Подготовка к устному собеседованию как способ формирования языковой личности




круглый стол «Успешные практики по формированию языковой личности» по итогам онлайн-конференции

Хребтищева Елена Юрьевна, МБОУ СОШ №8 г.Петровска

В связи с внедрением итогового устного собеседования по русскому языку как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году с учащимися 9 классов необходимо было провести подготовку к этой форме.

Задания контрольного измерительного материала состоят из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.

Для подготовки к собеседованию с учащимися проводились консультации, где ребятам предлагались подсказки для создания текста-повествования и текста-рассуждения

ПОВЕСТВОВАНИЕ - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события.

В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?

план текста-повествования.

I. Вступление (ближайшие причины (или поводы) разбираемого события).

II. Изложение событий:

1) начало события (первые признаки);

2) развитие события;

3) окончание события.

III. Заключение (ближайшие следствия данного события).

По такой схеме всегда легко набросать план к любому тексту.

  повествование  
  Время года Задание: Расскажите о своём любимом времени года. Не забудьте рассказать: - что происходит в природе, - какие праздники приходятся на это время года, - чем Вы любите заниматься в это время года, - как время года влияет на ваше настроение. Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о своём любимом времени года. Это зима. Всё вокруг преображается. Выпадает снег, деревья надевают свой белоснежный наряд. Зимой нас ждут такие волшебные праздники, как Новый год и Рождество. Думаю, им рады все: и взрослые, и дети. Зимой я очень люблю гулять по лесу и рассматривать следы зверей на снегу. Кажется, что это какие-то причудливые записи, оставленные человеку. Также мне очень нравятся зимние забавы: катание на коньках и на санках с горы. Несмотря на то что зимой достаточно холодно, я очень люблю зиму.
  Встреча с интересным человеком  
  Выходной день, который запомнился больше всего.  
  Достопримечательности моего города Задание: Расскажите о достопримечательности места, где Вы живёте. Не забудьте рассказать: - что это за достопримечательность, - как она выглядит, - при каких обстоятельствах Вы увидели её впервые, - почему запомнилась. Возможный вариант ответа: Каждый из нас любит то место, в котором живёт. Я живу в прекрасном месте Саратовской области – в городе Петровске. Одна из достопримечательностей нашего города – парк отдыха. Он расположен практически в центре города – у реки. Там всегда прохладно, можно позаниматься спортом или просто отдохнуть Когда-то в парке было много аттракционов, сейчас парк реконструируют. А мы с нетерпением ждём этого.
  Занятия в кружке  
  Игры моего детства  
  Интересная поездка  
 
Интересная профессия.
 
  Интересный день в летнем лагере.  
  Интересный урок в школе  
  Интересный школьный проект Задание: Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы принимали участие. Не забудьте рассказать: - как проект готовили, - что было самым интересным, а что – самым трудным, - как Вы его защищали, - что запомнилось в работе больше всего. Возможный вариант ответа: За годы учёбы в школе мне приходилось выполнять самые разные проекты. Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Учитель предложила мне принять участие в районной конференции по теме «Все темы в одной книге». Цель проекта в том,чтобы на экзамене быстро вспомнить пример для написания сочинения. Работала я над проектом летом, это было не трудно. Зато сейчас мне продукт, который я создала, легко помогает при написании сочинения.
  Исторический деятель  
  Как я научился кататься на…  
  Как я научился плавать  
  Как я помог другу  
  Как я помогал(-а) родителям. - кому Вы помогали (маме, папе, бабушке, дедушке), - просили ли Вас о помощи, - что Вы делали, - какое настроение у Вас было. Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о том, как помогаю родителям. Это происходит достаточно часто. Но особенно мне нравится помогать маме на кухне. Мы всегда готовим что-то вкусное. Однажды мама предложила мне испечь торт. Я очень переживала, что не смогу помочь так, как это нужно. Мы взяли рецепт и следовали ему. Достали необходимые продукты, всё перемешали миксером. Потом я выложила получившееся тесто в форму. Мы включили духовку. Осталось только подождать нужное количество времени. Торт получился очень вкусным. Мы дождались, когда папа приехал с работы, и все вместе насладились чаем с тортом.
  конкурс  
  Любимая социальная сеть  
  любимое время года Задание: Расскажите о своём любимом времени года. Не забудьте рассказать: - что происходит в природе, - какие праздники приходятся на это время года, - чем Вы любите заниматься в это время года, - как время года влияет на ваше настроение. Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о своём любимом времени года. Это зима. Всё вокруг преображается. Выпадает снег, деревья надевают свой белоснежный наряд. Зимой нас ждут такие волшебные праздники, как Новый год и Рождество. Думаю, им рады все: и взрослые, и дети. Зимой я очень люблю гулять по лесу и рассматривать следы зверей на снегу. Кажется, что это какие-то причудливые записи, оставленные человеку. Также мне очень нравятся зимние забавы: катание на коньках и на санках с горы. Несмотря на то что зимой достаточно холодно, я очень люблю зиму.
  Любимое дикое животное  
  Любимое домашнее блюдо  
  Любимое место в городе  
  Любимый город  
  Любимый литературный герой  
  Любимый муз. клип  
  Любимый праздник  
  Любимый фильм - как называется фильм, - о чём этот фильм, - игра каких актёров Вам запомнилась и почему, - почему этот фильм Вам особенно нравится. Возможный вариант ответа:Все мы в разные годы своей жизни смотрим какие-то фильмы. Одни из них мы даже не запоминаем, а вот некоторые хочется пересматривать. У меня много любимых фильмов. Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Этот фильм называется «Гарри Поттер». Думаю, каждый слышал это имя и представлял себя волшебником.. В фильме много спецэффектом, сюжет интересный и захватывающий. Актеры прекрасные. Особенно интересно наблюдать как они взрослеют.
  Моё любимое кулинарное блюдо  
  Моё увлечение.  
  Мой домашний питомец Задание: Расскажите о своём домашнем питомце. Не забудьте рассказать: - как он появился в вашем доме, - как он выглядит, - какие у него повадки, - как Вы заботитесь о нём. Возможный вариант ответа: Наверное, у каждого есть свой домашний питомец. У меня есть четвероногий друг. Это пёс Рекс. В нашем доме он появился неслучайно. Это очень долгожданный друг. Мы с папой долго выбирали породу для будущего друга. А потом наступил мой день рождения, и родители подарили мне Рекса. Он был совсем маленьким. Сейчас это уже довольно-таки взрослый пёс. Ему 3 года. Он чёрный, а на лапках есть белые пятнышки. Очень любит, когда с ним гуляют. Он может подавать лапу. Мы с рексом настоящие друзья.
  Мой лучший друг  
  Мой любимый актер  
  Мой любимый художник  
  Моя комната  
  Моя любимая книга Задание: Расскажите о своей любимой книге. Не забудьте рассказать: - как называется книга, кто её автор, - о чём в ней рассказывается, - как Вы узнали об этой книге, - почему она Вам особенно дорога. Возможный вариант ответа: Я очень люблю читать. Сегодня хочу рассказать о своей любимой книге. Это повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Об этой книге я узнала от учителя, когда получила список литературы для чтения летом. Не могу сказать, что повесть увлекла меня с первых строк. Примерно до середины первой главы всё было не очень понятно, но потом повествование просто увлекло меня. Переходя от одной главы к другой, я всё больше не могла оторваться от книги. Интересно было наблюдать за сюжетной линией и переживать за Петра Гринёва и Машу Миронову. К счастью, всё закончилось хорошо. Я часто перечитываю страницы этой повести.
  Моя любимая телепередача - как называется эта передача, - чем она интересна, - нравится ли она Вашим родственникам, - какие передачи Вам не нравятся и почему. Возможный вариант ответа:Телевидение – это неотъемлемая часть жизни современного человека. Сейчас много самых разных телевизионных каналов, которые демонстрируют разнообразные передачи. Я хочу рассказать о своей любимой телепередаче. Это музыкальная передача «Голос». Дело в том, что я очень люблю музыку, занимаюсь вокалом. Мне нравится наблюдать, как отбирают людей для участия в этой передаче. Потом звёздные наставники учат своих подопечных исполнять песни разных музыкальных жанров. Эта передача нравится не только мне, но и моим родителям. Каждую пятницу мы с нетерпением ждёт очередной выпуск этой передачи. Особенно интересным мне кажется «Голос. Дети». Там показывают очень талантливых ребят из разных уголков нашей страны. К сожалению, не все передачи на телевидении являются интересными. Мне не нравится передача «Пусть говорят», в ходе которой рассказывается определённая история, и её участники постоянно обливают друг друга грязью.
  Моя семья[1] Моя семья (повествование на основе жизненного опыта). Задание: Расскажите о своей семье. Не забудьте рассказать: - из кого состоит ваша семья, - кто и чем занимается в вашей семье, - как Вы вместе проводите свободное время, - какая атмосфера в Вашей семье. Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о своей семье. Она небольшая: мама, папа и я. У каждого члена семьи есть своё занятие. Папа работает у газовиков, мама учитель в школе, а я учусь в девятом классе. Дома тоже у каждого есть свои обязанности. Мама выполняет всю женскую работу: готовит еду, стирает и гладит одежду. Брат с папой занимаются огородом и что-нибудь мастерят в гараже. В силу занятости моих родителей, нам не часто удаётся отдыхать. Когда у родителей появляется свободное время, мы проводим его вместе. Любим ездить на какие-нибудь экскурсии, узнавать что-то новое. Также мы любим отдыхать на природе. Атмосфера в нашей семье всегда спокойная и уютная. Я очень люблю свою семью.
  Музыка в моей жизни. - какую музыку Вы любите слушать, - зависит ли выбор музыки от Вашего настроения, - умеете ли Вы играть на музыкальном инструменте, - какую роль музыка играет в вашей жизни. Возможный вариант ответа: Сегодня я хочу рассказать о том, какую роль играет музыка в моей жизни. Я очень люблю слушать музыку. Самую разную. Это может быть и поп-музыка, и классическая. Конечно, выбор музыки зависит от настроения. Если мне вдруг взгрустнётся, то я слушаю медленную, лирическую мелодию. А если у меня хорошее настроение, то музыка будет весёлой и энергичной. Я очень люблю напевать слова полюбившихся песен. Если это песни на иностранном языке, то мне очень интересен перевод. С уверенностью могу сказать, что музыка играет большую роль в моей жизни, хотя я не играю ни на одном музыкальном инструменте.
  первый учитель Задание: Расскажите о своём первом учителе. Не забудьте рассказать: - как его звали, о внешности, - какими качествами обладал этот учитель, - что из общения с ним запомнилось больше всего, - какую роль в Вашей жизни сыграл этот человек. Возможный вариант ответа: У каждого человека есть первый учитель. Сегодня я хочу рассказать о своей первой учительнице. Ольга Петровна – человек, который взял меня за руку и привёл в мир знаний. Она научила меня читать и писать. Она научила дружить всех ребят в классе. Мы часто ходили в походы, принимали участие в самых разных конкурсах. Это очень добрый и мудрый педагог. Она сыграла очень важную роль в моей жизни. Именно благодаря ей я решила стать учителем. Я давно окончила начальную школу, но очень хорошо помню этого замечательного человека.
  подарок  
  Подготовка к семейному празднику - к какому празднику Вы готовились, - где он проходил, - что делал каждый член семьи, - об атмосфере и настроении в семье. Возможный вариант ответа:В нашей семье много разных праздников. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы готовимся к празднованию Нового года. Это любимый праздник нашей семьи. Мы готовимся к нему заранее. Сначала достаём с папой ёлку, собираем её, развешиваем гирлянды, а мама украшает её игрушками. Потом мы с папой развешиваем гирлянды на окна. С самого утра 31 декабря в доме царит праздничное настроение. Мама готовит что-то вкусное, а мы с папой отправляемся в магазин докупать то, что забыли. Вечером вся наша дружная семья собирается за праздничным столом. Мы готовим друг для друга небольшие подарки. А ровно в 12 часов с боем курантов дарим их друг другу. Я очень люблю тот праздник!
  Помощь незнакомому человеку  
  посещение музея - в каком музее Вы были, - когда и с кем ходили, - что интересного увидели, - что запомнилось больше всего. Возможный вариант ответа: Я не так часто посещаю музеи. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы с классом посетили наш краеведческий музей. В музее всего 3 зал. Но мне особенно запомнился зал, в котором представлен макет крепости Петровска, отпечаток руки Петра 1. В другом зале представлены картины, скульптуры, принадлежавшие когда-то жителям Петровска. Так есть зеркало желаний. И ещё один зал – в нём экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной. Я горжусь тем, что в нашем городе есть музей, в котором собрано много экспонатом, связанных с историей нашей родины
  приключение  
  Прогулка в лесу. - в какое время года она состоялась, - что вы наблюдали, - почему вам запомнилась эта прогулка, - что даёт человеку общение с природой. Возможный вариант ответа:Я очень люблю гулять в лесу. Сегодня мне хочется рассказать о прогулке, которая запомнилась мне больше всего. В конце учебного года классный руководитель предложил нам сходить в поход. Это была замечательная идея! В первый день лета в назначенное время мы собрались у школы и двинулись в путь. Когда мы пришли на место, девочки начали обустраивать стол. Мальчики нашли ровное место, разбились на команды и начали играть в футбол. Время пролетело незаметно. Пришла пора собираться в путь. Все мы вернулись домой немного уставшие, но полные впечатлений. Эта прогулка в лессу запомнилась каждому.
  Смелый поступок  
  Спектакль, который мне запомнился  
  Спорт в моей жизни  
  Спортивное мероприятие - в каком спортивном мероприятии Вы принимали участие, - где оно проходило, - что Вы делали, - что запомнилось больше всего. Возможный вариант ответа:Сегодня я хочу рассказать о спортивном мероприятии, в котором я принимала участие. Тогда я ещё была ученицей начальных классов. Учитель объявил нам, что будет спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Мне очень захотелось принять участие. Родители с удовольствием согласились участвовать. Всё проходило в спортивном зале школы. От каждого класса принимало участие три семьи. Ребята, которые не участвовали, были активными болельщиками. Они подготовили плакаты в нашу поддержку. Задания для команд-участниц были самые разные. Но больше всего мне запомнилась эстафета, в которой каждый член семьи выполнял свой этап. В итоге команда нашего класса заняла первое место. Я до сих пор помню эти соревнования!
  Счастливый день  
  Традиции моей семьи  
  Человек, которому хочется сказать «спасибо». - кому Вы благодарны, - за что Вы ему благодарны, - удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека, - какой жизненный урок Вы получили. Возможный вариант ответа:Все люди в течение жизни учатся чему-нибудь, переживают определённые ситуации. Думаю, у каждого есть такой человек, которому хочется сказать «спасибо». Сегодня я хочу рассказать о таком человеке. Это моя первая учительница. Ольга Петровна – человек, который взял меня за руку и привёл в мир знаний. Она научила меня читать и писать. Она научила дружить всех ребят в классе. Мы часто ходили в походы, принимали участие в самых разных конкурсах. Это очень добрый и мудрый педагог. Она сыграла очень важную роль в моей жизни. Именно благодаря ей я решила стать учителем. Я давно окончила начальную школу, но очень хорошо помню этого замечательного человека и не устаю говорить ей СПАСИБО
  Школьная отметка, которая запомнилась надолго - на каком уроке вы получили эту отметку, - за что вы её получили, - как отреагировал учитель и одноклассники, - почему эта отметка запомнилась надолго. Возможный вариант ответа: В школе я учусь хорошо, в основном на «4» и «5». Сегодня я хочу рассказать не о первой пятёрке, которых было много, а совсем о другой оценке. В моей жизни была самая первая двойка, которая запомнилась надолго. Это был урок русского языка во втором или в третьем классе. Не помню почему, но накануне я не выучила правило. Речь шла о правописании безударных гласных в корне слова. Когда учитель начала опрос, то все оказалось, что все не выучили правило. Она спрашивала одного, другого, но все молчали. Тут она начала спрашивать отличников, надеясь, что они уж точно расскажут. Настала моя очередь, но и я не ответила. Учительница была поражена. Мне поставили двойку в дневник. Она была такой большой, на две строки. Эту двойку я запомнила на всю жизнь.

 

Анализ результатов устного собеседования по русскому языку дал следующие результаты:

 

Критерий Справились Не справились
Задание 3. Монолог    
Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более)      
Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена    
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)    
Задание 4. Диалог    
Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы    
Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена    
Грамотность речи (задания 3 и 4)    
Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более)    
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок    
Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок    
Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции    

Анализ результатов:

1. Большинство учащихся справились с заданиями: у всех темп чтения соответствовал коммуникативной задаче; у большинства интонация соответствовала пунктуационному оформлению текста; не все при пересказе сохраняли все микротемы, но большинство умело включали в пересказ цитату, были учтены речевые ситуации в монологе и диалоге, получены ответы на вопросы диалога (учитель-собеседник здесь играет ключевую роль, именно от него зависит, состоится ли беседа).

2. Результаты пробного собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к устному собеседованию Особое внимание заслуживает развитие устной речи у учащихся, так как речь большинства участников апробации отличается бедностью и/или неточностью словаря, часто в речи используются однотипные синтаксические конструкции.

 

Итак, важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Литература

1. Копинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. - М., 1994.

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 2003.

3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. - М., 1995.

4. СоломатинаЛ.С. Имя существительное: творческие задания. -М.: Чистые пруды, 2006.

5. Саламатта Л.С. Имя прилагательное: творческие задания. -М.: Чистые пруды, 2008.

6. Уроки развития связной речи в начальной школе: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Сост. Щеголева Г.С.; ред. Рамзаева Т.Г. - М.: СПб., 2001.

 


[1] Темы взяты из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018. И реальных вариантов 2017/2018 учебного года

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: