Классическая школа политэкономии




ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕКТЫИ ФОРМЫФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Содержание финансового регулирования и его место в системе
государственного регулирования.

1.2. Объекты финансового регулирования и его основные элементы.

1.3. Формы и уровни финансового регулирования.

Содержание финансового регулирования и его место в системе государственного регулирования

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государство во все времена в какой-либо форме вмешивалось в экономическую жизнь. Такое вмешательство не было регулярным, постоянным, поскольку государство стремилось, в первую очередь, увеличить сбор налогов и платежей для роста поступлений в казну либо протекционистскими методами пыталось защитить национальный рынок. Лишь в конце ХІХ – начале ХХ в. государство начинает активно использовать процесс экономического регулирования в своих интересах.

Вмешательство государства в экономику является необходимостью для любого правительства, независимо от типа экономики – рыночной или планово-распределительной.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально-экономической жизни, включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие на макро- и микроэкономические процессы развития экономики для поддержания ее стабильности либо изменения в нужном для общества направлении.

Рыночное саморегулирование, охватывающее все рыночные структуры, включая государственные, представляет собой самонастраивающийся процесс, регламентируемый экономическими законами рынка (спроса, предложения, конкуренции и т.д.).

Недостатками рыночной системы хозяйствования являются:

1. Рыночный тип экономики не может самостоятельно обеспечить производство общественно-необходимых товаров для всех членов общества, включая и неимущие слои (оборона, государственное управление, энергетическая система).

2. Рыночная система хозяйствования не способствует сохранению и рациональному использованию невоспроизводимых и невозобновляемых ресурсов, не решает проблему воспроизводства рабочей силы.

3. Основываясь только на рыночном механизме, нельзя осуществить глубокие структурные изменения в экономике, прорывы в научно-технической сфере, решении межгосударственных и региональных проблем, организацию денежного обращения.

4. Возникновение потребности в значительных инвестициях, не привлекательных с точки зрения частного капитала, но необходимых обществу для обеспечения процесса воспроизводства.

Поэтому существующие недостатки, присущие рыночной системе хозяйствования, требуют активного вмешательства государства в экономические процессы для их устранения.

Масштабы вмешательства государства в экономику зависят как от экономических факторов (уровень экономической активности и экономического развития), так и национальных особенностей страны (роль государства в обществе). Минимально необходимые границы государственного регулирования экономики определяются производством общественно необходимых товаров и услуг, организацией денежного обращения. Максимальный уровень допустимых границ государственного регулирования экономики обусловлен обеспечением определенного уровня занятости, перераспределением доходов, борьбы с монополизмом и инфляцией, реализацией национальных интересов на мировом рынке, развитием фундаментальных научных исследований и др.

Любые перекосы могут привести к негативным последствиям, поэтому вмешательство государства в рыночную эко­номику должно быть экономически обоснованным, оправданным и допустимым в таких пределах, которые способствовали бы росту эффективности экономики.

Вмешательство государства в экономику, являясь важной составной частью воспроизводственного процесса, позволяет решать такие важные задачи, как создание благоприятных условий для экономического роста и оптимальной занятости, поддержка предприятий, ориентированных на экспорт конкурентоспособной продукции, стимулирование структурных сдвигов отраслевой и региональ­ной экономики. При этом конкретные направления, формы, методы такого вмешательства и регулирования зависят от существующих социально-экономических проблем в стране в каждый конкретный временной период.

Особый интерес вызывает рассмотрение эволюции системы государственного регулирования рыночной экономики.

Впервые регулирование использовали развитые страны в период Первой мировой войны. Необходимость этих мер была связана с потребностями милитаризации экономики. Однако данный этап оказался непродолжительным. После окончания войны масштабы вмешательства государства в экономику резко сократились. Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в 20-х гг. ХХ века на Западе сделала непопулярными идеи о регулировании государством экономики. Но ситуация резко изменилась в 1929-1933 гг., в период Великой депрессии, когда глубокий системный кризис поставил на повестку дня вопрос об активном вмешательстве государства в экономику и формировании системы государственного регулирования экономики.

В 1930-е гг. начинается второй этап в становлении системы государственного регулирования экономики. Он связан с политикой нового курса Ф. Рузвельта в США и созданием жесткой системы государственного регулирования экономики в Германии.

Третий, современный этап развития системы государственного регулирования экономики начался после Второй мировой войны и продолжается по сей день. Именно на этом этапе сформировалась современная система государственного регулирования экономики, на практике использованы различные инструменты, подтвердившие свою эффективность.

Отношение к процессу вмешательства государства в экономику значительно отличалось на разных этапах ее развития. В истории экономической мысли сформировались следующие основные концепции государственного регулирования экономики, где в экономических теориях значительное место занимали исследования роли и функций государства в экономике.

Меркантилизм

В период формирования рыночной системы хозяйствования в XVII-XVIII вв. преобладала теория меркантилизма, которая признавала безусловную необходимость государственного регулирования с целью развития промышленности и торговли.

Его основоположники, как представители первой экономической школы, были активными сторонниками вмешательства государства в экономику, выступали за политику протекционизма. Они считали, что без поддержки государства процесс первоначального накопления капитала был бы невозможен. Основу конкуренции видели во внешней торговле, являлись идеологами торгового капитала. Мало заботились о развитии сельского хозяйства, практически не принимали его в расчет.

Физиократы

Представители этого направления выдвинули принцип свободы торговли. С их точки зрения, главной заботой государства должна стать защита частной собственности. Источником богатства считали сельское хозяйство, и регулирование со стороны государства видели в пользу сельского хозяйства.

Классическая школа политэкономии

Развитие рыночных отношений способствовало и пересмотру взглядов на процесс вмешательства государства в экономику, рассматривая такое вмешательство как препятствие на пути развития предпринимательства. Теория получила развитие в период промышленного переворота и потому выражала интересы нарождавшейся промышленной буржуазии. Ее основные представители А. Смит и Д. Рикардо считали экономическую политику государства составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. А. Смит утверждал, что рыночная система обладает способностью к саморегулированию, поскольку в ее основе лежит стремление к получению прибыли, а потому она будет тем эффективнее функционировать, чем меньше будет ее регулирование государством.

С точки зрения А. Смита, вмешательство государства в деятельность частных лиц должно быть минимальным, поскольку невозможно изменить законы, на которых она основана. А. Смит допускал возможность вмешательства государства в экономику в порядке исключения, «когда государственная деятельность целесообразнее частной». Под такой деятельностью он подразумевал расходы государства на строительство железных дорог, публичные сооружения, народные школы и т.п.

Современные экономические теории государственное регулирование рыночных процессов трактуют довольно неоднозначно. На сегодняшний день на основе основных экономических направлений — кейнсианства, монетаризма и институционализма, сложилось несколько основных теорий, которые по-разному объясняют формы, методы и цели регулирования государством экономики.

Кейнсианский подход

Основоположником концепции о необходимости государственного вмешательства в экономику был Дж. Кейнс, который сформулировал теорию эффективного спроса, положенную в основу теории государственного регулирования. Он утверждал, что для увеличения покупательной способности населения и стимулирования приобретения предпринимателями новых средств производства, необходимо увеличивать объем государственных инвестиций в производство и наращивать социально-экономические расходы за счет выпуска денег в обращение и налогового механизма. Поэтому с точки зрения Кейнса государственное регулирование экономики должно заключаться в стимулировании спроса на основе денежно-кредитных и финансовых инструментов.

На основе идей Кейнса сформировался также неоклассический подход, представителями которого (И. Самуэльсон, Дж. Тобин, Дж. Хикс и др.) была разработана система мер для антикризисного регулирования экономики.

Сторонники неоклассического подхода первоначально исходили из того, что макроэкономическая стабильность может быть обеспечена в основном методами саморегулирования, основанными на свободном ценообразовании и либеральной денежно-кредитной политике. С учетом этого ими была разработана теория рыночного равновесия, обосновывающая саморегулирование рыночной системы. Вмешательство государства они считали способным нанести вред ее эффективному функционированию. Следовательно, неоклассики, выступали за политику государственного невмешательства в экономику.

Однако в конце XIX-начале ХХ вв. с развитием быстрыми темпами производства, ростом товарных сделок, обострением конкурентной борьбы сторонники теории вынуждены были признать, что в условиях рыночной экономики возможны сбои, с которыми рынок не может справиться самостоятельно. Это привело к усилению поддерживающих и корректирующих мер со стороны государства. Эти меры предполагали манипулирование доходами и расходами бюджета исходя из изменений конъюнктуры рынка, а кроме того, использование налогового регулирования и платежей по социальному стра­хованию. Наряду с фискальными и денежно-кредитными методами воздействия предлагалось использовать движение цен и рыночные условия для развития конкуренции.

Монетаризм

Монетаристы (М. Фридман, Ф. Найт, Г. Саймонс, Ф. Хайек и др.) полагали, что государственное регулирование должно быть ограниченным и заключаться в стимулировании свободы экономической деятельности, ограничении социальных расходов, регулировании массы денег в обращении, использовании кредитных инструментов. Объектом регулирования, по их мнению, должно быть предложение факторов производства, увеличивающееся по мере стимулирования предпринимательства.

Функцию регулирования они оставляли за рынком, а единственной сферой, которая допускает вмешательство государства, считали денежно-кредитную. Поэтому главной задачей экономической политики государства является контроль за массой денег в обращении и поддержание стабильности денег. Они выступают за активное вмешательство государства в экономику и утверждают, что с помощью государственных расходов можно влиять на развитие экономики в необходимом направлении.

Основными методами регулирования признаются: контроль за экспортом и импортом, регулирование учетной ставки процента и курса национальной валюты, снижение уровня налогов, сохранение значительной доли государственного сектора в экономике, регулирование роста цен и заработной платы, ослабление воздействия профсоюзов.

Монетарный подход к государственному регулированию экономики предполагает: максимальное сокращение расходов государственного бюджета, существенное сокращение государственного сектора, либерализацию системы цен, либерализацию финансовой и денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности. Антиинфляционная политика также должна осуществляться монетарными методами.

Институционализм

Представители этого направления (Дж. Кларк, Дж. Гэлбрейт и др.) необходимость государственного регулирования экономики обосновывали исходя из несовершенства рыночного механизма и его неспособности решать проблемы современного общества. Сторонники этого подхода роль государства в экономике сводят к созданию благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Государство должно выработать «правила игры» и осуществлять контроль за их соблюдением.

Так, Дж. Кларк выступает за систему общественного контроля над бизнесом как на уровне отдельной корпорации или региона, так и на общегосударственном уровне. Эти меры включают контроль за деятельностью крупных корпораций, контроль за механизмом конкуренции и ценообразования.

Дж. Гэлбрейт необходимость государственного регулирования рынка обосновывает тенденцией ускорившейся концентрации производства и капитала, а также усилением влияния роли крупнейших корпораций на финансовых и товарных рынках. Гэлбрэйт утверждает, что современная экономика основана на двух крупных системах — рыночной системе, которая включает мелкие предприятия, и планирующей системе, объединяющей крупные корпорации, взаимодействующие с государством, в результате чего возрастает государственное влияние на экономику.

Однако не все представители этого подхода согласны с этой точ­кой зрения, поскольку она не учитывает действие рыночных сил в корпоративном секторе экономики, что находит проявление в обо­стрении конкуренции между корпорациями внутри самой «планирующей» системы и не отражает реальные процессы, происходящие в экономике.

Л. Тароу и Р. Хейлбронер отмечают тенденцию усиления государственного вмешательства в рыночную экономику, основой которого выступает укрепление экономической базы государственного регулирования. Это приводит к созданию модели «контролируемого общества», при которой значительно сокращается роль традиционных признаков капитализма — частной собственности и механизма рыночного регулирования и появляются различные институты, осуществляющие регулирование процессов, происходящих в рыночной системе экономики.

Современность, столкнувшись с ограниченностью возможного саморегулирования посредством «невидимой руки рынка», высокой степенью концентрации производства, а также усложнением экономических связей, утвердила в теории и практике сочетание рыночного саморегулирования с активным регулирующим вмешательством государства в экономические процессы посредством финансового регулирования.

Активизация дискуссий о роли государственного регулирования и о рыночном саморегулировании связана с мировым финансовым кризисом. В настоящее время необходимость государственного регулирования рыночной экономики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей принимаются по-разному.

Так, Дж. Стиглиц отмечает, что «за последние два столетия экономисты пришли к признанию того, что рынок не всегда работает так совершенно, как предполагает большинство горячих приверженцев свободного рынка, чему немало примеров».

Впервые на необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику настаивали Дж. Кейнс и представители стокгольмской школы. Такую необходимость экономисты связывали с «провалами рынка».

«Провалы рынка» - ситуация, при которой свободные рынки не состоянии эффективно распределять ресурсы. К «провалам рынка» относят: наличие монополий, наличие услуг, не предполагающих рыночное предложение (оборона, дороги, уличное освещение и т.д.), или услуг, не полностью обеспечиваемых рыночным предложением (образование, здравоохранение и др.), рынки не состоянии самостоятельно контролировать отдельные рынки (алкоголь, сигареты), неравенство доходов и пр.

Преодоление «провалов рынка» может осуществляться в основном правовым регулированием (например, законодательным установлением минимального размера оплаты труда), но государство зачастую использует экономические, в том числе финансовые методы.

Исходя из необходимости и сущности понятия, выявляются цели, задачи и направления государственного регулирования экономики. Принято выделять: высшую, основную (генеральную) цель регулиро­вания и прикладные (конкретные) цели.

Генеральная цель государственного регулирования экономики заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности, укреплении и совершенствовании существующего строя как внутри страны, так и за рубежом, адаптации его к изменяющимся условиям. Высшая цель должна обеспечить достижение максимального благосостояния всех членов общества.

Реализация высшей или генеральной цели возможна лишь на основе прикладных, опосредующих конкретных целей, без достижения которых она не может быть достигнута. Эти конкретные (прикладные) цели непосредственно связаны с объектами государственного регулирования экономики.

Среди конкретных целей следует выделить: экономический рост; совершенствование структуры экономики;—выравнивание экономического цикла;—обеспечение полной занятости;—стабилизация системы денежного оборота;—стимулирование развития конкурентных отношений;—стабилизация цен и тарифов;—устойчивость национальной валюты;—обеспечение внешнеэкономического равновесия; защита окружающей среды; социальный мир.

Среди конкретных целей одной из важнейших является обеспечение экономического роста. С реализацией этой цели связана и другая не менее важная цель — обеспечение полной занятости, направленной на максимально возможное в долгосрочной перспективе использование потенциала трудоспособного населения, создание рабочих мест, борьбу с безработицей. Если конкретной целью является выравнивание экономического цикла, то объектом выступает экономический цикл, если цель — совершенствование структуры экономики, то объектом регулирования является секторальная и отраслевая структура экономики и пр.

Конкретные цели могут иногда частично перекрывать друг друга, так как одна может оказаться более важной в каком-то временном интервале и потому подчинить себе другие цели исходя из существующей системы приоритетов целей у государства и реальной социально-экономической ситуации. В результате конкретные цели будут являться опосредующими для достижения других, более высоких текущих целей в данный момент времени. На основании этого складываются отношения как подчиненности конкретных целей генеральной, так и взаимозависимости и соподчинения между самими прикладными (конкретными) целями, которые могут быть первичными, вторичными и т. д.

Вероятна также ситуация, когда достижение одной цели невозможно без того, пока не будет реализована другая, либо, наоборот, достижение одной цели не может быть достигнуто без ущерба для другой. Поэтому цели могут быть взаимоисключающими, т. е. они не допускают компромиссов между собой.

При постановке той или иной цели важно определить:

· как поставленная цель будет согласовываться, сочетаться со—всеми другими целями, не будет ли она вступать с ними в противо­речие;

· является ли поставленная цель предварительной, опосре­дованной или промежуточной, в какую более общую цель она входит;

· какие побочные последствия может иметь достижение этой цели в краткосрочном и долгосрочном периоде;

· является ли поставленная цель экономически целесообразной, каково количественное соотношение положительного и отрицательного эффекта.

Разработка целей государственного регулирования основывается обычно на следующих общих принципах:

Ø соответствие данной прикладной (конкретной) цели укреплению и совершенствованию существующего общественно-экономического порядка;

Ø научная обоснованность и практическая необходимость реализации цели;

Ø постановка и осуществление любой цели государственного регулирования не должны наносить ущерба другим объектам, в случае его возникновения он должен быть полностью компенсирован;

Ø постановка и достижение цели должны взаимодействовать с остальными целями с учетом ее места в системе приоритетов целей;

Ø поставленная цель должна быть обеспечена достаточными—финансовыми, материальными, организационными и иными ресурсами;

Ø поставленная цель должна быть четко сформулированной, ясной и понятной широкому кругу пользователей, населению.

В процессе государственного регулирования экономики определяются основные задачи и направления такого регулирования. Главная задача государственного регулирования заключается в разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития с выделением конечных, промежуточных и текущих (конкретных) целей, этапов ее осуществления и приоритетов. При переходе к рыночным отношениям государство должно взять на себя решение следующих задач:

· создание рынков там, где их не было, либо они были недостаточно развиты;

· корректировка или дополнение рыночного механизма, который может приводить к сбоям;

· облегчение передачи рыночных сигналов и содействие координации действий субъектов рынка;

· стимулирование спроса на товары и услуги, инвестиции и занятость в период депрессий и кризисов;

· изменение структуры экономики.—

В процессе разработки государственной экономической политики формируются основные направления государственного регулирования, которые включают:

ü формирование системы развития и функционирования предпринимательства, направленной на создание эффективного нормативно-законодательного обеспечения, исключающего противоречия между законодательными ак­тами, предусматривающей механизм их реализации, гарантии прав и ответственность предпринимателей;

ü формирование системы регулирования процесса финансовой поддержки предпринимательства, предусматривающей совершенствование политики налогообложения, страхования, кредитования, финансирования, инвестирования и пр.;

ü разработка и проведение антициклической политики. Задача этой политики осуществлять стимулирование спроса на товары и услуги, занятость, капитальные вложения, особенно в пе­риоды кризисов и депрессий, и, напротив, сократить спрос и инвести­ции во время длительного подъема для уменьшения будущего спада производства.

ü разработка и реализация государственной структурной политики;

ü поддержка в виде государственных инвестиций оказывается тем видам производства, отраслям и регионам, от которых может зависеть будущее развитие отраслевой и национальной экономики. В качестве составной части этой политики может выделяться анти­монопольная политика и политика поддержки малого предпринима­тельства.

ü формирование и осуществление научно-технической и инновационной политики государства;

ü реализация такой политики требует финансирования фундаментальной науки, которая не приносит дохода, но необходима для развития прикладной науки, роста научно-технического потенциала. Основной задачей при этом является формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций, которые в первую очередь должны использоваться на развитие инновационных процессов;

ü осуществление экологической политики, направленной на уменьшение вредного воздействия производителей на окружающую среду и сохранение природных ресурсов для будущих поколений;

ü регулирование занятости. Это направление позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, обеспечивая оптимальное соотношение между спросом и предложением рабочей силы. Нарушение такого соотношения чревато негативными экономическими и социальными последствиями (рост безработицы, снижение спроса, уменьшение поступления налогов и сборов в бюджет, рост государственных расходов в виде пособий, дотаций);

ü реализация денежно-кредитной и антиинфляционной политики, которая регулирует денежное обращение, влияет на уровень цен.

Следовательно, государственное регулирование охватывает такие направления жизни общества, которые имеют важное значение для обеспечения макроэкономического равновесия, пропорционального развития и экономического роста. Государственное регулирование экономических процессовв целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства.

Одним из направлений государственного финансового регулирования выступает также обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Другими словами, финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое регулирование может предполагать финансовое стимулирование и финансовое сдерживание.

Существуют и иные подходы к определению финансового регулирования, в которых отражается институциональный подход – создание и поддержание инфраструктуры для рыночной экономики как вторичной функции государства.

Так, Черняева И.В. определяет, что неоинституциональная интерпретация понятия инфраструктуры включает в себя создание работоспособного института прав собственности как системы отношений, связанных с возникновением и перемещением (трансакцией) определенных прав между экономическими субъектами, поддержание в экономике определенных «правил игры», или правопорядка, и финансирования государством части трансакционных издержек.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются (рис. 1.1):

1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ  
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества
Обусловлен субъективно намеченным направлением финансовой политики и механизма ее воплощения в хозяйственную практику
2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества
Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам  
3.Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов
Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию  
4. Наличие отлаженной законодательной системы
В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами

 

 


 

 

Рис. 1.1. Перечень предпосылок осуществления государственного финансового регулирования экономики


 

4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления.

Цели и задачи финансового регулирования определяются целями и задачами политики социально-экономического развития государства.

В соответствии с функциями, выполняемыми государством, цели финансового регулирования могут быть сформулированы следующим образом:

ü установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро- и макроуровне;

ü нивелирование разницы в уровне доходов отдельных групп населения для достижения социальной стабильности, обеспечение макроэкономической сбалансированности.

Общие цели и задачи финансового регулирования могут быть конкретизированы сложившейся ситуацией в стране за определенный период времени:

Ø обеспечение выхода из кризиса или предотвращение «перегрева» экономики;

Ø совершенствование отраслевой структуры экономики и оптимизация структуры платежного баланса;

Ø выравнивание уровня экономического развития отдельных регионов страны;

Ø снижение уровня инфляции и поддержание ликвидности банковской системы;

Ø стимулирование или ограничение рождаемости и пр.

Особое внимание при определении целей и задач финансового регулирования необходимо уделить возможности их одновременного достижения и реализации. Так, к примеру, взаимоисключающими задачами являются борьба с инфляцией и обеспечение занятости населения.

В обобщенном виде можно выделить три основных направления воздействия финансов на экономику:

1) обеспечение финансами потребностей расширенного воспроизводства, которое заключается в покрытии осуществляемых затрат за счет собственных и заемных финансовых ресурсов;

2) регулирование финансовыми методами социально-экономических процессов;

3) создание финансовых стимулов для эффективного использования экономических ресурсов.

Кроме обозначенных направлений воздействия финансов на экономику, государственное финансовое регулирование может быть направлено и на решение ряда актуальных для государства проблем (рис. 1.2).

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
предотвращение диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства
обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их соз­дание
достижение социальной стабильности в обществе

 

4)

Рис. 1.2. Направления государственного финансового регулирования

При исследованиимакроэкономических проблем основным субъектом финансового регулирования выступает государство, а в теории государственных и муниципальных финансов – различные публично-правовые образования (федерация, субъекты федерации, муниципальные образования), от имени которых непосредственную деятельность, связанную с формированием бюджетов и расходованием бюджетных средств, осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

В современных условиях большую роль играют и наднациональные субъекты, обладающие соответствующими финансовыми ресурсами, к которым относятся: международные финансовые организации (например, МВФ, ЕБРР, Мировой банк и пр.), органы управления экономическими, политическими, валютными и другими союзами (Европейский союз, Таможенный союз и прочие).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: