ПРИХОДНЫЕ И ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ




(«МАЛЫЙ НАЧАЛ»)

Продолжаем начатое в первом выпуске «Вифлеема» знакомство с христианскими молитвами. Мы уже познакомились с Молитвой Мытаря̀: «Боже, милостив…» С этой же молитвы начинаются и приходные и исходные поклоны в келье (дома) и в церкви (читаем вслух только выделенное жирным шрифтом):

Бо́же, ми́лостив бу́ди мнѐ гре́шному (поклон[1]).

Созда́выи мя̀ Го́споди, и поми́луй мя̀ (поклон).

Без числа̀ согреши́х, Го́споди поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя̀ Богоро́дице: при́сно Блаже́нную, и Пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м, и Сла́внейшую вои́стину Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва Ро́ждьшую, Су́щую Богоро́дицу Тя̀ велича́ем (поклон всегда до земли).

Сла́ва Отцу̀ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благословѝ (поклон).

Отпу́стная молитва: Го́споди Ису́се Христѐ, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Тѝ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста̀, и святы́х А́нгел, Храни́тель на́ших, и все́х святы́х, поми́луй и спаси́ нас, я́ко Бла́г и Человеколю́бец. Ами́нь. (Поклон без крестного знамениядо земли; этот поклон адресован не Богу, а священнику: в церкви – настоятелю, а в келии или дома – заочно своему духовному отцу; поскольку священнику и прочим людям положено кланяться без крестного знамения, этот поклон делается «не крестясь», в отличие от основных 7 поклонов, и в счет поклонов не входит).

После этого по обычаю повторяют Молитву Мытаря̀ (с тремя поясными поклонами).

 

 

Рисунок 18

 

По уставу, изложенному в предисловии к учебной Псалтыри (XVII век), каждый христианин должен молиться этот «семипоклонный начал», входя и выходя из дома (собираясь идти в церковь или по каким-то делам), входя в церковь и выходя из неё. В будние дни, если нет праздника, все эти поклоны полагаются до земли; в воскресные и субботние дни (а также в праздники с полиелеосом или великим славословием – это указано в Церковном календаре в 1-м выпуске «Вифлеема») все поклоны поясные, кроме поклонов по «Достойно есть» и на отпустной молитве. В Великий же пост все эти поклоны в любые праздники земные, кроме суббот и воскресных дней, а также праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы.

Для лучшего понимания переведём эти молитвы на современный язык.

Молитва Мытаря̀: Боже, будь милостив ко мне, грешному! Ты, Господи, создал меня – Ты меня и помилуй! Я весьма много согрешил, – Господи, помилуй и прости меня, грешного!

Величание Пресвятой Богородице: Воистину подобает ублажать Тебя, Богородица, – всегда блаженную, и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Более почитаемую, чем Херувимы, и воистину более славную, чем Серафимы [2], без нарушения девства родившую Бога Слова [Исуса Христа], истинную Богородицу – тебя величаем!

Эта молитва направлена против ереси Нестория, учившего, будто Дева Мария родила не Бога, но человека, и запрещавшего называть Её Богородицею. Лжеучение Нестория отвергнуто святыми отцами на III Вселенском соборе. Пресвятая Дева во своей пречистой утробе вместила Бога, стала живым Престолом Владыки Ангелов, и поистине стала превыше всякой твари, выше всех Ангельских чинов. И о том, что Её подобает всем поколениям ублажать, Она сама пророчески провозгласила, по Евангелию: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо призрел Он на смирение Рабы Своей, и вот, отныне будут ублажать Меня все роды; ибо сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов на боящихся Его!» (Лк. 1: 46-50).

Интересна история происхождения сей молитвы. Конечная часть её («Честнейшую Херувим») написана преподобным Козьмою, епископом Майумским, жившим в VIII веке. А начало сей молитвы было добавлено позже. В конце X века на Святой Горе Афон в келье подвизались старец и его ученик. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в церковь. Пока он отсутствовал, келью посетил некий монах и попросился к ученику на ночлег. В предрассветный час, когда инок и монах-пришелец молились перед иконой Божией Матери «Милостивая», пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим». Гость неожиданно предварил эту песнь величанием «Достойно есть». Красота песнопения удивила инока, и он попросил гостя записать начало молитвы. Но в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, потому незнакомец взял каменную плиту и стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке. Закончив писать, он повелел всегда петь именно так, а сам внезапно исчез (по преданию, это был Архангел Гавриил). Инок продолжил петь это дивное величание, когда вернулся старец. О чудесном событии было сообщено патриарху и императору, и камень с начертанною молитвой был отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском монастыре Протат. С тех пор песнопение «Достойно есть» перешло во всеобщее Богослужебное употребление.

Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и в вечные века, – воистину так!

Как пишет блаженный Симеон, архиепископ Солунский, эта «песнь во славу Святой Троицы составлена святыми отцами… Мелетием и Флавианом, Антиохийскими патриархами… Это – против Ария[3] и Савеллия[4], нечестиво мысливших. «Слава» – против ариан: потому что едина слава Святой Троицы – и Троица единосущна. «Отцу и Сыну и Святому Духу» – против Савеллия, богохульно проповедовавшего, что Святая Троица есть единое Лицо. «Ныне и присно» и прочее – потому что Троица – Одна и Та же, существует всегда и есть неизменна, и слава Троицы есть ныне и всегда и будет вечно» (Труды блаженнаго Симеона, архиепископа Фессалоникийскаго. Кн.1. Ответ 284).

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови. Трижды призывается имя Господа – «в честь Пресвятой Троицы, так как Троица – един Господь – и трижды говорится в честь Троицы: “Свят, свят, свят” (Господь)» (Труды блаж. Симеона. Там же ). И мы молимся, дабы Господь в Троице нас помиловал (Пс. 50:1) и благословил на молитву и все благие дела.

Отпу́ст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистой Твоей Матери, силой Честнаго и Животворящего Креста, и [ради молитв] святых Ангелов, Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, поскольку Ты – Благ и Человеколюбец.

Это – знаменитая и драгоценнейшая Исусова молитва, но только дополненная призыванием заступничества Пресвятой Богородицы и всех святых (о самой молитве Исусовой, Бог даст, мы напишем подробнее в следующих выпусках «Вифлеема»). Мы просим всеблагого и человеколюбивого Господа помиловать нас не ради наших собственных молитв, которые слабы и нечисты, ибо сказано: «Неприятна похвала в устах грешника» (Сирах.16:9), – но ради пролитой Им на Кресте за нас Крови, а также ради пречистых молитв Его Матери («ибо много может молитва Матери для умоления Владыки», богородичен на 6 Часе), святых Ангелов, приставленных к нам от Него и ходатайствующих за нас пред Богом, по сказанному: «Ангелы их [верных] на Небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10), – и всех угодивших Богу святых, потому что «они, имея дерзновение к Любящему и Возлюбленному, могут и нас примирить и соединить с Ним» (Творения блаж. Симеона. Кн.2. Ответ 87).

Аминь – «истинно так!» – этим словом, как печатью, заключаются многие молитвословия, ибо мы должны молиться Богу с дерзновенной верой и твердой надеждой на получение просимого, как повелел Сам Господь: «Имейте веру Божию, ибо истинно («аминь!») говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам » (Мрк.11: 23-24).

Итак, мы познакомились с «малым, или семипоклонным, началом». Этот молитвенный чин подобает совершать и востав от сна утром, и перед сном, – и выходя из дому, и возвращаясь в него, – и входя в церковь, и исходя из неё. И при начале и в конце всяких молитв в церкви и дома (вечернего и утреннего правила, церковной службы) по благочестивому обычаю Церкви совершается это краткое молитвословие ко Господу Богу нашему, Которому во Святой Троице подобает честь и слава ныне и вегда, и во́ веки веко́м. Аминь!

 


[1] Где написано «поклон», нужно оградить себя крестным знамением и поклониться до пояса, а если «поклон до земли» – до земли: ладони положить рядом одну с другой на подручник (чистую подстилку на полу), колени поставить на пол, лбом прикоснуться к рукам, а потом опять встать в полный рост, а не оставаться на коленях.

[2] Херувимы и Серафимы – названия Ангельских чинов.

[3] Арий – еретик, учивший, что Сын (Исус Христос) – не Бог во плоти, а тварь Божия, то есть не признавал Святую Единосущную Троицу.

[4] Савеллий – еретик, сливавший три Лица Святой Троицы в одно и нечестиво учивший, будто вовсе нет Троицы, а одно и то же Лицо называется то Отцом, то Сыном, то Святым Духом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: