очинение «Мои любимые страницы поэзии «серебряного века» — Анна Ахматова и Марина Цветаева»




Ахматова - все сочинения


Страница: [ 1 ] 2

В последнее время мы открываем для себя всё больше писателей и поэтов. И уже не представляем свой духовный мир без Александра Блока, Игоря Северянина, Николая Гумилева. Все они — поэты «серебряного века». Их творчество велико и заслуживает обсуждения, но я бы хотела поговорить о женщинах.

Так уж сложилось, что в России два женских имени в поэзии надолго затмили своей значимостью другие женские имена. Это — Анна Ахматова и Марина Цветаева. Сразу хочется заметить, что этим поэтессам нередко посвящались стихи. Чуткое сердце Бориса Пастернака с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых были равны ему по художественному восприятию мира и любви.
Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь, — мне это трынь-трава,
Я всё равно с ошибкой не расстанусь.

Эти строки поэт посвятил Анне Ахматовой. Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения! Величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь. Это подчеркивается в словах, подаренных Марине Цветаевой:
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне все равно, чем сыр туман.
Любая быль, как утро в марте.

Творчество поэтесс велико, их стихами восхищаются сегодня и, мне кажется, что через сто лет этих женщин не забудут. Не забудут и то их стремление открыться людям.

Мне нравятся стихи о любви. Они тревожат, волнуют душу. Тем более, когда об этом восхитительном чувстве пишет женщина. В поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой можно выделить «любовную лирику», но это потребует немало времени. Обе поэтессы очень много писали на эту тему, и большая часть их стихов посвящена именно любви.
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.

Казалось бы, в этом стихотворении Анны Андреевны о любви — ни слова. Но возникает впечатление тайной, скрытой от посторонних глаз любовной драмы, может быть, сыгранной в одиночку, любовной тоски о человеке. У этой поэтессы стихи пронизаны нежностью, а иногда жалостью. Цветаева же в своей поэзии всегда сильная, смелая, могучая, она мечтает о соединении с равным. Но встреча сильных, даже предназначенных друг для друга, всегда оборачивается борьбой.

Это их противоречие и притягивает меня. Одна — женственная, чуткая, откровенная, у другой мужественный, волевой характер. Если бы нужно было сравнивать их между собой, я бы не смогла это сделать. Мне кажется, это невозможно. Нельзя соединить такие две разные, но отчасти одинаковые личности. Поэтому я хотела бы рассмотреть творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой по отдельности, но и та, и другая заслуживает внимания.

Начну я с той, которая по силе своего дарования, мастерства и таланта стоит рядом с гениальным Пушкиным. Поэзия Анны Ахматовой глубоко выражает женское сердце, любовное чувство, трагические душевные крушения, великую материнскую любовь и печаль. Но любовь в её стихах не всегда светлая, зачастую она несёт горе. Лирическая героиня русской Сафо, как называли молодую поэтессу, отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного.
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!

Ахматова поэтически исследует сложные, противоречивые переходы между любовью и предлюбовью, игрой и подлинностью. Ведь то, что мнилось в порыве любовью, может статься, покажется потом всего лишь игрой, а то, что начиналось как игра, отзовётся ещё настоящим порывом и настоящей болью. И какой она должна быть, любовь, обязательно жалящей? Обязательно поединком? Или разной в разные минуты?
О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем.
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоём.

Это сочувствие, сопереживание в любви-жалости делает многие стихи Анны Андреевны подлинно народными.

Как многолика любовь в стихах поэтессы! В тонах и полутонах. В нежных и страшных ликах. Но в её поэзии есть ещё одна любовь — к родной земле, к Родине, к России.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их глубокой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Мир Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат во многих стихотворениях. И с этим мотивом связан цикл «Реквием», который, в нарушение традиции, посвящен живым и мертвым. Главная мысль поэмы «Реквием» — выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. В творчестве поэтессы ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа.
Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и сердца многих читателей. Читая её стихи, как бы листаешь исповедь женской души. Жизнь и любовь сплетаются в одну нить. Эти понятия становятся неразделимыми. Стихи Анны Андреевны притягивают своей простотой, в них нет ничего сверхъестественного. Моё самое любимое стихотворение — «Сероглазый король». Не знаю, почему, но оно мне нравится. С детства я восхищаюсь им.

Другой, не менее любимой моей поэтессой является Марина Цветаева. Весь её нелегкий творческий путь увенчан легендами и предстаёт перед нами как необычайная история жизни.

Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент — вот сомнительные и характерные черты лирической героини Цветаевой. Она — Царь-Девица из древних русских былин; вровень своему суженому и даже превосходящая его. Но:
Не суждено, чтобы равный с равным…
Так разминовываемся мы.

Сама поэтесса понимает это, и поэтому часто в её стихах показана борьба: борьба на поле боя, как у Ахиллеса с Панфесилией, борьба на брачном ложе, борьба и тайна, как у Зигфрида и Брунгильды, борьба самолюбий и великодуший, как в «Поэме конца».

Но есть и другие стихи. Стихи, в которых возлюбленный слаб. Влюблённая женщина видит в нём не мужа, но отрока. Она не осмеливается посягнуть на него, потому что боится его присвоить, сделать не равным, а своим. Но всё же падает в бездну, притянутая его очарованием. Тревога нарастает и срывается в безнадежность расставанья.

Но слабый возлюбленный, как правило, не просто покидает любимую, он оказывается предателем, в угоду молве, людям, своей доброй славе приносящим её в жертву. Так поступает Стенька Разин из цикла Цветаевой, Так поступает Гамлет: «На дне она, где ил и водоросли, спать в них ушла, но сна и там нет. Но я её любил, как сорок тысяч братьев любить не могут… Гамлет! На дне она, где ил, ил, и последний венчик всплыл на приречных брёвнах… Но я её любил, как сорок тысяч… Меньше всё ж, чем один любовник…»

Самой счастливой любовью в этом мире оказывается любовь к уже ушедшим. Поистине первой и неизменной любовью Марины Цветаевой был А. С. Пушкин: «С тех пор, да с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы все ни одевались и не назывались».

Судьба поэтессы была трагична. Но она всегда говорила, что «глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья». И, наверное, только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, как у Марины Цветаевой. Судьба вела её к роковому концу, но смерть поэта — это продолжение его жизни, жизни во времени.

У Марины Цветаевой есть стихотворение «Руан». Оно мне очень нравится, особенно первые два четверостишия.
И я вошла, и я сказала: — Здравствуй!
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!
Не ждите, принц скупой и невеселый,
Бескровный принц, не распрямивший плеч —
Чтоб Иоанна разлюбила — голос,
Чтоб Иоанна разлюбила — меч.

Две женщины — две поэтессы.

7Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения. И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события проносились с фантастической скоростью и фатальными последствиями: гибли миллионы людей, разрушались империи, образовывались новые государства… На фоне этих страшных и невероятных событий тема отдельной личности кажется по крайней мере мелочной. Или ругательно-идиалистической, направленной на развенчание образа роли личности в истории, созданного Толстым. Но, нет! Такого не было. Просто пытались понять писатели-поэты-философы, как воспринимает личность эти потрясения, как реагирует и т. д. Ведь личность личностью, но «зеркало жизни» демонстрирует нам собирательные образы. Таким способом и пытались понять — по реакции образов как будут развиваться события.

Мы с вами знаем, что, сколько людей, столько и мнений. Поэтому подобно тому, как у трех главных рек Руси есть множество притоков, так и у трех главных творческих течений: символизм, акмеизм, футуризм существует множество последователей с различными устремлениями и точками зрения. Вот, например, в символизме; течение наблюдалось в 1870—1910 годах. Художественное выражение происходило посредством символа. Символ — многозначно-иносказательный, логически непроницаемый образ. Выражал символизм неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов. Целью литературного символизма было с помощью философии и прикладными ей науками дойти до цитирую «скрытой реальности», «идеальной сущности мира», «идеальной красоты». В общем, и целом к вечному идеалу. Приверженцами течения были А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Сологуб.

Далее рассмотрим акмеизм, в смысле как он отразился на литературе. Течение 1910-х годов. Его приверженцы не ставили перед собой какой-то глобальной цели, оно было преимущественно направленным на очищение поэзии от символистских порывов, от многозначности, текучести и сложности метафорического слога, то есть в противовес всему этому акмеизм культивировал точное значение слова, его естественность. Этому течению когда-то следовали А. Ахматова, А. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин.

Футуризм — последнее течение, о котором я вам расскажу. Приверженцы течения творили в 1910—1920-х годах. Они, своим искусством старались создать «искусство будущего». Для достижения этой благой цели они отрицали традиционную культуру, культивировали урбанизацию (эстетика машинной индустрии и большого города). Для него характерно переплетение документального материала с фантастикой. Футуризм допускал для достижения благой цели даже разрушение естества языка. В нем творили, как вы уже наверное догадались В. Маяковский, может быть менее известный вам В. Хлебников и многие другие.

8Что мы обычно понимаем под словом семья? Когда мы произносим «семья», в сознании возникают образы дорогих и близких сердцу людей, помогающих в трудный момент, заботящихся о тебе. Почему семья так важна для человека? Почему он чувствует потерянность и боль, когда теряет семью? Он лишается не просто опоры и поддержки, но теряет что-то большее. Человек утрачивает частицу себя. Неслучайно слово «семья» с точки зрения этимологии означает семь я, то есть части единого целого. В семье происходит становление человека, здесь он учится взаимодействовать с миром. Семья дарит ему чувство радости, защищённости, стабильности бытия. Семья формировала духовно-нравственный стержень человека. Неслучайно тема семьи стала центральной в творчестве многих русских писателей: Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. «Мысль семейная» придавала их произведениям особый лиризм, душевность. Семья видится этим авторам как средоточие гармонии, света, любви.

Родные и близкие принимают человека таким, каков он есть. В них он находит понимание и сочувствие. В семье человек спокоен и открыт. Любые невзгоды и неприятности можно преодолеть, когда чувствуешь опору в своих близких. Это наглядно показывает эпизод с карточным долгом Николая Ростова в романе «Война и мир», боявшегося признаться в своей неправоте и дерзившего отцу. Родные почувствовали состояние Николая и не осудили его, а сделали всё возможное, чтобы помочь.

Семья — это единое целое. Но если она не осознаёт себя таковой, возникает дисбаланс, несчастье. Пытаясь проявить заботу о ближнем, старшие члены семьи нередко подавляют его, причиняя при этом страдания прежде всего самим себе. Так произошло в семье Болконских. В своём стремлении защитить свою дочь от жизненных невзгод старый князь замыкает её в узком кругу провинциальной усадьбы, оставляет в изоляции. Но все помыслы отца направлены, прежде всего, на благо дочери. Дисбаланс возникает из-за того, что старый князь прячет свои истинные чувства под маской строгости, авторитетности. Лишь на смертном одре он смягчается и осознаёт искажённость своей заботы о дочери.

Традиционно считается, что «все счастливые семьи счастливы одинаково». Но не принимает ли подчас это счастье формы обывательского, наружного благополучия, не превращается ли в мещанский быт? Где грань между истинной гармонией и обывательской благопристойностью?

Когда пошлость проникает в семейные отношения, они рушатся, становятся искажёнными. Много примеров тому даёт А. П. Чехов в своих рассказах и повестях. В повести «Ионыч» он показывает быт семьи Туркиных, считающихся самой образованной семьёй в городе. Но ни один из членов этой семьи не обретает счастья. Все погружены в свои обывательские интересы, замкнуты на своём Эго. Благопристойность и покой этой семьи в действительности ложны, поверхностны. Они не слышат друг друга. Жизнь в такой семье идёт однообразно, тускло.

Семья — это не механическое соединение, а цельность и открытость. Семьёй лишь формально можно назвать Курагиных, Друбецких в романе Л. Толстого «Война и мир». На самом деле, их не связывает ничего, кроме ограниченных эгоистических интересов.

Семья даёт опору даже в самое трудное время, будь то военные потрясения или трагические события в общественной жизни страны. Дом, семья — это то, что даёт надежду и помогает идти вперёд, несмотря ни на что. В критические моменты все минутные раздоры уходят на второй план, семья максимально мобилизуется, чтобы устоять среди агрессии и жестокости. Так поступают Ростовы во время Великой Отечественной Войны 1812 года и Мелеховы во времена революции и гражданской войны в «Тихом Доне» М. Шолохова, Турбины в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Внутренний свет в этих семьях настолько силен, что он распространяется на всё вокруг, помогает тем, кто нуждается в этом свете. Во всех этих семьях, независимо от социального положения и исторического периода, главными оставались вечные ценности: милосердие, самопожертвование, любовь к ближнему, родине, вера в бога. Семья, род вечен тогда, когда в нём есть духовное начало. Именно оно создаёт гармонию и единство. Семья в истинном смысле этого слова — это взаимопроникновение, сотворчество людей, открытых миру и друг другу. Это тонкая духовная связь, которая не зависит от времени и расстояния. Яркий пример тому — образ Ильиничны в романе «Тихий Дон» М. Шолохова. Даже вдали от сына она жила лишь любовью к нему, молилась за него богу. Любовь матери, сопереживание всех членов семьи давало Григорию силы жить и верить. Мелеховы глубоко понимают друг друга. Самые важные решения в критических ситуациях они принимают вместе на семейных советах, где даже самый младший член семьи имеет право голоса.

Это традиции, в которых заложено всё лучшее от предков. Тонкое отношение к традициям, гармоничному семейному укладу проявляют Турбины в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Семейственность, тепло исходит от каждой вещи в их доме: лампы под абажуром, кремовых занавесок, скромной кафельной печи. Свет исходит отовсюду: из гостиной, которая в былые времена была наполнена близкими людьми, книжных полок, цветов в матовой вазе. Семья — это особая атмосфера покоя и уюта. Духовная сила Турбиных, Елены, Алексея и Николки, проявилась в том, что они смогли сохранить ауру света и добра, несмотря на все кровопролитные события, происходившие в Городе в 1918 году. Вещи, которыми наполнен быт Турбиных, — это выражение уюта, душевности, символ устойчивости бытия.

Семья жива до тех пор, пока жива связь между близкими людьми. Семья — это продолжение себя в другом человеке, способность полной самоотдачи. Семья даёт человеку надежду в быстро меняющемся и равнодушном мире. Подчас это единственное, что даёт силу жить. Так произошло с Григорием Мелеховым, державшим на руках своего сына после тяжёлых испытания и поисков. Забота о близком человеке наполнила его жизнь смыслом.

Семья — это ответственность перед близкими людьми. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» В. Распутина много повидавшая на своём веку Дарья глубоко чувствует связь с предками и осознаёт ответственность перед ними за каждую мысль и поступок. В этом осознанном отношении к роду, семье Дарья поднимается над всеми невзгодами современной жизни.

Таким образом, в истинном понимании семья — это, прежде всего, духовное родство, союз душ. Кровная связь при этом не является главной. Семья — это гармония, единство, открытость. Это маленький мир, в котором отражается всё человечество. Создавая семью, человек творит свою малую вселенную. Только он определяет, какой будет его вселенная. Именно поэтому так важно, как человек относится к своей семье. Если семья наполнена любовью и гармонией, то внешний и внутренний мир человека находятся в состоянии умиротворения, блаженства. Семья — это вечный дом, храм любви в каждом сердце, который наполняет нас радостью и светом.

9Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Владимир Владимирович Маяковский - поэт-новатор, драматург, публицист, художник, создатель оригинальной системы стихосложения, заметно повлияла на развитие модернистской поэзии XX века. Родился он в захудалой дворянской семье недалеко от города Кутаиси. Обучение начал в местной гимназии, но из-за внезапной смерти отца вместе с матерью и двумя сестрами переехал в Москву, где и продолжил свое образование (в 1908 году его за неуплаты исключили из гимназии. С юношеских лет Маяковского привлекал движение обновления - еще в Кутаиси он принимал участие в политических демонстрациях, знакомился с нелегальной литературой. В Москве он сблизился с социал-демократических кружками, начал заниматься пропагандистской работой среди рабочих, а в 1908 году даже вступил в большевистскую партию. О своих тогдашних захвата Маяковский позже рассказал в автобиографии «Я сам». Через несколько месяцев за свою активную революционную деятельность юноша попал в Бутырской тюрьмы, где находился целых 11 месяцев (его не отправили в Сибирь только потому, что он был несовершеннолетним. Этот бурный период юношеского жизни был ознаменован первыми стихотворными попытками, которые впоследствии превратились в неудержимое желание посвятить себя литературному творчеству. Главными темами раннего творчества Маяковского стали современное поэту город и бесконечные человеческие страдания. Город у поэта уподибнювалося аду, его «шумы, шумки, шумища» несли людям боль и муку. Личность в этом мире чувствовала себя одинокой, как «последнее глаз человека, идущего к слепым. Вместе с тем уже в ранних стихах он показал себя как поэт-лирик с чрезвычайно чувствительным и эмоциональным восприятием мира. Об этом якнайвиразниипе свидетельствуют стихи «А вы смогли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Юноша пытался попробовать свои силы не только в поэзии, но и в живописи. Интерес к изобразительному искусству привел его в 1908 году до Строгановского художественно-промышленного училища. Почти одновременно с этим он сблизился с группой молодых поэтов и худож-ников-кубофутурист и вскоре стал одним из ее лидеров. Его стихи - «Ночь», «Утро», «Порт», «С улицы в улицу» и другие - отвечали эстетическим нормам российского кубофутуризму, теоретические положения которого были изложены в манифесте «Пощечина общественному вкусу». Как кубофутурист поэт ориентировался на индивидуализм лирического героя, на приоритет предметного мира, на эпатирующее антиэстетику, на самоценную, «самовите» слово, а также на футуристическую философию и нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. С 1915 года Малковському пришлось находиться на военной службе в Петроградской автошколе, однако это время не был для него бесполезно потерянным, ведь именно тогда он написал целый рядзамечательных произведений: «Облако в штанах», «Вам», «Флейта-остров», «Гимн взятке». «Вот так я сделался собакой» и др. Февральская и Октябрьская революции открыли молодому поэту возможность реального воплощения идей о новой, свободного человека и о счастливой обустройства мира. Россия в его мировосприятии была той единственной страной, которой должно принадлежать будущее. В марте 1919 года Маяковский начал сотрудничать с Российским телеграфным агентством, как поэт и художник создавал агитационно-сатирические плакаты - «окна РОСТА». Тогда же поэт много печатался, активно участвовал в публичных выступлениях по городам и весям России, Украины. С 1922 года поег совершил много путешествий по странам Европы и Америки. За три года он посетил Латвию, Германию, Францию, Мексику, Испанию, Кубу и США. Следствием полученных от поездки впечатлений стали очерки, стихотворения «Париж (разговоры с Бйфелевою башней)», «Как работает республика демократическая?», Цикл «Стихи об Америке», который имел определенный иронический подтекст. Америка представала в стихах Маяковский не страны высокого уровня цивилизации и культуры, а провинцией чрезвычайно похожа на дооктябрьский Елец или Конотоп. Во второй половине 20-х годов в своем творчестве поэт утверждал советские нормы жизни. Пафос строительства светлого будущего и героических будней в публицистических стихах Маяковского исключает компромисс, мотивы соболезнования лирического героя к слабому и обиженного исчезают, зато появляется образ поэта-трибуна, чьи стихи выражают позицию, адекватную интересам власти. Маяковский сознательно предпочитал таким литературным жанрам, как фельетон и агитка. На страницах всероссийской газеты «Известия», которая имела огромную популярность в народе, были впервые напечатаны такие общеизвестные стихи поэта-трибуна: «Товарищ Нетте, пароходу и человеку», «Английском рабочему», «Октябрь 1917-1926». Считая себя поэтом революции, поэт поставил свой талант на службу идеям, которые провозглашались ее лидерами. Хобби лозунгами мировой революции, диктатуры пролетариата время приобретало у поэта фанатичного характера, объективно служило тоталитарной системе. Вместе с тем поэт, очевидно, болезненно переживал то, что идеалы революции не находили воплощение в жизнь, а его поэзия была вынуждена выполнять утилитарно служебные функции политического агитатора и пропагандиста. Протяжении всей жизни Маяковский поддерживал тесные связи с Украиной - он почти ежегодно приезжал выступать в Киев, Харьков, Одессу, Днепропетровск, Донецка, Полтавы, Житомира, в Крым. В стихотворении «Долг Украине» поэт призывал россиян уважительно относиться к украинская, изучить их язык - «величавую и простую. В феврале 1930 года поэт поступил в Российской ассоциации пролетарских писателей, соответствовало потребностям консолидации творческих сил в условиях официально признанного обострение классовой борьбы. Однако рапповцы не восприняли Маяковского как своего, поэт остался для них лишь «попутчиком». Запрет на выезд в Париж (там его ждала любимая - Татьяна Яковлева), провал индивидуальной творческой выставки «20 лет работы Маяковского», Неспр-занятия критикой пьесы «Баня» - все это порождало беспокойство поэта, подрывало его уверенность в будущем, доверие к партии. Трагический финал Маяковского был обусловлен не только обстоятельствами жизни, но и глобальной несогласием с существующим свитоустроем. 14 апреля 1930 поэт ушел из жизни. Лишь после пяти лет молчания с момента трагической гибели поэта Сталин провозгласил Маяковского «талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и привело в свое время к канонизации его фигуры. й творческих сил в условиях официально признанного обострение классовой борьбы. Однако рапповцы не восприняли Маяковского как своего, поэт остался для них лишь «попутчиком». Запрет на выезд в Париж (там его ждала любимая - Татьяна Яковлева), провал индивидуальной творческой выставки «20 лет работы Маяковского», Неспр-занятия критикой пьесы «Баня» - все это порождало беспокойство поэта, подрывало его уверенность в будущем, доверие к партии. Трагический финал Маяковского был обусловлен не только обстоятельствами жизни, но и глобальной несогласием с существующим свитоустроем. 14 апреля 1930 поэт ушел из жизни. Лишь после пяти лет молчания с момента трагической гибели поэта Сталин провозгласил Маяковского «талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и привело в свое время к канонизации его фигуры.© https://sochinenie5ballov.ru/essay_2369.htm

10Одним из самых блистательных литературных произведений XIX века является роман «Отцы и дети» И.Тургенева. В 1961 году работа была закончена, а через год опубликована в «Русском вестнике». Год был необходим для того, чтобы продемонстрировать изменения после реформы и спор, который привел к расколу сил страны на демократов-разночинцев и дворян-либералов.

Автор в романе описывает состояние общества в период кризиса. Иван Сергеевич затрагивает животрепещущую тему 60-х годом, а именно взаимоотношения между «отцами» и «детьми». Это конфликт олицетворяет философию демократов во главе с Евгением Базаровым и либералов в лице Павла Петровича Кирсанова.

Уже с заглавия романа понятно, о чем будет идти речь, и первые страницы подтверждают наши догадки. Мы видим противоречивость взглядов и противопоставление характеров. Описывая Базарова, автор рисует мрачную и изолированную от общества фигуру. Представляя Павла Петровича, обращает наше внимание на английский костюм и лаковую обувь. Его жизнь уже давно потеряла былой смысл, тогда как Базаров направляет свои силы на конкретные дела.

Молодежь хотела отказаться от всего старого и разрушить исторические памятки и традиции. А естественные науки следует рассматривать как «полезность» по их мнению.

Кирсанов считал общество патриархальным, и в этом Базаров был согласен с ним. Но юноша считал, что эти предрассудки должны быть исправлены, потому как они не приносят пользы. Базаров отрицает и красоту природы и искусства. В разговоре с Павлом Петровичем он соглашается, что человек подвластен природе, но в то же время говорит: «Природа не храм, а мастерская». Для убедительности Евгений часто цитирует Паскаля Аркадия. Он понимает, что ему не в силах преодолеть законы природы, однако, он не опускает руки и желает бороться до последнего. Пройдя через жизненные невзгоды, он испытывает страсть, которую отвергал прежде. Базаров пытается заглушить ее, но все напрасно, и автор демонстрирует его зависимость от обычных ценностей и законов. Образ Базарова становится неоднозначным и сложным.

Мы наблюдаем за конфликтом «отцов» и «детей» от начала и до конца романа, однако, развязки ему нет. Автор оставляет финал на волю будущего. Герой с достоинством умирает. По мнению Тургенева, вызов основам жизни и нигилизм является причиной смерти Базарова. Читая роман, каждый задумывается над вечными проблемами. «Отцы» и «дети» — это прототипы прошлого и настоящего. Что возьмет вверх, будет видно в будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: