Организация работы хирургического стационара
В основе организации хирургического стационара лежит принцип соблюдения правил асептики и антисептики.
Особенности работы приемного отделения. В приемном отделении проводится санитарно-гигиеническая обработка пациента, поступающего для лечения в стационар. Она включает в себя следующие мероприятия: гигиеническая ванна или душ; переодевание пациента в чистую одежду; осмотр пациента.
Особенности работы хирургического отделения.
С целью профилактики инфекции хирургические отделения обязательно разделяют на чистые и гнойно-септические. При отсутствии гнойного отделения размещение в одной палате «чистых» и «гнойных» больных категорически запрещено. Больные с гнойно-септическими процессами должны быть размещены в отдельных палатах, а лучше в разных секциях или блоках отделения. Оптимальное количество больных в палате составляет 3 — 4 чел. Также желательно иметь несколько одноместных и двухместных палат для размещения тяжелых больных, пациентов с колостомами, гнилостными и анаэробными инфекционными процессами. На каждую койку должно приходиться не менее 6 м2 площади. В хирургических отделениях ежедневно проводится текущая уборка 2 раза в день (утром и вечером) с применением дезинфицирующих растворов (3 % раствор хлорамина) с последующим кварцеванием. Кварцевание проводится бактерицидными лампами (потолочные, настенные, передвижные) из расчета 1 Вт мощности на 1 м3 в течение 2 ч (цв. вклейка, рис. 3). Палаты чистого отделения после уборки необходимо проветрить. Палаты гнойно-септического отделения обязательно кварцуются дважды в день по 15 — 20 мин. После проведения перевязки в палате проводится дополнительная текущая уборка дезинфицирующим раствором. Постель больных должна меняться не реже, чем 1 раз в неделю. Обязательна смена постельного белья накануне операции. Вход посетителей в хирургические отделения обычно ограничен. Медицинский персонал должен иметь сменную обувь, халат (спецодежду), шапочку, маски и перчатки. Выход в спецодежде за пределы отделения не разрешается.
|
Особенности работы перевязочного кабинета. Перевязочная — это специально оборудованное помещение для проведения перевязок, осмотра ран и осуществления ряда процедур, выполняемых в процессе лечения ран. В хирургическом отделении должны быть две перевязочные — чистая и гнойная. Площадь перевязочной должна быть не менее 18 м2.
В перевязочной потолок должен быть окрашен, стены — выложены кафелем, пол — плиткой для удобства проведения уборки помещения. Перевязочная должна хорошо освещаться, иметь приточно-вытяжную вентиляцию, быть оборудована кварцевыми лампами. Количество ламп зависит от их мощности и кубатуры помещения.
Перевязочная оборудуется соответствующим набором предметов, оснащается необходимым хирургическим инструментарием, медикаментозными средствами и перевязочными материалами.
Перевязочная медицинская сестра несет ответственность за соблюдение асептики во время перевязок.
Рабочий день начинается с проведения текущей уборки помещения перевязочной и предметов в ней. Затем медицинская сестра (фельдшер) закладывает инструменты для стерилизации в сухожаровой шкаф. Биксы с перевязочным материалом и операционным бельем устанавливают на специальные подставки. Проверяют маркировку бикса и извлекают стерильным корнцангом индикатор стерильности. После этого медицинская сестра готовит емкости с дезинфицирующим раствором для проведения дезинфекции после перевязок, предстерилизационной очистки инструментов после перевязок, подготавливает медикаментозные и антисептические средства, необходимые для проведения перевязок.
|
Убедившись в готовности перевязочной, медицинская сестра проводит кварцевание. Время кварцевания рассчитывают в зависимости от мощности кварцевых ламп и кубатуры помещения. После кварцевания медицинская сестра получает список всех перевязок на день и устанавливает их очередность. Она надевает стерильную одежду и приступает к накрытию стерильного инструментального стола.
В небольших отделениях, где имеется только одна перевязочная, в конце работы перевязывают пациентов с гнойными ранами.
Перевязочная медицинская сестра накрывает стерильный стол на одну рабочую смену не более чем на 6 часов.
Стерильный стол накрывается в перевязочной или в операционной которых перед началом работы обязательно включаются бактерицидные лампы не менее чем на 60 мин. Стерильный стол не должен оставаться открытым.
Медицинская сестра должна брать инструменты со стерильного стола только стерильным пинцетом, Который лежит в его правом углу.
Использованные инструменты помещают в лоток с маркировкой «Для использованных инструментов»
Для накрытия стерильного стола необходимо приготовить: процедурный столик, стерильный бикс с бельем (три простыни, два полотенца),стерильные инструменты (пинцеты, корнцанги, цапки, зажимы),стерильные перчатки, 70% этиловый спирт, стерильные шприцы, иглы, стерильный перевязочный материал (салфетки, ватные шарики), сухую стерильную емкость для пинцетов, стерильную емкость с разрешенным дезинфицирующим раствором Необходимо надеть колпак, халат, маску.
При накрытии стерильного стола медицинская сестра должна соблюдать следующую последовательность действий:
|
• вымыть руки, насухо их вытереть, обработать стерильным ватным шариком, смоченным спиртом;
• промерить маркировку бикса, убедиться в его герметичности;
• промерить дату стерилизации и наличие подписи проводившего стерилизацию работника;
• промерить наличие индикаторов стерильности и их соответствующие изменения в результате стерилизации;
• поставить дату и час вскрытия бикса и свою подпись;
• открыть замки бикса и дверцу сухожарового шкафа;
• обработать руки стерильным ватным шариком, смоченным спиртом;
• открыть бикс с помощью педальной подставки или другого работника процедурной;
• достать корнцангом перчатки и надеть их;
• достать корнцангом стерильный пинцет;
• не касаясь нестерильных поверхностей, развернуть наволочку выстилающую бикс, и закрыть ею края бикса;
• стерильным пинцетом достать стерильную простыню и взять ее в левую руку;
• положить пинцет в сухую стерильную емкость или в емкость со свежеприготовленным стерилизующим раствором;
• на вытянутых руках развернуть стерильную простыню над столиком, не касаясь ею соседних предметов и своей одежды, так, чтобы она была сложена в два слоя;
• разложить стерильную простыню на столе так, чтобы ее нижний край свисал со стола на 20 — 30 см;
• в той же последовательности разложить вторую простыню, накрыть ею стол таким образом, чтобы одна половина простыни закрывала стол, а вторая была свернута валиком на дальнем конце стола;
• достать из бикса остальное белье и перевязочный материал, разместить их на столе в порядке, удобном для дальнейшей работы;
• вынуть из сухожарового шкафа сетки с инструментарием, разместить их на столе в порядке, удобном для дальнейшей работы;
• закрыть стол, разворачивая валик второй простыни так, чтобы она полностью закрыла все, что расположено на столе, и также свисала ниже его панели на 20 — 30 см;
• верхнюю простыню с нижней сцепить зажимами для белья, при этом они накладываются по углам задней части, а на передней части — так, чтобы за них можно было поднимать верхнюю простыню, открывая стол для работы;
• прикрепить к накрытому столу клеенчатую бирку с указанием на ней даты и времени накрытия стола и поставить свою подпись.
Стерильный стол открывают всякий раз, когда необходимо взять тот или иной инструмент или материал, необходимый в процессе операции или перевязки. Нужно помнить, что стерильный стол считается открытой стерильной поверхностью. Стерильный стол открывают за бельевые зажимы, размещенные на покрывающей простыне по передним углам. При наборе инструментов со стерильного стола левая рука медицинской сестры не должна находиться над столом. Периодически медицинская сестра, работающая со стерильным столом и инструментами, должна протирать перчатки шариком, смоченном 70 % спиртом.
Особенности работы операционного блока. Операционный блок предназначен для выполнения хирургических операций и располагается, как правило, изолированно от отделения. Выделяют два типа размещения операционного блока — децентрализованную и централизованную.
Децентрализованная система характеризуется размещением операционных блоков при обслуживаемых отделениях на разных этажах одного здания. Централизованная система характеризуется сосредоточением всех операционных в одном месте, при этом операционный блок занимает целиком один этаж или отдельный блок. В операционном блоке наиболее строго соблюдают правила асептики и антисептики и принцип зональности.
По уровню стерильности выделяют несколько зон: абсолютной стерильности (операционная и стерилизационная), относительной стерильности (санпропускники, раздевалки для персонала, душевые, помещения для хранения наркозной аппаратуры, предоперационная, моечная), ограниченного режима (комната для хранения крови, аппаратная, лаборатория срочных анализов, комната медицинских сестер и врачей, бельевая, коридор), общего режима (кабинеты старшей медицинской сестры и заведующего, комната для грязного белья).
Операционный блок состоит из плановых, экстренных, асептических и гнойных операционных. Он отделен от остальных помещений тамбуром.
Двери в операционном блоке должны быть постоянно закрыты. Его оборудуют вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой. В приточную вентиляционную систему устанавливают бактериальные фильтры.
Потолки и операционной окрашены краской, стены выложены кафелем, пол покрыт плиткой для удобства проведения уборок. Операционная оборудована ультрафиолетовыми облучателями.
При подготовке к операции медицинской сестре (фельдшеру) необходимо снять верхнюю одежду, принять душ, переодеться в чистое хлопчатобумажное платье, переобуться в обувь, которую можно мыть. Волосы необходимо убрать под косынку или шапочку. Далее медицинская сестра готовит лекарственные препараты, асептические средства, используемые во время операции. Биксы с операционным бельем, перевязочным материалом она устанавливает па подставки. Медицинская сестра готовит набор инструментов в соответствии с полученным списком, укладывает их на сетки и помещает в сухожаровой шкаф для стерилизации.
Обязательно проверяют исправность аппаратов и электроотсоса и готовят емкость с дезинфицирующим раствором для обработки инструментов после операции и для проведения предстерилизационной обработки инструментов после проведения операции.
Медицинская сестра готовит емкость с 5 % раствором формалина для взятия материала во время операции на гистологический анализ, а также емкость на подставке для сбора отработанного материала и инструментов. Операционному столу необходимо придать нужное при проведении данной операции положение, провести кварцевание помещения с учетом его кубатуры и мощности ламп.
Во всех хирургических отделениях осуществляется контроль за соблюдением правил личной гигиены медицинским персоналом отсутствием простудных и гнойничковых заболеваний. Раз в 3 мес проводится обследование на носительство стафилококка в носоглотке.
Для профилактики воздушно-капельного переноса микроорганизмов необходимо носить маски, сделанные из четырех-шести слоев марли, размером 16x20 см с тщательно обшитыми краями лямками-завязками длиной 20 см. Они должны полностью закрывать нос, рот и подбородок. Маска задерживает до 95 % бактерий в выдыхаемом воздухе. Маски следует заменять, когда они станут влажными. Как правило, это происходит через 3 ч. Ношение масок обязательно в операционной, перевязочной, процедурной, в послеоперационной палате, при выполнении различных манипуляций. После употребления маски кипятят в дистиллированной воде 30 мин, а затем в 2 % растворе соды еще 15 мин. Затем их стирают, высушивают и гладят. В настоящее время широко применяются одноразовые маски, которые сохраняют свою эффективность в течение 1 ч.
Операционная медицинская сестра должна:
• готовить операционную и персонал к проведению операции;
• следить за доставкой больного в операционную и правилами его укладки на операционном столе;
• оказывать помощь участникам операции, обеспечивать их необходимыми инструментами, материалами, аппаратурой;
• следить в ходе операции за своевременным возвращением инструментов и перевязочных материалов;
• проводить дезинфекцию и предстерилизационную очистку медицинского инструментария;
• следить в операционной за соблюдением правил асептики и антисептики всем персоналом, участвующим в операции;
• готовить белье, перевязочный и шовный материал, одежду, маски, инструменты и аппаратуру к стерилизации;
• осуществлять проверку качества стерилизации и предстерилизационной очистки;
• знать правила проведения и проводить генеральные уборки в операционной;
• обеспечить доставку в лабораторию материала, взятого во время операции.
Порядок уборки в помещениях. Для борьбы с пылью проводят уборку. Различают несколько видов уборки в операционном блоке, перевязочных и процедурных кабинетах.
Предварительная уборка заключается в том, что с утра до начала операционного дня протирают все горизонтальные поверхности салфеткой, смоченной 0,5 % раствором хлорамина, заполняй ют емкости дезинфицирующими растворами, накрывают стерильные столы с инструментами.
Текущая уборка проводится в ходе операции. Все, что падает на пол, немедленно убирают, удаляют из тазов использованный перевязочный материал, операционное белье, инструменты, вытирают при загрязнении полы и столы.
При послеоперационной уборке убирают использованный материал, пол протирают влажной ветошью.
Заключительная уборка проводится после операционного дня и состоит из мытья полов, стен на высоту до 2 м, всего оборудования и включения ультрафиолетовых ламп. В качестве дезинфектантов используют 1 % раствор хлорамина; 3 % раствор перекиси водорода с 0,5 % раствором моющего средства; 0,5 % раствор гипохлорита кальция.
Генеральная уборка проводится один раз в 7 сут. Помещения операционного блока, перевязочных освобождают от подвижного оборудования, инструментов, медикаментов, проветривают. Стерильной ветошью выполняют механическую уборку и дезинфекцию обрабатывают поверхности смесью 4 % раствора перекиси
водорода и 0,5 % моющего раствора или 3 % раствором хлорамина.
Проветривание является высокоэффективным методом. После него загрязненность воздуха микробами уменьшается на 70 — 80 %.
Длительное время считалось, что воздушная инфекция не опасна при операциях, однако с развитием трансплантологии операционные стали делить на три класса:
1) не более 300 микробных клеток в 1 м3 воздуха (общехирургические операционные);
2) до 120 микробных клеток в 1 м3 воздуха (операционные для ню сосудистых операций);
3) абсолютной асептики — не более 5 микробных клеток в 1 м3 воздуха (операционные для трансплантации органов).
Таким образом, операционная, предназначенная для трансплантации органов, должна быть герметичной, с вентиляцией и стерилизацией воздуха. Внутри нее создают зону повышенного давления, чтобы воздух стремился из операционной наружу, а также устанавливают специальные двери-шлюзы.
Деконтаминация
Деконтаминация — это процесс уничтожения микроорганизмом в целях обеспечения инфекционной безопасности. Деконтаминация изделий медицинского назначения складывается из дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации,
Дезинфекция. Уничтожение патогенных микроорганизмов с целью предотвращения распространения патогенных микробов во внешней среде, заражения ими пациентов и медицинского персонала называется дезинфекцией. При химической дезинфекции изделия погружают в 3 % раствор хлорамина на 60 мин, 6 % раствор перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства на 60 мин, 2,5 % спиртовой раствор хлоргексидина биглюконата (гибитана) или 0,5% дезоксоном-1 на 30 мин, 1,5% раствор гипохлорида кальция на 60 мин. Для дeзинфекции изделий, имеющих внутренние каналы, раствор (инфицирующих средств в объеме 5—10 мл пропускают через канал для удаления остатков крови, сыворотки и других биологических жидкостей сразу после использования. Затем изделия полностью погружают в дезинфицирующий раствор.
П редстерилизационная обработка. После дезинфекции изделия медицинского назначения подвергают предстерилизационной обработке - удалению белковых, жировых, механических загрязнений а также остатков лекарственных препаратов.
Для приготовления 1 л моющего раствора берут 5 г синтетического моющего средства («Лотос», «Прогресс», «Астра»), 15 г 33% пергидроля и 980 г воды питьевой. После этого изделия ополаскивают проточной водой в течение 30 с, замачивают в моющем растворе при температуре 40 °С с полным погружением на 15 мин. Затем каждое изделие моется в моющем растворе с помощью ерша или ватно-марлевого тампона 30 с, ополаскивается под проточной водой 5—10 мин. После этого изделия ополаскивают дистиллированной водой 30 с и сушат в сушильном шкафу при температуре 85 °С или на открытом воздухе до полного исчезновения влаги.
В настоящее время часто используют методы, сочетающие одновременно дезинфекцию и предстерилизационную очистку. Для этих целей используют 2% виркон (экспозиция 10 мин); 4% лизетол (экспозиция 30 мин); 1,5 % лизоформин-3000; 0,5 % бланизол (экспозиция 30 мин).
Для контроля качества предстерилизационной обработки отбирают 1 % общего количества инструментов и тестируют их с использованием различных проб. Наиболее часто используют универсальную азопирамовую пробу. Рабочий раствор азопирама готовят смешиванием 1: 1 равных объемов исходного раствора азопирама (смесь 10 г амидопирина и 0,15 г хлорида анилина растворяют в 50 мл 96 % спирта) и 3 % перекиси водорода. Рабочим раствором обрабатывают исследуемые материалы (инструменты, иглы, катетеры, шприцы и др.), через 1 мин читают пробу. При положительной азопирамовой пробе выявляют остатки крови (розово-синее окрашивание), хлорамина, моющего раствора, окислителей, ржавчины (бурое окрашивание). При положительной пробе вся партия изделий подлежит повторной обработке.
Стерилизация. Уничтожение микроорганизмов всех видов, патогенных и непатогенных, называется стерилизацией. Ее проводят различными способами — паром под давлением, сухим горячим воздухом (сухожаровой шкаф), газами (окись этилена, бромистый метил), растворами химических веществ, радиоактивным излучением.
Стерилизация белья и перевязочного материала. Операционное белье и перевязочный материал готовят заблаговременно в нужном количестве. Фельдшер должен заранее позаботиться о необходимом количестве перевязочного материала, раскроить его и изготовить. Белье также должно соответствовать размерам.
В ходе операции и при перевязках применяются гигроскопическая марля и вата. Вата готовится в виде кусков размером 33 х20 см или широких лент шириной 30 см и длиной до 1,5 м, свернутых рулоном. Для обработки кожи используют ватные шарики, которые плотно наматывают на деревянные палочки длиной 10— 15 см. Их укладывают в пачки по 20 — 25 шт. и заворачивают в марлю.
Марлю складывают квадратами длиной 1 м и шириной 70 — 80 см. Из нее готовят большие, средние и малые салфетки. Из одного
куска марли можно сделать две больших, четыре средних и шесть салфеток. Для удобства стерилизации и учета расхода каждый вид салфеток и тампонов связывают по 10 шт. полоской марли.
Салфетки применяют для осушения раны, защиты кожи, наложения повязок. При изготовлении салфеток края всех отрезанных кусков обязательно загибают внутрь на 2 см, складывают пополам вдоль поперечной, а затем и продольной нити.
Для остановки кровотечения, удаления гноя, поддержания внутренних органов применяют большие, средние и малые тампоны. Самые узкие их них — турунды.
Большой тампон из куска марли с загнутыми краями дважды складывается пополам. Затем по длине его складывают так, чтобы одна половина была длиннее другой; образовавшуюся полоску складывают еще раз пополам и выступающий край заворачивают на тампон (он служит для захватывания тампона во время операции).
для среднего тампона заворачивают края марли на 3 — 5 см, складывают по поперечной линии, а лишь затем — вдоль продольной. Во время операции его можно сделать из средней салфетки.
Изготовление малого тампона начинают с подворачивания на 1-2 см одного из коротких слоев куска марли, затем подворачивают внутрь с некоторым заходом друг на друга более длинные края и повторно складывают их пополам в продольном и поперечном направлениях.
Турунды готовят из полосок марли или бинта шириной 5 см и длиной 40 —50 см. Конец бинта заворачивается внутрь, а края бинта складываются навстречу друг другу до соприкосновения. Для образования ровного края сложенную полоску в натянутом состоянии прокатывают через край стола, затем полоску складывают еще раз и вновь протягивают через край стола. Полученную марлевую полоску наматывают на три пальца, а свободный конец подворачивают внутрь образовавшегося кольца.
Для осушения ран от крови и гноя применяют марлевые шарики. Маленькие кусочки марли 12 х 12 см загибают к середине, обертывают вокруг ногтевой фаланги и протаскивают свободный конец в середину образовавшейся трубочки. Для удобства использования и учета расхода шарики складывают по 50—100 шт. в марлевые мешочки.
В комплект операционного белья входят халаты, шапочки, маски, простыни, полотенца, бахилы. Халат должен быть закрытым спереди, с завязками сзади, без пояса, имеющий на руках по две минных завязки. Его складывают продольно пополам дважды, рукавами внутрь, затем не туго скатывают в рулон начиная от подола к воротнику.
Простыни загибают по узкому краю на 50 см, затем складывают вдоль вчетверо и не туго скатывают, начиная с незагнутого конца. Полотенца складывают вчетверо.
Приготовленные к стерилизации перевязочный материал и операционное белье укладывают в биксы. Биксы могут быть с фильтрами (стерильность материала сохраняется в них в течение 20 сут) и без фильтров, с отверстиями на боковой поверхности (стерильный материал хранится 3 сут).При подготовке бикса к стерилизации необходимо проверить все детали на герметичность и закрепить металлический пояс так, чтобы отверстия корпуса были открыты. Затем бикс изнутри и снаружи дважды протирают 0,5 % раствором нашатырного спирта или 1 % раствором хлорамина. Дно и стенки застилают большой салфеткой или простыней. Весь материал для стерилизации укладывается рыхло, параллельно струе горячего воздуха в автоклаве и перпендикулярно крышке и дну бикса. В каждый бикс помещают три индикатора стерильности — один на простыню, выстилающую дно бикса, второй в центр бикса и третий — под его крышку. К крышке бикса привязывают бирку с указанием отделения, кабинета, содержимого бикса, даты укладки, фамилии медицинской сестры.
Укладка биксов может быть осуществлена универсальным, целенаправленным, видовым способами. Для небольших операционных с малым количеством операций осуществляется универсальная укладка, при которой в бикс закладывается практически весь необходимый материал работы перевязочной или малой операционной. Его располагают вертикально, секторально и послойно; в каждом слое и перевязочный материал, и операционное белье (халаты, маски, полотенца, простыни).
После укладки операционного белья и перевязочного материала в бикс помещают индикаторы стерильности. После этого края простыни или салфетки, выстилающей бикс, складывают. Поверх простыни укладывают халат, пояс, маска, салфетка и полотенце для рук, предназначенные для операционной медицинской сестры, в них также укладывают индикатор, крышка бикса плотно закрывается.
При целенаправленной укладке в бикс складывают белье и перевязочный материал, а иногда и инструменты, необходимые для определенной операции (например, для трахеостомии).
При видовой укладке (наиболее распространенной) в каждый бикс кладут только один тип материала: простыни, халаты, перевязочный материал, перчатки и т.д. Эта укладка используется при большом объеме хирургической работы.
Стерилизацию осуществляют в автоклавах — паровых котлах высокого давления (цв. вклейка, рис. 6) — паром под давлением в двух режимах.
Первый режим (основной) при давлении 2 атм, температуре 132 °С, продолжительности стерилизации 20 мин (с момента достижения в паровой камере автоклава давления в 2 атм) применяют для стерилизации изделий из бязи, марли, стекла, коррозионноустойчивого металла.
Второй режим (щадящий) при температуре 120°С и давлении 1,1 атм в течение 45 мин рекомендуется для изделий из тонкой резины, латекса, отдельных видов полимеров.
!!! Hеисправность автоклава и неумение пользоваться им могут привести к ожогам паром и взрыву котла. К работе с автоклавом допускают только медицинских работников среднего звена, прошедших специальную подготовку и сдавших экзамен по технике безопасности.
Для текущих перевязок материалы (салфетки, готовые ватно-марлевые повязки, шарики) удобно стерилизовать в отдельном конверте (пакете) из простыни или наволочки в количестве, необходимом на день работы перевязочной. В бикс помещают до трех конвертов. Перед началом работы извлекают один конверт, разворачивают его на стерильном столе и добавляют простерилизованный инструментарий. Если не хватает металлических биксов, то автоклавирование материалов проводят в двойных мешках из плотного полотна с завязками в виде кисета. Невскрытые биксы (мешки) подлежат повторной стерилизации через 3 сут. Стерильность материала в биксе с момента вскрытия сохраняется не более 6 ч, поэтому обязательно необходимо отмечать время вскрытия бикса.
Стерилизация инструментов. Стерилизация воздушным методом (основной способ) осуществляется в сухожаровых шкафах. Инструменты раскладывают на поднос, который помешают в сухожаровой шкаф и стерилизуют при температуре 180°С в течение 1 ч, при температуре 160 °С — 2 ч.
При стерилизации химическим методом — «холодной» стерилизации— температура не должна превышать температуру коагуляции белка — 60 "С. Изделия полностью погружают в раствор находящийся в эмалированных, стеклянных или пластмассовых емкостях. Хирургические инструменты из коррозионно-устойчивых материалов и сплавов, изделия из резины, пластических масс, в том числе с металлическими частями, стерилизуют с использованием 6 % раствора перекиси водорода при температуре 18 °С в течение 360 мин, 1 % раствора дезоксона-1 при температуре 18°С в течение 45 мин.
Газовая стерилизация применяется для эндоскопических инструментов, аппаратов экстракорпорального кровообращения, изделий из пластмассы, кетгута. Для этих целей чаще используют пары формалина в автоматических газовых камерах, экспозиция составляет 48 ч.
Радиационная стерилизация применяется только на предприятиях медицинской промышленности, выпускающих изделий одноразового пользования — шовный материал, эндопротезы, одноразовые шприцы, катетеры. При этом используют радионуклиды кобальта и цезия, которые являются источником в- и у-излучений.
Стерилизация перчаток. В настоящее время все чаще используют перчатки, стерилизованные в заводских условиях. В лечебных учреждениях применяют несколько способов стерилизации.
Метод автоклавирования. Перчатки пересыпают стерильным тальком, каждую перчатку заворачивают в марлю, чтобы они не соприкасались друг с другом, закладывают в бикс и автоклавируют при температуре 120 °С и давлении 1,1 атм 45 мин.
«Холодная» стерилизация 6 % раствором перекиси водорода. Перчатки замачивают в 6 % растворе перекиси водорода на 6 ч. После этого перчатки извлекают из раствора стерильным инструментом и погружают на 5 мин в дистиллированную воду. Затем их высушивают, пересыпают сухим стерильным тальком, перекладывают марлей и хранят в стерильном биксе готовыми к употреблению 3 сут.
Стерилизация перчаток 4,8% раствором первомур а. Перчатки погружают в 4,8 % раствор первомура при температуре 20 ° С на 20 мин в закрытой эмалированной или стеклянной посуде, затем раствор сливают, перчатки отмывают стерильным изотоническим раствором хлорида натрия 2 раза по 5 мин. Перчатки осушивают, пересыпают стерильным тальком. Их перекладывают марлей и хранят в стерильном биксе готовыми к употреблению в течение 3 сут.
После использования перчатки помещают в 3 % раствор хлорамина на 60 мин, затем тщательно моют, высушивают и проверяют на герметичность. После первого применения 50 % перчаток оказываются поврежденными, причем многие дефекты не видны на глаз, поэтому повторная стерилизация перчаток нежелательна.
Стерилизация щеток для мытья рук. Щетки стерилизуют кипячением в течение 15 мин после предварительного мытья с мылом. Их хранят в стерильной банке и достают оттуда стерильным корнцангом.
Стерилизация шовного материала. В амбулаторных и стационарных условиях проще и удобнее пользоваться ампульным готовым к употреблению шовным материалом.
При стерилизации шовного материала (шелка, капрона, лавсана и др.) в ЛПУ применяют автоклавирование. Мотки шовного материала моют с мылом под краном, прополаскивают и кипятят в дистиллированной воде в течение 15 мин, высушивают и помещают в автоклав на 20 мин под давлением 2 атм. Прошедший стерилизацию шовный материал хранят в 96 % спирте в герметически закрытой стерильной емкости с притертыми пробками.
Существуют различные способы стерилизации рассасывающегося биологического шовного материала — кетгута (метод Клаудиса, метод Ситковского, стерилизация в спиртовом растворе и в водном растворе люголя). Однако стерилизация кетгута сложна из-за опасности загрязнения его анаэробной микрофлорой. В связи с этим в современных условиях рекомендуется пользоваться кетгутом, простерилизованным в заводских условиях.
Методы контроля стерильности. Существуют два метода контроля стерильности — прямой и непрямой.
Прямой метод — биологический контроль — самый надежный.
Берут образцы стерилизовавшегося материала (инструментов, перевязочного материала, операционного белья, рук медицинского персонала, кожи операционного поля) и сеют на питательные среды. Если нет роста микробов — материал стерилен, если есть — не стерилен. Недостаток метода состоит в том, что ответ получают только через 48 ч и более, а материал считается стерильным после автоклавирования в биксе в течение 48 — 72 ч. Бактериологический контроль стерильности проводится не реже 1 раза в месяц.
И повседневной работе широко используют непрямы методы контроля стерильности — физический и химический, которые позволяют быстро получить результат и используются при стерилизации.
Физический метод основан на плавлении кристаллических веществ при определенной температуре. Современные индикаторы стерильности запаяны в ампулы, каждое вещество имеет свою точку плавления. В качестве индикаторов применяют бензойную кислоту (120°С), которая меняет цвет с серо-голубого до спелой сливы, и мочевину (132°С) — с розового до спелой сливы. Тиомочевина, янтарная кислота и винно-каменная кислота при 180 °С меняет цвет с белого на зеленовато-желтый. Недостаток этого
способа контроля состоит в том, что нельзя быть уверенным, что необходимая температура была одинаковой на протяжении всего времени стерилизации.
Химический метод в настоящее время применяется наиболее часто. Используют термоиндикаторные ленты ИС-120 (если необходимая температура стерилизации 120°С), ИС-132 (для температуры 132 °С), ИС-160 и ИС-180 (для температуры 160 и 180 °С для сухожарового шкафа) (цв. вклейка, рис. 8). Лента под воздействием соответствующей температуры изменяет свой цвет с белого на коричневый. По окончании стерилизации цвет индикаторной ленты обязательно сравнивают с эталоном. Метод имеет тот же недостаток, что и физический.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!