Перспективы развития органов Федерального казначейства




 

Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.

Одна из 12 стратегических задач, которые поставило перед собой ФК, связана с обеспечением прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Президент Российской Федерации в одном из своих выступлений отметил: «Свободный доступ наших граждан к информации - это одна из самых значимых характеристик демократического развития».

В 2009 г. в Управлении Федерального казначейства по Владимирской области была внедрена система электронного документооборота, которая позволила 99% клиентов удаленно взаимодействовать с органами казначейства, а также повысила безопасность и оперативность их обслуживания.

К 1 января 2010 г. во Владимирской области создана и начала функционировать АС ФК. Управление вошло в число 4 «пилотных» регионов по ее апробации и внедрению в промышленную эксплуатацию.

Внедрение АС ФК позволило усовершенствовать взаимодействие с клиентами: перейти от системы электронного документооборота к системе удаленного финансового документооборота (СУФД он-лайн). Ее проектирование и опытная эксплуатация осуществлялась на базе Управления. Сегодня через систему СУФД он-лайн около 300 клиентов в режиме реального времени имеют доступ к управлению собственными платежами.

Переход на АС ФК создал предпосылки для оптимизации структуры и функций Управления. После оптимизации в структуре Управления действуют 34 отдела, в которых трудятся около 600 сотрудников.

Активно развивается электронный документооборот с кредитными учреждениями. На сегодняшний день система электронного документооборота с Банком России полностью обеспечивает автоматизированный учет операций при обслуживании счетов Управления.

УФК по Владимирской области проделана большая работа по созданию и наполнению информационной базы Общероссийского официального сайта, функционирование которого стало важным шагом на пути к обеспечению прозрачности бюджетной системы Российской Федерации, построению Единой информационной системы управления государственными финансами.

С 1 января 2011 г. возможность размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд получили практически все организации Владимирской области. В Сводный перечень заказчиков Управлением было включено 2073 организации, которым выдано 4436 сертификатов ключей электронно-цифровой подписи.

Управлением была оперативно освоена созданная Федеральным казначейством система ключевых показателей экономики (система КПЭ), предназначенная для формирования оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы страны с целью осуществления контроля и повышения эффективности принятия управленческих решений. Начиная с апреля 2011 года, Управление ежедневно предоставляет руководству областной администрации оперативную информацию об исполнении областного бюджета. На очереди - предоставление оперативной информации об исполнении бюджетов Счетной палате Владимирской области и контрольно-счетным органам муниципальных образований.

Немаловажным в работе казначейства является то, что с 1 января 2011 года меняется правовой статус учреждений: под учреждениями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, признаются казенные, бюджетные и автономные учреждения (Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ с дополнениями). В новых условиях работы органам Федерального казначейства предстоит обеспечить обслуживание бюджетных учреждений с учетом принятых изменений.

В части работы с информационными ресурсами на органы Федерального казначейства возлагаются с 1 января 2012 года полномочия по размещению сведений о бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность таких документов, как:

учредительные;

отчеты о деятельности, об использовании имущества;

планы финансово-хозяйственной деятельности;

годовой бухгалтерской отчетности;

государственное (муниципальное) задание.

Порядок предоставления перечисленной информации, ее размещение и ведение сайта будет осуществляться органами Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России (Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ). [19]

Расширение сферы деятельности органов Федерального казначейства в перспективе связано с переводом на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Срок начала кассового обслуживания установлен законодательно с 2014 года (Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ). В предстоящий подготовительный период обеспечивается разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок открытия и ведения лицевых счетов органов государственных внебюджетных фондов и кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Перспективная задача совершенствования системы бюджетных платежей определена механизмом управления ликвидностью на едином казначейском счете. Проведенная работа по включению 79 управлений Федерального казначейства по субъектам в состав ассоциированных участников системы банковских электронных срочных платежей (система БЭСП) с перечислением Банком России неиспользованных остатков денежных средств со счетов управлений позволяет сосредоточить все средства на едином счете федерального бюджета и управлять ликвидностью счета путем размещения остатков и / или привлечения средств на кассовые разрывы.

Вопрос поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов и местных бюджетов рассматривается в проекте программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которая разработана Минфином России. В разделе третьем, определяющем позиции долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, предполагается создание механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в т. ч. беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов, т.е. при недостаточности на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета. Данное направление деятельности подлежит освоению и реализации органами Федерального казначейства.

Бюджетный процесс совершенствуется постоянно, и органы Федерального казначейства являются проводниками нововведений через автоматизацию процедур исполнения, применение передовых технологий, упрощение административных и технических процедур.

Вместе с долгосрочными перспективными задачами по выполнению государственных функций перед казначейской системой стоят задачи повышения эффективности финансовой деятельности, внутренних функциональных и управленческих процессов. Реализация этих мероприятий предполагается посредством:

внедрения управленческого учета по главе 100 «Федеральное казначейство» с распределением затрат по ведомственным целевым программам для бюджетирования по результатам. В управлениях по субъектам рассчитываются пять целевых программ: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, формирование и предоставление бюджетной отчетности, распределение доходов от налогов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы, кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов и местных бюджетов, выполнение государственной функции по ведению реестра государственных контрактов;

реализации концепции безопасности Казначейства России, определяющей в связи с внедрением электронного документооборота, новых информационных технологий широкий спектр угроз безопасности и способов их предотвращения;

внедрения автоматизированной системы Федерального казначейства, которая предоставляет возможность консолидации большого объема информации, повышения качества и скорости обработки документов, централизации хранения информации, формирования любой нерегламентированной отчетности;

внедрения административных и технологических регламентов, закрепляющих последовательность действий и единообразие операций по всей системе Федерального казначейства.

казначейство бюджет фонд федеральный


Заключение

 

В заключение работы следует отметить, что казначейская система исполнения бюджетов - одно из важнейших направлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.

Казначейство, представляя собой центральную часть системы государственного финансового управления, проводит работу по совершенствованию управления расходами в бюджетной сфере, расширяя спектр своего контроля за госрасходами.

За время существования казначейства эта структура заняла свое место в системе экономических отношений. Если подвергнуть анализу практическую деятельность Федерального казначейства по выполнению функций и задач, закрепленных Указом Президента и Положением о Федеральном казначействе, то можно сказать, что они выполняются сегодня примерно на 90%.

На следующих этапах развития казначейской системы исполнения федерального бюджета необходимо принять к исполнению следующие функции и задачи:

· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

· закончить переход на функционировании единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета.

· управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

· перейти полностью на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней.

Значительные изменения в казначейской системе исполнения федерального бюджета произошли после введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетным кодексом установлен правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, и, что на наш взгляд наиболее важно, Бюджетным кодексом и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Минфин России.

В зависимости от того как нормативная база в дальнейшем будет совершенствоваться, будет зависеть эффективность исполнения бюджетов государственных средств. Счета бюджетных учреждений в кредитных организациях или учреждениях Банка России должны быть закрыты и открыты лицевые счета в казначействе. На лицевых счетах бюджетных учреждений должны отражаться лимиты бюджетных обязательств, полученное финансирование и кассовый расход.

В результате внедрения казначейских технологий:

· обеспечивается сохранность средств;

· обеспечивается контроль на всех этапах исполнения бюджета;

· контроль осуществляется на стадии, предшествующий платежу, что делает этот контроль наиболее эффективным;

· повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и ресурсами.

Безусловно, одно: казначейская система исполнения бюджета - основа развития бюджетных экономических отношений в России на перспективу.

 


Литература

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» // Финансы, 2007, №3, - с. 3-11.

. Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном Казначействе».

. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 352 с.

. Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ ДАНА 2002 г.

. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2010

. Блех И.С. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб., 1895.

. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации - М., 2001 г.

. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право. М. - 2003.

. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.

. Сенчагов В.К. Финансы денежное обращение и кредит М.: Велби, 2007.

. Доклад: О развитии Федерального казначейства.

. Артюхин Р.Е. «Федеральное казначейство: итоги и задачи» Финансы №3/2009.

. Бубнова О.А. «Электронный документооборот и исполнение бюджетов» Финансы №10/2008.

. Доценко Д.В. «Финансовый контроль в казначейской системе» Финансы №10/2009.

. Костюченко В.Ф. «История воссоздания и этапы становления казначейской системы в России» Экономический вестник Ростовского государственного университета Том 3 №4, 2005.

. Нестеренко Т.Г. «Федеральное казначейство в 2007 году» Финансы, 2007.

. Ополченцева Е.А. «Еще один шаг на пути создания «электронного правительства» России» Финансы №11/2010.

19. Прокофьев С.Е. «О повышении эффективности кассового управления финансовыми ресурсами федерального бюджета» Финансы №3/2010.

. Хоршенина О.Л. «Коллегия Казначейства России: курс на оптимизацию и модернизацию» Бюджет №3/2010.

. Итоговым докладом руководитель Федерального казначейства Артюхин. Р.Е. 3 марта 2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: