ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 4

1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов 4

1.2. Эстетические особенности воспитания учащихся начальных классов 7

ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СТИХОВ РУССКИХ ПОЭТОВ 19-20 ВЕКА 13

2.1. Влияние русской поэзии на нравственное и речевое развитие учащихся начальных классов 13

2.2. Эстетическое воспитание учащихся начальных в ходе изучения стихов русских поэтов 19-20 века 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время трудности с речевым развитием у ребенка дошкольного возраста увеличились. Существую весьма немало способов, методов и форм работы с ребенком согласно данному направлению. Однако детская художественная литература безусловно представляет огромную значимость. Несомненно, именно стихи могут помочь найти подход к детскому сердцу, вследствие того что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а затем уже передается голове».

В дошкольном возрасте немаловажно обучить ребенка усваивать и расценивать поэтическое произведение, развивать художественный вкус. Воспринимая поэтические фигуры, ребята получают эстетическое наслаждение. Стихотворение оказывают большое влияние на детей силой ритма, очарованием мелодики; ребенка притягивают мир звуков.
Несомненно, весьма значима поэтичность в ходе обучения, преподавания и развития детей дошкольного возраста. За базу преподавательской деятельности необходимо принять положение В. А. Сухомлинского о том, что в случае если мы сумеем обучить детей чувствовать красу, удивляться волшебным творениям человеческих рук, красе природы, в таком случае вырастим человека с высочайшей культурой чувств, а раскрывать детям красоту мира возможно через музыку слова, что несет веселье и горесть.
Стихи встречают детей на пороге жизни и сопровождают все последующие года. Они отражают его круг интересов с самых, казалось бы, обычных («любимые игрушки») вплоть до таких, которые сопряжены с главными жизненными понятиями и формируют человека (это и интеллектуальное развитие, и эстетическое развитие, и гуманность, порядочность, смелость и т.д.).

Актуальность работы. На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену — младшей школе задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения которое требует постоянного совершенствования его содержания форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.

Цель работы заключается в изучении эстетического отношения учащихся начальных классов к действительности в процессе освоения содержания стихов русских поэтов 19-20 века.

Задачи, которые необходимо выполнить в работе:
• рассмотреть сущность и содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов;
• рассмотреть Эстетические особенности воспитания учащихся начальных классов;
• рассмотреть Влияние русской поэзии на нравственное и речевое развитие учащихся начальных классов;

• рассмотреть эстетическое воспитание учащихся начальных в ходе изучения стихов русских поэтов 19-20 века.

 

 

ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания учащихся начальных классов

Идеи согласно эстетическому воспитанию появились с античных пор и чаще всего носили мифологический и космологический характер. Основным орудием эстетического воспитания являлась музыка. Древнекитайская эстетическая мысль представляла в данном искусстве высоконравственное и воспитательское значение. Китайский мыслитель Конфуций советовал начинать формирование с поэзии, усиливать его церемониями и завершать музыкой.

Средством эстетического переживания в Античной Индии являлись поэзия, танцы и музыка. Особенное внимание уделялось учебе и забаве на музыкальных инструментах, обучению пениям и пляскам.
В дальнейшем, как подмечает Л.А. Никитич, эстетичный опыт и эстетическое понимание более подробно запечатлевались в искусстве, религиозных практиках, повседневной жизни. Но ранее в античном Индии, Китае и Греции возникли первоначальные трактаты по искусству и мировоззренческие тексты, в которых трудности эстетики подымались вплоть до степени абстрактного осмысления.
Представления о сути эстетического воспитания, его миссии и задачах менялись со эпох Платона, Аристотеля, Конфуция вплоть до данного периода. Настоящие перемены в мнениях были объединены с развитием эстетики как урока и осознанием сути её объекта.

В наше время проблема по эстетическому воспитанию индивида выступает одной из основных задач, которые стоят перед общеобразовательными учреждениями. Данная проблема разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, В.Н. Шацкая, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский, Г.И. Щукина, А.Б. Щербо, А.А. Мелик-Пашаев и многие другие.

Так, например, В.Н. Шацкая понимает сущность эстетического воспитания как воспитание способности целенаправленного восприятия, чувства, правильного понимания и оценки красоты окружающего мира.

Согласно Г.М. Коджаспировой, эстетическое воспитание рассматривается как выработка и совершенствование в человеке способности к восприятию, правильному пониманию, оценке и созданию прекрасного в жизни и искусстве, активному участию в творчестве, созиданию по законам красоты.

1. Д.Б. Лихачев анализирует эстетическое развитие как целенаправленную активность по развитию у детей творчески активной личности, даровитой к восприятию и оценке великолепного, драматического, смешного, отвратительного в жизни и художестве, проживать и творить «согласно законам красоты».

2. Современные ученые кроме того подмечают, что эстетическое развитие считается процессом по созданию возможности к восприятию и осмыслению великолепного в искусстве и жизни, выработке знаний согласно эстетике и художественных вкусов, формированию креативных возможностей в сфере искусства. Помимо развития эстетического отношения ребенка к находящейся вокруг реальности и искусству, эстетическое развитие в то же время оказывать содействие их многостороннему воспитанию.

3. Эстетическое развитие способствует формированию нравственности индивидуума, расширению его знаний о обществе, мире и природе. В различных творческих упражнениях у ребенка формируются понимание, фантазия, воля, упорство, дисциплинированность и организованность.

4. В трудах ученых, занимающихся данным вопросом, бытуют разнообразные точки зрения о том, какие цели и вопросы несет эстетическое воспитание. Б.М. Неменский устанавливает окончательную установка согласно эстетическому обучению последующим способом: «Результат работы индивида в этой либо другой сфере находится в зависимости от широты и глубины его возможностей. Вот поэтому многостороннее формирование возможностей индивидуума считается окончательной целью и одной из главных вопросов по эстетическому обучению».
Система эстетического обучения, согласно суждению педагога и художника, обязана быть общей, что связывает все без исключения предметы, все внеаудиторные мероприятия, целую социальную жизнедеятельность обучающихся, где каждый объект, всякий вид занятий имеет собственную определенную задачу в ходе развития эстетической культуры и личности обучающегося.

5. Согласно М.М. Рукавицыну, цель согласно эстетическому воспитанию состоит в формировании всецело сформированной личности, интеллигентной, современной, нравственной, владеющей мастерством трудиться, возможностью создавать, понимающей превосходное в жизни и в искусстве.

6. Цель эстетического воспитания, в соответствии с Н.И. Киященко, состоит в становлении эстетической культуры индивидуума, содержащей в себе эстетическое понимание, эстетических эмоций, эстетических потребностей, эстетических вкусов и художественных эталонов.
Достижение любой цели никак не может реализоваться в отсутствии решения конкретной задачи. Почти все преподаватели выделяют две ключевые задачи:

7. Создание некоторого запаса простых эстетических знаний и впечатлений, без которых невозможны возникновения склонности, тяги, заинтересованности к эстетически значимым предметам и явлениям.

8. Вторая задача по эстетическому воспитанию заключается в формировании на основе приобретенных знаний таких социально-психологических качеств индивида, которые способствуют ему эмоционально переживать и оценивать эстетически значимых предметов и явлений, восхищаться ими.

Специфика эстетического воспитания обучающихся в начальных классах заключается в том, что оно включает в сферу педагогических воздействий, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. Дети, по словам К.И. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот педагог напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

«Эстетическое воспитание связано с развитием способностей воображений, которые понимаются не как способности выдумывать то, чего нет, а как способности (умения) видеть то, что есть, то, что находится вокруг. А это умение не является врожденным, оно благоприобретаемое, умение, которое имеет своих уровней развития». Умение видеть то, что есть на самом деле, способствует тонко и глубоко мыслить. Эстетически развитая способность воображения связана с тем самым таинственным чувством красоты, которое всегда доставляло определенных хлопот теоретической эстетике и философии.

Существенным компонентом эстетического воспитания, как уже отмечалось, является приобретение знаний, которые связаны с пониманием искусства и умением выражать свои мнения по проблемам художественного отражения действительности. Они способствуют формированию у школьников преставлений и понятий об особенностях отражения этой действительности в разнообразных видах и жанрах искусства.

Основное место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у обучающихся художественного вкуса, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. При этом чувство красоты является одним из важнейших психических механизмов, которые характерны для подлинной человеческой жизнедеятельности, в какой бы сфере эта жизнедеятельность ни осуществлялась.
1.2. Эстетические особенности воспитания учащихся начальных классов

Общая культура личности - это тот фундамент, на котором строится духовно-нравственная жизнь человека. «Прекрасное - мощный источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства», - писал выдающийся педагог ХХ столетия В.А. Сухомлинский. Система эстетического воспитания, конечно, не изолирована от других составных частей воспитательного процесса. Она органично связана с ними, поскольку всестороннее и гармоничное развитие ребенка выступает ведущей идеей педагогики. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, моральной чистоты, эстетического отношения к жизни и искусству - условие формирования целостной личности. Правильно осуществляемое эстетическое развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и черт ребенка. Эстетическое воспитание личности является предметом научного исследования многих ученых. Так, в трудах философов (Ю.Б. Борев, И.А. Зязюн, С.И. Гессен) и ученых социологического направления (Е.Г. Потапчик, Л.Н. Семашко и др.) эстетическое воспитание рассматривается как средство социализации молодежи, привлечение ее к духовным ценностям общества. Проблеме формирования у детей эстетических идеалов, потребностей, ценностных ориентаций посвящены работы Н.В. Бутенко, Б.Т. Лихачева, Л.Б. Мельничук, О.П. Рудницкой, А. Щербо и др. Гармоничность эстетического воспитания, как известно, важна для детей разного возраста. Но особенно эстетическое воспитание важно в младшем школьном возрасте. Если дети воспитываются в духе чувствительности ко всему прекрасному в жизни, если они обогащаются разносторонними впечатлениями, увлекаются различными видами художественной деятельности, то их специальные способности развиваются более успешно и плодотворно.

Единая задача многостороннего и слаженного обучения устанавливает и ключевые вопросы эстетического обучения. Они учитывают:

1. Систематическое формирование эстетического восприятия художественных эмоций и взглядов ребенка. Полагаем, что все без исключения разновидности искусства, изящность природы, быта содействуют формированию художественно окрашенного восприятия. Оно постоянно напрямую порождает эстетические переживания - психологическую восприимчивость, удовольствие, беспокойство, восхищение, особенный энтузиазм у младших школьников.

2. Вовлечение ребенка к деятельности в сфере искусства, обучения в них потребностей и привычек по мере возможности вводить компоненты великолепного в уклад жизни, натуру, социальные взаимоотношения.

3. Закладка первоначальных баз эстетического вкуса. Процесс эстетического переживания непростой и многосторонний. Он пребывает в весьма деликатных и специфических взаимосвязях с различной работой детей, его действием и высоконравственными привычками, развития физиологического вида. Расценивая эстетическое развитие как одно из средств многостороннего развития, необходимо продемонстрировать его взаимосвязи отдельно с любой стороной обучения. В преподавательской практике данные взаимосвязи переплетаются, формируются одновременно. В эстетическом воспитании значительное значение имеют две его стороны: формирование восприятия и вовлечение детей к практической деятельности. Эстетическое понимание мы осознаем обширно. Немаловажную значимость представляет воспринимающее развитие, что предоставляет ребятам вероятность отличать тона, звучания, фигуры, необходимые для изображения явлений, объектов. Особое значение обретает чувственная окрашенность восприятия прекрасного, в отсутствии чего оно никак не может являться эстетичным.

Зарождения эстетического чувства попытаемся аргументировать подобными взглядами. Бытовые объекты художества и явления природы преимущественно оцениваются с точки зрения их физиологических свойств, которые легкодоступны как явные для восприятия детей и хранятся в его памяти в форме наглядных представлений. Эстетическое ощущение, появляющееся под влиянием человека, его подход к труду и обиходу, ко всей жизни, близится к наиболее значительному суждению - к суждению «прекрасного» равно как высшего нравственного эталона. Эстетическое ощущение постоянно характеризуется устремлениями. Оно порождает стремление действовать. В случае если задача работы ясна и посильна, в случае если она создана в созидательной активности ребенка, а сама работа хорошо организована, ведется в занимательной форме и предоставляет удовольствие, в таком случае в данных обстоятельствах целостность нравственного и эстетического выступает в особенности отчетливо. Предметы эстетического взаимоотношения имеют все шансы удовлетворять потребности лица только лишь в то время, когда имеют надлежащие качества, к примеру, цвет, конфигурацию, объем, текстуру, функции и т.д. Любой из выделенных свойств и качеств имеет конкретную окраску и определяется в процессе восприятия человека как превосходное либо отвратительное, высокое либо невысокое, безупречное либо неидеальное.

Таким образом, естественные и социальные явления имеют конкретные качества, которые согласно взаимоотношению к человеку имеют все шансы выражать себя как эстетическая ценность.

В интересах детей младшего школьного возраста значимым считается процесс эстетического отношения к реальности в связи с тем, что он содействует формированию эстетической ценности предметов, объектов, явлений естественной и общественной среды. Сущность, уклад жизни, труд, взаимоотношения между людьми обязаны быть понятны учащимся не только лишь как проявления их обыденной жизни, но и как эстетические ценности, умеющие исполнять потребности в общении с обществом великолепного, изысканного, гармоничного и выразительного. В ходе эстетического взаимоотношения обучающихся младшего школьного возраста в реальности самые разнообразные объекты и явления должны быть объектом особого интереса, познания и творчества. По этой причине немаловажно акцентировать, что эстетичный навык обучающихся обязан быть ориентирован на освоение прекрасного, раскрывать перед ними способности полного восприятия объектов и явлений реальности, которые, во-первых, значимы для учащихся, а во-вторых, считаются возможными для восприятия и осмысления в младшем школьном возрасте.

В взаимосвязи с данным появляется ключевая задача - выработать такой эстетичный навык обучающихся, который бы позволил в младшем школьном возрасте полноценно изучать предметы эстетического отношения. В особенности важным видом эстетической деятельности считается художественная. Роль искусства как средства эстетического развитие никак не потребует доказательств. Художественный труд и профессионализм неосуществимы без интенсивной работы творческого воображения. Фактическая работа обучающихся ориентирована на легкодоступное им изменение быта и природы. Она выражается в обыденной жизни, в художественной практике. Однако эстетической её возможно именовать при последующих обстоятельствах:

* В случае если творческое воображение учащегося стимулирует выражать собственное индивидуальное отношение к находящемуся вокруг, старается его поменять;

* В случае если данная работа согрета готовностью совместных действий со своими ровесниками;

* В случае если итоги своей художественного мастерства предоставляют ему удовлетворенность качеством продукции. Немаловажно обучить учащихся, как минимум, дорабатывать вплоть до безупречности всякую репродуктивную деятельность, то есть повторять либо воспроизводить изысканно то, что сделано, запланировано другими (педагогом, композитором, поэтом, друзьями и др.), и, как максимум, формировать что- то собственное, новейшее, запечатлевать в нем собственные представления о прекрасном.

Следует иметь в виду, что изящность в деятельности наступает не с результатов, а с стремления двигаться к ней. По этой причине необходимо больше трудиться над формированием эстетического стремления. Его присутствие считается значимым условием совершенного, более живого выполнения, творческой самореализации личности учащегося. Эстетическая деятельность наступает с психологического возбуждения, эстетического чувство, которая переносится в занятие. Немаловажно таким образом осуществить работу учащегося, для того чтобы он сам либо его результаты возбудили в нем позитивные эстетические чувства. Таким образом, увидев, что не все учащиеся в классе усердно исполняют известную песню на занятии музыки, педагог может применять такого рода метод: разбить класс на 2 группы – «певцов» и «критиков». «Певцы» распевают, а «критики» - дают оценку исполнение. Это пробуждает исполнительно-творческую деятельность ребенка, стимулируя выразительность, мастерство. Расценивая выполнение песни друзьями, ребята формируют умения исследования, рассмотрения, обучаются тщательно выслушивать, сопоставлять, подводить итог, эстетически переживать, замечать прекрасное. В результате безразличных к выполнению не остается. К тому же дети предлагают пути более живого выполнения мелодических произведений.

Эмоционально стимулирует учащихся и атмосфера соревнования: «Кто именно правильнее исполнит песню - мальчики либо девчонки, учащиеся первого либо второго ряда»? и т. п. Зачастую ребята рисуют дома или на уроке иллюстрации к прослушанной либо созданной ими музыке. Лучшие картинки можно отобрать на выставку в кабинет музыки. Немаловажно, чтобы в данную выставку попадали лучшие рисунки каждого учащегося. Это в существенной степени побуждает учащихся к инициативному восприятию музыки, порождает желание совершеннее воссоздавать в рисунках личные эмоции, настроения, ход наблюдения за развитием музыки. Немалую значимость в формировании стремления к красоте представляет осознание того, что деятельность станет открыто оцениваться, что она увлекательна для преподавателей, родителей, друзей. Ребенок обязан замечать конкретную цель, из-за которой он будет работать, отдавая все силы. В целом эстетическое воспитание подразумевает формирование конкретных возможностей, а непосредственно: - умение усваивать и ощущать прекрасное, хорошее в природе, быту, социальных взаимоотношениях, в произведениях искусства. Данная способность выражается в чувственном реагировании на все превосходное, оптимальное, легкодоступное восприятию учащегося; - умение преобразовывать простые компоненты прекрасного в жизнь и быт, умение обнаруживать методы изображения в рисунке и лепке; - способность к творчеству в художественной деятельности, в сюжетных играх, в быту.

Речь идет о творческом воображении при сюжетных играх художественного типа, творческой инициативе при внесении красивого в быт, поиски средств выразительности в рисунках; - способность оценивать красивое в окружении. Заключается она в умении правильно различать содержание, общий характер и яркие выразительные и изобразительные средства произведений живописи; в умении оценивать, как дети выполняют рисунки, выделять красивые предметы в быту, красивое - в явлениях природы. Итак, в основе эстетического воспитания, как видим, лежит развитие эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативному отношению к безобразному. Одна из главных задач искусства как способа эстетического воспитания - стимулирование творческих способностей, инициативы, самостоятельности младших школьников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: