанное отечественными психологами поло­жение о том, что развитие творческих способностей находится в за­висимости от расширения практического опыта и участия в различ­ных видах художественной деятельности, Ю. А. Самарин в способ­ностях выделяет три стороны:

- накопление и систематизация знаний;

- формирование потребностей в определенных видах деятельно­сти;

- роль умений в решении творческих задач.

 

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искус­ству, необходимо учитывать следующее:

- народное искусство — своеобразный катализатор детского изо­бразительного творчества;

- в народном искусстве аккумулируется традиционный художе­ственный опыт поколений;

- произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстети­ческим суждениям. Это утверждение правомерно, поскольку, со­прикасаясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эсте­тическая деятельность. Самостоятельно вычленить все выразитель­ные средства, к которым прибегает умелец, не всегда доступно ребенку. Но при помощи педагога дошкольнику открываются ши­рота и лаконизм декоративного искусства, которое обладает не только потрясающей силой воздействия на ребенка, но и богатей­шей основой обучения его основам изобразительного искусства. Именно в декоративно-прикладном искусстве все выразительные средства явственно проступают в произведениях, они четко про­сматриваемы и ощущаемы. Это не означает, что изобразительную грамоту дети постигают только на занятиях по ознакомлению с на­родным искусством. Знакомство с живописью, графикой, скульпту­рой, архитектурой и дизайном важно и значимо для творческого становления дошкольника. Речь идет о том, какие виды искусства на каком этапе обучения и в какой форме должны привлекаться педагогом, чтобы формировать эстетическое отношение дошколь­ников к произведениям искусства и на его основе развивать твор­чество детей

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осу­ществляется в несколько стадий:

- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения декоративно-прикладного искусства;

- стадия константности. Дети воспринимают произведения на­родных мастеров как относительно постоянные по форме, цвету, вели­чине предметы, обладающие рядом существенных, индивидуальных черт;

- стадия структурности. Дети учатся синтезировать свои впе­чатления, художественно-эстетический, личный опыт для того, что­бы выделить структуру декоративного образа, его выразительные средства, при взаимодействии которых удается создать целостный образ;

- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразитель­ности декоративных образов от материала, техник и средств, которые используются мастерами;

- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

В процессе ознакомления с тем или иным видом декоративно- прикладного искусства дети воспринимают произведение не только как самостоятельно существующий объект искусства, но и как вы­разительный компонент времени, пространства, культуры, по кото­рому мы можем судить о характерных особенностях эпохи, области, ремесла и т. д.

Выделим фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

- подготовительная. Накопление ребенком художественно- эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;

- аналитическая. Активное восприятие произведения, форми­рование эстетической оценки воспринимаемого образа;

- творческая. Самостоятельное включение декоративного обра­за в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;

- оценочная. Сравнение и оценка других произведений изобрази­тельного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

Внесение любого предмета народного искусства в группу вызы­вает у детей положительные или отрицательные эмоции, посредством которых первоначально воспринимается и оценивается окружающий мир, стимулируется активность человека, так как они служат свое­образным регулятором его поведения в творчестве. Как показывает практика, встреча с ними всегда вызывает только положительные эмоции, поскольку в них содержатся свет, тепло, любовь мастера, пронесшего традиции того или иного промысла через столетия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: