ИЗ КНИГИ «ПОД ЗНАКОМ САТУРНА» (1980)




МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

Экспонат первый. Роскошный цветной фотоальбом — несомнен­но, самое поразительное издание такого рода из выпущенных где-либо в последнее время, включающее 126 снимков, сделан­ных Лени Рифеншталь. В недоступном нагорье южного Судана обитают около восьми тысяч богоподобных нубийцев — вопло­щение физического совершенства. У них крупные, красиво вы­лепленные, частью выбритые головы, выразительные лица и мус­кулистые тела, изборожденные живописными шрамами и припо­рошенные священной сероватой золой. На фотографиях они прыгают, сидят на корточках, шагают по засушливым склонам или борются. А на суперобложке «Последних из нубийцев» — зрелище не менее восхитительное: 12 расположенных в хроно­логическом порядке черно-белых изображений Лени Рифенш­таль, иллюстрирующих ее жизненный путь (суровая сдержан­ность в юности; обезоруживающая техасская улыбка дамы пре­клонного возраста на сафари), зафиксировавших неумолимый ток времени. Первая фотография сделана в 1927 году, когда в свои 25 лет она уже стала кинозвездой, а самые последние дати­рованы 1969-м (с прижатым по-матерински к груди голеньким африканским младенцем) и 1972-м (с фотоаппаратом в руках), но каждая отмечена печатью идеальной, неувядаемой красоты в духе Элизабет Шварцкопф, с годами становящейся все более рельефной, чеканной и здоровой. Фотоснимки сопровождают напечатанный на суперобложке биографический очерк и безы­мянное введение, озаглавленное «Как Лени Рифеншталь пришла к изучению нубийцев-месакинов Кордофана», полные беззастен­чивой лжи.

Во Введении, где приводится подробный отчет о странствии Ри­феншталь по Судану (вдохновленном, как нам сообщают, про­чтением «одной бессонной ночью в середине 50-х «Зеленых хол­мов Африки» Хемингуэя), автора фотоальбома лаконично пред-


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

ставляют как «полумифическую фигуру, режиссера довоенной поры, почти забытого нацией, которая предпочла стереть из па­мяти целую эпоху своей истории». Кто, кроме самой Рифеншталь (надеемся, что так и есть), смог бы выдумать басню насчет туман­но обозначенной •нации», которая по какой-то неназванной причине «предпочла» совершить прискорбный акт трусливого забвения «эпохи» — тактично оставляемой неуточненной — •своей истории»? Остается уповать на то, что хотя бы некоторых читателей покоробит эта стыдливая аллюзия на Германию и эпо­ху Третьего рвйха.

В отличие от Введения, биографический очерк на суперобложке гораздо щедрее на изложение фактов карьеры Рифеншталь, по­вторяя ту самую ложь, которую она сама распространяла о себе в последние двадцать лет.

•Лени Рифеншталь приобрела мировую известность в качестве кинорежиссера в 30-е годы, в непростое и решающее для Герма­нии время. Она родилась в 1902 году и с детства чувствовала при­звание к танцевальному творчеству. Благодаря этому она стала участвовать в немых лентах, а вскоре и сама приступила к съем­кам звуковых фильмов, — таких, как «Гора» (1929), в которых вы­ступала и как актриса.

Эти насыщенные романтикой фильмы получили широкое при­знание, не в последнюю очередь Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в 1933 году, который поручил Рифеншталь сделать доку­ментальную картину о партийном съезде в Нюрнберге в 1934 году».

Надо обладать довольно оригинальным складом ума, чтобы обо­значить эру нацизма как «непростую и решающую эпоху», сум­мировать события 1933 года приходом Гитлера к власти и утвер­ждать, что Рифеншталь, чья деятельность в это десятилетие спра­ведливо считается пропагандой нацизма, «приобрела мировую известность в качестве кинорежиссера», что, очевидно, должно вписать ее в один ряд с такими современниками, как Ренуар, Лю-бич и Флаэрти. (Неужели издатели позволили ЛР самой написать это предисловие? Это представляется крайне сомнительным, хо­тя фраза «с детства чувствовала призвание к танцевальному творчеству* вряд ли могла родиться под пером человека, для ко­торого английский язык родной.)

Сами факты безусловно либо неточны, либо вымышлены. Мало того, что Рифеншталь не ставила звуковой фильм под названием •Гора» и не снималась в нем. Такого фильма просто никогда не


СЬЮЗЕН ЗОНТАГ

существовало. Карьера Рифеншталь вообще выглядела не так, как здесь описано — сперва участие в немых лентах, а потом, с при­ходом звука, режиссура и съемки в собственных фильмах. Во всех девяти картинах, в которых она когда-либо снималась, Ри­феншталь играла главные роли, и семь из них поставлены вовсе не ею. Вот эта семерка: •Священная гора» (Der heilige Berg, 1926), •Большой прыжок» (Der grosse Sprung, 1927), «Судьба дома Габс­бургов» (Das Schicksal derer von Habsburg, 1929), «Белый ад Пиц Палю» (Die weisse Holle von Piz Palue, 1929) — это все немые, а за ними последовали «Бури над Монбланом» (Sturme uber dem Monblanc, 1930), «Белое безумие» (Die weisse Rausch, 1931) и «COC! Айсберг!» (S.O.S. Eisberg, 1932-1933). Все они, кроме одно­го, были поставлены Арнольдом Фанком, прославившимся еще с 1919 года постановкой альпийских эпических боевиков и после того, как в 1932 году Рифеншталь оставила его, чтобы самой стать режиссером, снявшим только две картины и обе проваль­ных. (Он не является автором только поставленной в Австрии ♦Судьбы дома Габсбургов», мелодрамы в роялистском духе, где Рифеншталь сыграла Марию Вечера, подругу кронпринца Ру­дольфа в замке Майерлинг. По-видимому, не сохранилось ни од­ной копии этого фильма.)

Вульгарно-вагнерианские декорации, в которые Фанк помещал Рифеншталь, не были просто данью «возвышенному романтиз­му». Несомненно, задумывавшиеся в момент творения как совер­шенно аполитичные, из сегодняшнего дня эти фильмы, по заме­чанию Зигфрида Кракауэра, однозначно прочитываются как ан­тология протонацистской чувственности. Скалолазание в филь­мах Фанка выступало навязчивой визуальной метафорой безгра­ничного стремления к возвышенной мистической цели — пре­красной и пугающей одновременно, — которой позднее суждено было облечься в конкретную форму культа фюрера.

Рифеншталь из фильма в фильм повторяла один и тот же об­раз — дитя природы, отваживающееся одолеть вершину, которую другие, «свиньи из долины*, обходят стороной. Первой в этом ря­ду стала юная танцовщица по имени Диотима, которую приоб­щает к экстатическим радостям здорового альпинизма возлюб­ленный, страстный скалолаз (немая лента «Священная гора», 1926). Этот образ эволюционировал и обогащался. В своем пер­вом звуковом фильме «Бури над Монбланом» Рифеншталь уже изображает девушку, полностью находящуюся во власти гор, ко­торая преодолевает смертельную опасность, спасая любимого, метеоролога, на чью станцию обрушивается ураган.

Первый же из шести поставленных самой Рифеншталь филь-


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

мов— ^Голубой свет» (1932), принадлежал жанру «горных*. Глав­ную героиню, похожую на девушек из фильмов Фанка, за роли которых она «получила широкое признание, не в последнюю очередь Адольфа Гитлера», сыграла сама режиссер. Поверхност­но разработанные Фанком темы целеустремленности, чистоты и смерти сразу же приобрели у Рифеншталь аллегорический смысл. Гора как обычно изображалась как нечто в высшей степе­ни прекрасное и опасное, обладающее волшебной силой пробу­ждать стремление к самоутверждению и вместе с тем бегству от самого себя в*братство мужественных людей и в смерть. Рифен­шталь предназначила себе роль простого существа, связанного с силами разрушения. Только она, Юнта, отверженная жителями деревни оборванка, способна добраться до источника голубого света на вершине горы Кристалло, в то время как привлеченная этим светом молодежь из близлежащих селений лезет на гору и, срываясь, разбивается насмерть. Девушку же убивает не манящая недостижимая цель, символом которой стала гора, а прозаиче­ский дух зависти, исходящий от окружающих, и слепой рацио­нализм возлюбленного, благодушного горожанина, — именно это толкает девушку в пропасть.

После «Голубого света» Рифеншталь поставила вовсе не «доку­ментальную картину о партийном съезде в Нюрнберге в 1934 го­ду» _ на ее счету четыре неигровые ленты, а не две, как она стала утверждать в целях самообеления с начала 50-х годов и позд­нее — и первой в их ряду стала «Победа веры» (Sieg des Glaubens, 1933), посвященная первому съезду национал-социалистической партии, состоявшемуся после захвата власти Гитлером. Затем по­следовали два фильма, действительно принесшие ей мировую известность — о новом съезде нацистской партии «Триумф во­ли» (Triumph des Willens, 1935), о чем, кстати, не упоминается на обложке фотоальбома «Последние из нубийцев», и 18-минутная короткометражка, сделанная для армии, «День свободы: наша ар­мия» (Tag der Freiheit; Unsere Wehrmacht, 1935), воспевшая красо­ту солдатского служения фюреру. (Неудивительно, что и эта кар­тина, копия которой была обнаружена в 1971 году, тоже не упо­минается в альбоме; на протяжении 1950—60-х годов, когда Ри­феншталь и все другие считали «День свободы» утраченным, она исключила его из своей фильмографии и отказывалась обсуж­дать с интервьюерами.)

Далее на суперобложке говорится следующее: «Отказ Рифеншталь выполнить требование Геббельса и подчи­нить визуальный строй картины жестким пропагандистским це­лям привел к конфронтации, достигшей обострения в тот мо-


СЬЮЗЕН ЗОНТАГ

мент, когда Рифеншталь сделала фильм об Олимпийских играх 1936 года под названием «Олимпия». Геббельс предпринял по­пытку запретить его, и он был спасен только благодаря личному вмешательству Гитлера.

Наряду с двумя наиболее заметными документальными лентами, снискавшими ей славу в ЗО-е годы, Рифеншталь вплоть до 1941 года ставила по собственному усмотрению фильмы, никак не связанные с подъемом нацистского движения, пока этому не по­мешала война.

Знакомство Рифеншталь с нацистской верхушкой повлекло в конце второй мировой войны ее арест: дважды она представала перед судом и дважды была оправдана. Но это нанесло урон ее репутации, и вскоре она была почти забыта, хотя ранее имя Ри­феншталь было на слуху у целого поколения немцев».

Кроме замечания о том, что ее имя некогда было на слуху в наци­стской Германии, во всем остальном здесь нет ни слова правды. Попытка отвести Рифеншталь роль независимого художника-одиночки, пренебрегавшего как обывательскими вкусами, так и рестрикциями государственной цензуры («требование Геббельса подчинить картину жестким пропагандистским целям»), должна показаться абсурдной каждому, кто видел «Триумф воли» — фильм, самый замысел которого опровергает независимость его создателя от пропагандистских целей. Как бы ни отрицала их впоследствии Рифеншталь, факты свидетельствуют, что при ра­боте над «Триумфом воли» она пользовалась безграничными возможностями и поддержкой официальных учреждений (ника­кой конфронтации между режиссером и министром пропаганды Германии не было и в помине). В действительности, как отмеча­ла в своей книжечке, посвященной работе над «Триумфом воли», сама Рифеншталь, съемки фильма с самого начала включались в план мероприятий съезда1. «Олимпия» — фильм продолжитель-

1 Leni Riefcnstahl. Hinter den Kulissen des Reichpartei tag-Films (Munich, 1935). Фотография на 31-ой странице этой книги запечатлела Гит­лера и Рифеншталь, склонившихся над какими-то документами. Подпись под снимком гласит: «Подготовка партийного съезда шла параллельно с приготовлениями к съемкам», Съезд проходил 4—10 сентября; Рифеншталь упоминает, что начала работу над фильмом в мае, планируя этапы съемок поэпизодно и наблюдая за оснащением площадок съемочным оборудованием и прокладыванием рельсов для кранов. В конце августа в Нюрнберг прибыл Гитлер вместе с Вик­тором Лютце, начальником штаба СА, «для инспекции и заключи­тельного инструктажа*. По распоряжению Лютце все 32 оператора


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

ностью в три с половиной часа в двух частях — «Народный праз­дник* (Fest der Volker) и «Праздник красоты (Fest der Schon-heit) — не в меньшей степени, чем «Триумф воли», стала про­дуктом официальной пропаганды. Начиная с 50-х годов, Рифен­шталь утверждала во всех интервью, что «Олимпия» была постав­лена по инициативе Международного Олимпийского комитета и выпущена ее собственной частной студией вопреки протестам Геббельса. Однако в действительности «Олимпия» была иниции­рована и полностью финансировалась нацистским правительст­вом (в титрах указывалось название несуществующей компании, поскольку упоминание правительства в качестве продюсера бы­ло сочтено нецелесообразным), а ведомство Геббельса оказыва­ло поддержку в работе над ней на всех этапах1. Даже правдопо­добно звучащая легенда о запрете, наложенном Геббельсом на эпизод победы негритянского бегуна из США Джесси Оуэнса над немецким соперником, — выдумка. 18 месяцев Рифеншталь про­вела в монтажной, стараясь приурочить премьеру к 29 апреля 1938 года, к берлинским торжествам по случаю 49-летия Гитлера. Годом позже «Олимпия» стала главным пунктом немецкой про­граммы на Венецианском кинофестивале, удостоившем ее Золо­той медали.

Лживым является и утверждение о том, что «Рифеншталь вплоть до 1941 года ставила по собственному усмотрению фильмы, ни­как не связанные с подъемом нацистского движения». В 1939 го­ду, возвратившись из Голливуда, куда она ездила по приглаше­нию Уолта Диснея, Рифеншталь, одетая в форму военного кор­респондента, вместе со своей съемочной группой сопровождала части вермахта, вторгшиеся в Польшу. Правда, никаких материа­лов этого марша после войны не обнаружено. С точностью мож­но утверждать, что вслед за «Олимпией» Рифеншталь поставила еще один фильм — «Равнина» (Tiefland), работа над которым на­чалась в 1941 году, после перерыва продолжилась в 1944-ом на киностудии «Баррандов» в оккупированной немцами Праге и за­вершилась в 1954-м. Так же, как «Голубой свет», «Равнина» проти­вопоставляет развращенность жителей долины горной чистоте, и снова главная героиня (сыгранная постановщицей) — чужая в

съемочной группы были одеты в форму СА, •чтобы цивильная одежда не нарушала образной гармонии». СС предоставила им бригаду охран­ников СС.

1 См. Hans Barkbausen.. Footnote to the History of Riefenstahi's "Olyrn-pia"» — Film Quarterly, Fall 1974 — одиночный голос, не влившийся в хвалебный хор в честь Рифеншталь, звучащий со страниц американ­ских и западно-европейских журналов в последние годы.


СЬЮЗЕН ЗОНТЛГ

своем селении. Рифеншталь усиленно творит легенду, будто всю жизнь снимала и на ее счету только две документальные ленты, но на самом деле четыре из шести снятых ею картин — докумен­тальные, и сделаны они по заказу и на средства нацистского прави-тельстаа.

Вряд ли будет точным назвать профессиональные связи и лич­ную близость Рифеншталь к Гитлеру и Геббельсу всего лишь •знакомством с нацистской верхушкой*. Рифеншталь была близ­ким другом и соратником Гитлера еще до 1932 года; она была также приятельницей Геббельса. Не находится никаких доказа­тельств, подтверждавших бы послевоенные заявления Рифен­шталь о том, что Геббельс ее ненавидел или вообще обладал дос­таточными полномочиями, чтобы вмешиваться в ее деятель­ность. Возможность беспрепятственного вхождения к фюреру позволяла ей оставаться единственным немецким режиссером, не подотчетным киноотделу (Reichsfilmkammer) геббельсовско-го министерства пропаганды. Недостоверна и информация о том, что она якобы дважды подвергалась аресту и оба раза была оправдана. Союзники арестовали ее на краткий срок всего лишь раз, в 1945 году, и тогда же были конфискованы два принадле­жавших ей дома (в Берлине и Мюнхене). Правда, допросы и вы­зовы в суд возобновились в 1948 году и с перерывами продолжа­лись вплоть до 1952 года, когда она была окончательно «денаци­фицирована* с вердиктом «не вела никакой политической дея­тельности а поддержку режима, подпадающей под юрисдикцию закона*. Но что особенно важно: вопрос о возможном тюремном наказании никоим образом не связывался с кругом ее ♦зна­комств» в нацистской верхушке, речь шла исключительно о дея­тельности в качестве ведущего пропагандиста Третьего рейха.

Сведения на суперобложке «Последних из нубийцев» в полной мере соответствуют той концепции самооправдания, которую Рифеншталь выстроила в 50-е годы и наиболее четко артикули­ровала в своем интервью журналу «Кайе дю синема* в сентябре 1965 года. Там она отрицала, что хоть какая-то часть ее творчест­ва носила пропагандистский характер; она называла его «cinema verite». «Ни один из эпизодов фильма не был инсценирован, — заявляла она по поводу «Триумфа воли*. — Там все правда. И ни­какого тенденциозного комментария в фильме тоже нет — по той простой причине, что там вообще нет комментария. Это са­ма история — чистая история*. Автор процитированных строк далеко ушла от свойственного ей пылкого неприятия *хрони-кального кино», недостойного «героического стиля* самого со­бытия, «обыкновенного репортажа» или «заснятых на пленку


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

фактов», — о чем она говорила на страницах книжки о создании этого фильма1.

Хотя голоса повествователя в «Триумфе воли» действительно нет, фильм открывается титрами, возвещающими о нюрнбергском съезде как кульминационно-искупительном пункте немецкой истории. Это наименее изобретательный из всех способов сде­лать фильм действительно тенденциозным, которые в нем упот­реблены. Комментарий отсутствует здесь за ненадобностью, по­скольку «Триумф воли* предстает как уже осуществившаяся ра­дикальная трансформация реальности: история стала театром. Партийный съезд был заранее продуман и инсценирован как сценарий будущего фильма, который, в свою очередь, должен

1 Если для доказательства требуется другой источник — поскольку теперь Рифеншталь утверждает (в интервью немецкому журналу •Фильмкритик», август 1972), что она не написала ни единого слова в книге «Закулисная сторона съемок кино о партийном съезде* и даже не читала ее в момент выхода в свет, — можно обратиться к ее интер­вью *Фёлкишер беобахтер» (26 августа 1933) по поводу съемок съез­да 1933 года в Нюрнберге, где она делает заявления, подобные тем, что содержатся в книге.

Рифеншталь и ее апологеты постоянно говорят о «Триумфе воли» как о независимом «документальном» фильме, часто упоминая техниче­ские трудности, с которым сталкивалась режиссер во время съемок, как результат происков врагов из партийной верхушки (ненависть Геббельса), словно подобного рода проблемы не являются нормой в процессе работы над любой картиной. Наиболее характерный при­мер возрождения мифа о Рифеншталь как об обычном и совершенно политически нейтральном документалисте — «Киногид к "Триумфу воли"* (Filmguide to «Triumph of the Will»), опубликованный в Серии Киногидов издательства Индианского университета, автор которого, Ричард Мерам Барсам, заключает свое предисловие выражением бла­годарности.самой Лени Рифеншталь, уделившей время для многоча­совых бесед со мною, открывшей для моего исследования свой архив и проявившей живой интерес к этой книге».

Немудрено, что она проявила интерес к книге, открывавшейся гла­вой «Лени Рифеншталь и бремя независимости», посвященной •убежденности Рифеншталь в том, что художник всеми силами дол-жен оставаться независимым от материального мира» и утверждаю-щей, что «она сумела достигнуть свободы творчества, но очень доро­гой ценой». Etc.

И наконец, сошлюсь в качестве противовеса еще на один безупречно надежный источник (который в любом случае не сможет отрицать, что действительно написал эти слова) — на Адольфа Гитлера. В сво­ем кратком предисловии к «Закулисной стороне съемок фильма о партийном съезде» Гитлер описывает «Триумф воли» как «совершен­но уникальное и ни с чем несравнимое прославление мощи и красо­ты нашего Движения». Так оно и есть.


СЬЮЗЕН ЗОНТАГ

был подтверждать документальную подлинность исторического события. Кстати, когда отснятый материал с выступлениями пар­тийных вождей оказался испорченным, Гитлер отдал распоря­жение переснять эти эпизоды, и Штрейхер, Розенберг, Гесс и Франк, как заправские лицедеи, спустя несколько недель после съезда вновь присягнули на верность фюреру — но уже в его от­сутствие, как и в отсутствие публики, в студийном павильоне, вы­строенном Шпеером. (Очень справедливо, что Шпеер, создав­ший гигантские декорации для съезда на окраине Нюрнберга, попал в список тех, кому выражалась благодарность за участие в создании фильма.) Каждый, кто отстаивает документальность фильмов Рифеншталь, если только мы будем отличать докумен-тализм от пропаганды, делает это вполне искренне. В «Триумфе воли» документ (образ) — не только фиксация реальности, но и повод для ее предварительного инсценирования, а затем для за­мещения первоначальной реальности инсценировкой. Реабилитация фигур, попавших в черные списки, в либеральных обществах не происходит с той ошеломляющей стремительно­стью, с какой обновляется Советская энциклопедия, каждое оче­редное издание которой вводит доселе запретные имена и выво­дит за порог равное или превышающее по количеству число пер­сонажей, обосновавшихся на ее страницах прежде. У нас этот процесс проходит мягче и незаметней. Дело не в том, что наци­стское прошлое Рифеншталь стало вдруг для нас приемлемым. Просто с поворотом колеса истории этот факт утратил свою значимость. Вместо насильственного очищения истории от не­желательных эпизодов либеральное общество справляется с та­кого рода проблемами, выжидая, покуда их острота сгладится сама собой,

Очищение репутации Лени Рифеншталь от нацистского шлака шло постепенно и достигло своего рода пика в нынешнем году, когда ее пригласили в качестве почетного гостя на синефиль-ский кинофестиваль, имевший место летом в Колорадо, когда в прессе появилась череда уважительных статей и интервью с ней и когда, наконец, вышел в свет альбом *Последние из нубийцев». Возведение Рифеншталь на пьедестал культурной жизни в опре­деленной степени вызвано тем фактом, что она женщина. Плакат нью-йоркского кинофестиваля 1973 года, принадлежащий кисти хорошо известной художницы-феминистки, изображал блон­динку с кукольным личиком, вокруг правой груди которой на­чертаны три имени: Аньес, Лени, Ширли. (То есть Барда, Рифен­шталь, Кларк.) Феминистки нипочем не согласились пожертво­вать ни одним женским именем, за которым значатся перво-


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

классные достижения в области кино. Но все же главная причина перемены отношения к Рифеншталь заключается в обновлении и расширении понимания прекрасного.

Аргумент, принятый на вооружение апологетами Рифеншталь, в число которых входят теперь и наиболее влиятельные фигуры киноавангардного истеблишмента, состоит в том, что она всегда была одержима красотой. О чем и сама Рифеншталь твердила на протяжении ряда лет. Интервьюер из »Кайе дю синема», заметив, что »Триумф воли» и «Олимпию» «роднит то, что обе картины придают форму определенной реальности, основанной в свою очередь на некой идее формы», задал ей вопрос: «Видите ли вы нечто специфически немецкое в одержимости формой?» Ри­феншталь ответила так

•Скажу просто: меня неудержимо влечет к себе все прекрасное. Да: красота, гармония. И, возможно, это стремление к стройнос­ти, эта страсть к оформленности — очень немецкие свойства. Это идет не от моей эрудиции, а откуда-то из подсознания... Что можно к этому добавить? Чистый реализм, бытовщина, посред­ственность, повседневность меня не интересуют... Меня прель­щает красивое, сильное, здоровое — живое. Я жажду гармонии. Когда удается ее достичь, я счастлива. Надеюсь, я ответила на ваш во­прос*.

Вот почему «Последние из нубийцев» оказались последней и не­обходимой ступенью в реабилитации Рифеншталь. Этой книгой прошлое как бы окончательно переписано заново к удовлетво­рению ее поклонников, получивших подтверждение тому, что она всегда была скорее искательницей красоты, чем пропаган­дисткой с дурной славой1. Внутри прекрасно изданного альбо­ма — фотографии совершенного благородного племени. А на су­перобложке — фотографии «моей совершенной немецкой жен­щины* (как назвал Рифеншталь Гитлер), с улыбкой вышедшей из борьбы с историей за свое незапятнанное имя. Безусловно, не будь альбом подписан Рифеншталь, никому и в голову не пришло бы, что его автор — интереснейший, талант-

1 Вот в каких выражениях приветствовал публикацию «Последних из нубийцев» Йонас Мекас (•Вилледж войс», 31 октября 1974): •Ри­феншталь продолжает прославлять — или точнее было бы сказать «искать»? — классическую красоту человеческого тела, делая то, что начала в своих фильмах. Ее влечет к себе идеальное, монументаль­ное». В той же газете от 7 ноября 1974 Мекас говорит: «Вот мое по­следнее слово о фильмах Рифеншталь: если вы идеалист, то увидите в ее фильмах идеализм; если вы классицист, увидите в них оду класси­цизму; если вы нацист, увидите в ее фильмах нацизм».


рсдной плач по исчезающим примитивным народам, наилучшим из образцов которого остаются «Печальные тропики» Леви-Стросса об индейцах племени бороро в Бразилии. Однако если вглядеться в эти фотографии пристальней и сопоставить их с пространным комментарием, исходящим от самой Рифеншталь, станет ясно, что этот фотоальбом является продолжением ее деятельности в нацистский период. Ее индивидуальное пристра­стие выявилось уже в самом факте выбора именно этого, а не иного племени, народа, который она описывает как необычайно артистичный (у каждого есть музыкальный инструмент) и кра­сивый (нубийские мужчины, отмечает Рифеншталь, «обладают атлетическим сложением, какого не встретишь нигде в Африке*); наделенный «гораздо большей чуткостью к духовному и религи­озному, чем к материальному и мирскому», из всех видов дея­тельности предпочитающий церемониально-ритуальную. «По­следние из нубийцев» — книга об идеальном примитивном об­ществе; портрет народа, пребывающего в чистой гармонии со средой, не затронутой «цивилизацией».

Все четыре фильма Рифеншталь, выпущенные при нацистах, — будь то о партийных съездах, вермахте или спортсменах — сла­вят возрождение тела и общности, достигаемой через поклоне­ние несгибаемому вождю. В этом смысле они восходят к филь­мам Фанка, в которых она блистала, и к ее собственной ленте •Голубой свет». Альпийские истории — это повествование о стремлении к возвышенному, о зове простого и первобытного, о головокружении перед лицом власти, символизируемой велича­вой красотой гор. Нацистские фильмы — это эпос о достижении общности, когда повседневность преодолевается экстатической жертвенностью и аскетизмом; словом, это фильмы о триумфе силы. И «Последние из нубийцев» — элегическая песнь уходящей в небытие красоте и мистическим силам примитивного общест­ва, которое Рифеншталь называет своим «приемным» народом, завершающая часть созданного ею триптиха, визуализировавше­го фашизм.

В первой части этого триптиха, в «горных» фильмах, люди в тя­желых одеждах устремляются ввысь, чтобы самоутвердиться в холодной чистоте; жизненная сила отождествляется с испытани­ем физических сил. Среднюю часть занимают фильмы, сделан­ные по заказу нацистского правительства; в «Триумфе воли» че­редуются общие планы огромных человеческих масс с крупны­ми планами, выражающими чью-то личную страстную и абсо-


как будто ищут некий совершенный хореографический рисунок для выражения своей преданности. В «Олимпии», наиболее изо­щренном с точки зрения изображения фильме Рифеншталь (в нем вертикаль «горных» фильмов прорезывается горизонталь­ный движением, характерным для «Триумфа воли*), подбадри­ваемые с трибун соотечественниками полуобнаженные спорт­смены один за другим взыскуют восторга победы под неподвиж­ным взглядом Сверхзрителя — Гитлера, чье присутствие на ста­дионе освящает их усилия. («Олимпия», которая вполне могла бы иметь название «Триумф воли», доказывает, что легких побед не бывает.) В третьей части триптиха, в «Последних из нубийцев», почти голые аборигены, ожидающие последнего величайшего испытания, угрожающего их гордому героическому племени, — неминуемого уничтожения, — предаются радостным играм, за­стывая в скульптурных позах под лучами испепеляющего солнца. Это эпоха Gotterdammerung. Главные события в жизни нубий­ского общества — поединки борцов и похороны; противоборст­во прекрасных мужских тел и смерть. В истолковании Рифен­шталь нубийцы — племя эстетов. Подобно раскрашенным в ох-ряно-красные цвета масайям или «глиняным людям» Новой Гви­неи, нубийцы по значительным случаям покрывают себя серова­тым пеплом, что безошибочно прочитывается как знак смерти. Рифеншталь отмечает, что успела вовремя попасть в эти края, по­тому что через несколько лет после того, как были сделаны эти фотографии, славных нубийцев развратили деньгами, работой и одеждой. (А также, наверно, войной, о которой Рифеншталь не упоминает, поскольку ее интересует миф, а не история, Граждан­ская война, раздирающая эту часть Судана более десяти лет, дол­жно быть стимулировала развитие техники и загрязнила среду.) Хотя нубийцы принадлежат черной неарийской расе, Рифен­шталь изображает их в русле традиций нацистской идеологии, используя контраст чистого и нечистого, целомудренного и раз­вращенного, физического и духовного, довольного и критично настроенного. В нацистской Германии основным обвинением против евреев было то, что они урбанистичны, за интеллектуал и-зированны, несут в себе разрушительный «критический дух». Книжные костры в мае 1933 года занялись под крики Геббельса: •Пришел конец еврейскому умствованию, победа революции в Германии освободила немецкий дух». И когда в ноябре 1936 года Геббельс официально запретил художественную критику, он объяснил это «типично еврейским характером» последней: пред-


 




СЬЮЗЕН ЗОНТАГ

почтением индивидуального — коллективному, интеллекта — чувству. В модифицированной риторике новейшего фашизма роль развратителя отводится уже не еврейству, а самой •цивили­зации*'.

Фашистская версия добавляет старому идеализированию Благо­родного Дикаря презрение к рефлексии, критичности и плюра­лизму. В каталоге первобытных добродетелей у Рифеншталь едва ли — как у Леви-Стросса — превозносятся замысловатость и тон­кость примитивной мифологии, социальное устройство или об­раз мышления. Рифеншталь реанимирует фашистскую риторику, восхваляя радостное единство нубийцев, рождающееся на бор­цовских поединках, где, напрягая мускулы, бросают друг друга наземь, борются не за материальные награды, но «за возрожде­ние священной жизненности племени». Борьба и сопровождаю­щие ее ритуалы — вот что, по мнению Рифеншталь, связывает ну­бийцев в единое сообщество. Борьба — «это отличительный при­знак нубийского образа жизни... Борьба порождает в болельщи­ках, то есть, во всей «неиграющей* части обитателей деревни, са­мое страстное почитание общественных установлений и ощуще­ние эмоциональной причастности... Значимость этого как выра­жения мировоззрения племен месакинов и коронго трудно пере­оценить: это есть выражение в видимой социально значимой форме незримого мира разума и духа».

Прославляя общество, где демонстрация физического совер­шенства, отваги и превосходства сильных над слабыми видится ей объединяющим символом культуры общества, в котором борьба является «главной целью жизни мужчин», Рифеншталь остается в русле идей своих нацистских фильмов. Но, портрети­руя нубийцев, она идет дальше, возрождая новый для ее творче­ства аспект фашистского идеала общества, где женщины — всего лишь производительницы и помощницы, отлученные от всех ритуальных функций, являющие собой угрозу единству и силе мужчин. С «духовной» точки зрения нубийцев (под которыми Рифеишталь разумеет, естественно, только мужчин), связь с женщиной есть акт низменный; в идеальном обществе, каковым оно и представляется, женщины должны знать свое место.

•Невесты и жены борцов, так же как сами мужчины, не помыш­ляют об интимной близости... гордость, которую они испытыва­ют, пребывая в своем статусе, сильнее похоти».

И, наконец, Рифеншталь точно попадает в цель, выбирая предмет изображения — людей, которые «смотрят на смерть как на дея­ние необоримой судьбы», общество, где самым вдохновенным и масштабным ритуалом являются похороны. Viva la muerte.


МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ

Попытки связать «Последних из нубийцев» с прошлым Рифен­шталь могут показаться злопамятными и неплодотворными, од­нако свойственное ей постоянство, также как и бросающийся в глаза факт ее недавней реабилитации, не могут не заслуживать внимания. Деятельность других художников, ставших фашиста­ми, таких как Селин и Бенн или Маринетти и Паунд (не говоря о таких, как Пабст, Пиранделло и Гамсун, которые пали в объятья фашизма на склоне своих творческих возможностей), в этом плане гораздо менее показательны. Потому что Рифеншталь — единственный крупный художник, полностью ассоциирующий­ся с нацистской эпохой, и вся ее работа, не только в период Третьего рейха, но и спустя тридцать лет после его падения, не­изменно иллюстрирует догматы фашистской эстетики. Фашистская эстетика включает восхищение первозданными ценностями, которые обнаруживаются в «Последних из нубий-цев», но далеко не ограничивается им. В более широком плане она исходит (и находит этому объяснения) из комплекса ситуа­ций, связанных с контролированием поведения, подчинением, сверх-усилием и способностью терпеть боль; она связывает два человеческих состояния, кажущиеся несовместимыми — эгоцен­тризм и самозабвенное служение. Отношения господина и раба принимают своеобразную карнавализованную форму: группы людей скапливаются в массы; люди овеществляются; овеществ­ленные люди множатся и репродуцируются; массы людей/вещей группируются вокруг всемогущей, обладающей гипнотической властью фигуры вождя или определенной силы. Фашистская дра­матургия сфокусирована на оргиастических контактах между могущественной властью и единообразно одетыми марионетка­ми, постоянно увеличивающимися в числе. Ее хореография че­редует непрекращающееся движение и застывание в статичных, «мужественных» позах. Фашистское искусство воспевает подчи­нение, возвеличивает отказ от разума, зачаровывает смертью. Такого рода искусство далеко не всегда выступает под маркой фашизма или производятся на свет фашистскими режимами. (Если говорить только о кино, то такие фильмы, как «Фантазия* Уолта Диснея, «Вся банда здесь» Басби Беркли и «2001: Космиче­ская Одиссея» Стенли Кубрика своей композицией и тематикой тоже являют поразительные примеры фашистского искусства.) И, конечно, черты фашистского искусства дают о себе знать в официальном искусстве коммунистических стран, которое все­гда выступает под знаменем «реализма», в то время как фашист­ское искусство презирает реализм, предпочитая говорить об ♦идеализме». Тяга к монументализму и массовый культ героев


СЬЮЗЕН ЗОНТЛГ

свойственны и фашистскому, и коммунистическому искусству и отражают общее для всех тоталитарных режимов воззрение на назначение искусства, заключающееся якобы в «увековечении» вождей и их учений. Еще одно общее свойство — передача дви­жения в величественных и строгих формах, ибо именно такая хореография задает образец государственного единения. Массы предназначены к оформлению, упорядочиванию. Поэтому такой любовью пользуются в тоталитарных государствах массовые па­рады физкультурников, срежиссированное движение множества тел, образующих различные фигуры; столь популярная ныне в Восточной Европе гимнастика воспроизводит повторяющиеся черты фашистской эстетики: сдерживаемая, введенная в опреде­ленные рамки сила; военная точность.

Как в фашистской, <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: