Формы и уровни финансового регулирования




Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование (рис. 1.3).

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования (предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.).

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах - аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т.п.

Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки - высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой. Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Прямое
Косвенное
Непосредственное властное воздействие государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение экономических субъектов
Государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства
– регулирование объема денежной массы; – определение условий предоставления централизованных кредитов; – политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов
– безвозвратное адресное финансирование секторов экономики, территорий и организаций; – предоставление субвенций, субсидий, дотаций; – льготные кредиты
ФОРМЫФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  

 

 


Рис. 1.3. Характеристика форм государственного финансового регулирования

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем, при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются: регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития.

Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования.

Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого, машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

· налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

· амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

· различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

· с бюджетными расходами связано льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

В обобщенном виде финансовые методы регулирования экономики представлены на рис. 1.4.

Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов.

В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока.

В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.


 

 

ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1. Финансовые методы воздействия на экономику и социальные процессы
- бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.); - налоговые.
2. Методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций
- налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); - амортизационная политика; - различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); - льготное кредитование и страхование.  
3. Финансовое регулирование территориальных пропорций
- осуществляется через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдель ных регионов и муниципальных образований; - изменение состава налогов.
4. Методы финансового регулирования социальной структуры общества
- использование прогрессивной ставки подоходного налога; - высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость; - льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами; - различные социальные выплаты и льготы.  

 

 


Рис. 1.4. Финансовые методы регулирования экономики

Тем не менее, нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

 

 

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предпосылки осуществления государственного финансового регулирования экономики.

2. Современные научные школы о необходимости государственного финансового регулирования.

3. Раскройте сущность финансового регулирования экономики.

4. Сформулируйте основные цели и задачи финансового регулирования

5. Приведите примеры целей и задач финансового регулирования в различных государствах.

6. Назовите основных субъектов финансового регулирования.

7. Дайте характеристику объектам финансового регулирования.

8. Что представляют собой «провалы рынка»?

9. Раскройте формы финансового воздействия на экономические и социальные процессы.

10. Назовите методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций.

11. Дайте характеристику уровням финансового регулирования.

Тестовые задания

1. Воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности - это:

а) финансовое регулирование;

б) финансовая политика;

в) макроэкономическое регулирование;

г) цель финансового регулирования.

2. Государственное финансовое регулирование, направлено на:

а) предотвращение диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства;

б) обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание;

в) достижение социальной стабильности;

г) все указанное выше.

3. Организованная государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства – это:

а) финансовое регулирование;

б) экономическое регулирование;

в) налоговое регулирование;

г) государственное регулирование.

4. Целью финансового регулирования является:

а) учет действия объективных экономических законов развития общества;

б) установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро- и макроуровне;

в) развитие конкуренции на основе создания равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования;

г) структурная перестройка экономики.

5. Одной из предпосылок осуществления государственного финансового регулирования экономики является:

а) учет действия объективных экономических законов развития общества;

б) наличие демократической системы выражения взглядов;

в) наличие в стране отлаженной законодательной системы;

г) все указанное выше.

6.Условия для осуществления государственного регулирования включают:

а) демонополизацию хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

б) развитие конкуренции, предпринимательства;

в) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства между отраслями, производствами, территориями;

г) все ответы верны.

7. К объектам государственного финансового регулирования не относят:

а) отраслевую структуру экономики;

б) территориальные пропорции экономики;

в) конкуренцию;

г) социальную структуру общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: