ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СТИХОВ РУССКИХ ПОЭТОВ 19-20 ВЕКА




2.1. Влияние русской поэзии на нравственное и речевое развитие учащихся начальных классов

Одной из задач обучения учащихся начальных классов считается приобщение ребенка к поэтическому тексту, развития у них психологического отношения к реальности. Непосредственно по этому особенное место в методологии формирования речи занимает деятельность, нацеленная на развитие у ребенка любви к поэзии, знакомство с поэтическими творениями, формирования умений понимать и воспроизводить стихотворение.

Многие эксперты, преподаватели, занимающиеся трудностями методологии формирования речи, фиксируют колоссальное позитивное воздействие поэзии на развитие речи детей. Н. А. Стародубова в собственной труде «Теория и методика развития речи учащихся начальных классов» подмечает, что «поэтическое творение оказывает на детей большое влияние: обостряет эмоции, содействует более чувственному восприятию содержания произведения; раскрывает богатство интонаций и голосового состава слова; формирует эмоции ритма, рифмы, творческое воображение, остроумие; может помочь разглядеть и сформулировать в словах впечатление от разноцветного окружающего общества, обучает любить красочное, меткое слово».

Стараемся сформировать атмосферу версификации в детском саду, если поэтическое слово сопровождает детей во всех типах работы. Читаем ребятам стихотворение, учим их не от случая к случаю, не только лишь к торжествам, а регулярно, в течении года, формируем необходимость выслушивать и запоминать. Поэтическое слово красиво при любом подходящем случае: на занятиях, на прогулке, в период наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, в период исполнения режимных моментов.

Организовать подобную работу помогают сборники стихов, в которых можно отыскать подтверждение и ответы на многочисленные вопросы высоконравственного содержания.

С помощью стихов привлекаем ребенка, доводим до их сознания моральные постулаты и прививаем любовь к родному языку. Никак не реклама, не боевики, не ужасные картины новостных телевизионных проектов должны оказывать влияние на ребенка, а встречи с хорошим, превосходным, веселым, пусть на первый взгляд и обычным, типичным.
В ходе преподавательской работы достигаем позитивных итогов в морально-эстетическом воспитании обучающихся первоначальных классов, применяя в воспитательно-просветительном ходе поэзию. Можно отметить последующие задачи.

• Знакомить с художественным словом на абсолютно всех занятиях, а кроме того в легкой и игровой деятельности.

• Обучать употреблять поэтические фигуры и четко выражать их в разных ситуациях, в том числе на праздниках, в процессе отдыха, драматизаций.

• Обучать четко прочитывать стихотворение и обладать способностью их выслушивать.

• Обучать выбирать рифмы к стихотворным строкам.
Работа согласно применению стихов в морально-эстетическом воспитании обучающихся начальных классов выстраиваем соответствующим образом. В первую очередь чем начать разговор, либо осуществлять деятельность, либо пойти на прогулку, устанавливаем, какие стихи могут помочь разрешить установленные вопросы, достигать необходимой цели, отобразить предоставленную ситуацию. При знакомстве ребенка с поэтическими произведениями следует чувственно их настроить. Как? Это может быть диалог согласно проблеме произведения, демонстрирование иллюстративного использованного материала, небольшой рассказ о поэте, живое прочтение стихотворения педагогом, а кроме того обзор произведения, по ходу которого ребятам предоставляются разъяснения неясных слов и формулировок, направляется интерес на то, какие фразы и выражения применены с целью характеристики героя, отображения событий, картин природы. Проблемы формулируются таким образом, чтобы ребята имели возможность отвечать на них словами стихотворения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического
воспитания.

Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для учащихся начальных классов имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т.д.

Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.

Широко используемый в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов (А.Барто, С.Маршак, В.Берестов, С.Михалков и др.) или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.

2.2. Эстетическое воспитание учащихся начальных в ходе изучения стихов русских поэтов 19-20 века

В поэзии начала ХIХ века практически нет разделения на детские и взрослые стихи: дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная», «Горные вершины»), песни Кольцова («Дуют ветры…» из стихотворения «Русская песня»).

Большинство стихотворений русских классиков, вошедших в круг детского чтения, это стихи о природе, и это не случайно: стихи о природе являются, пожалуй, первой поэзией, с которой дети сталкиваются в своей жизни. Лирические пейзажи русских классиков, вошедшие в книги для детского чтения, передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают с младенческих лет любовь к родине, к прекрасному.

В.А. Жуковский сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», которые были изданы отдельной книгой. Он писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки.

Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Еще дуют холодные вет­ры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин» («Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Уж небо осенью дышало…», дос­тупные восприятию детей, передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту.

Во второй половине XIX в.заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатейший вклад в формирование детской литературы. В детском чтении появляются имена А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С Никитина, позже А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, стихи Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, красоту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, «в слове явленный». В пейзажной лирике они достигли высочайшего мастерства. А.Н. Майков писал: «Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно. У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами».

Круг детского чтения представлен стихотворениями А.К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Колокольчики мои, цветики степные»; А.А. Фета « Ласточки пропали», «Чудная картина», «Я пришел к тебе с приветом» и др.

В творчестве А.Н.Плещеева и И.З.Сурикова соединились мотивы русской природы и крестьянского труда, возникла тема деревенского детства. Эти поэты активно сотрудничали с детскими журналами «Детское чтение», «Детский сад», «Игрушечка». Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков. В своих стихотворениях он передает светлые воспоминания и впечатления деревенского детства, («Детство», «В ночном», «На реке», «Зимой»):

Конец XIX в.подарил нам целое созвездие поэтов, чье творчество вошло в круг детского чтения: В. Брюсов (сборники «Книжка для детей», «Детский блеск очей»), К. Бальмонт («Фейные сказки»), А. Блок (сборники «Сказки», «Круглый год») и многие другие. По словам доктора филологических наук Н.А. Дворяшиной, в это время ребенок «оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века». Образ ребенка в творчестве поэтов Серебряного века был персонажем-героем, образом-символом, читателем, для которого создавалась специальная детская литература. Е.О. Путилова замечает: «Поэзия символистов словно посмотрела на действительность с высоты роста ребенка, и ей открылось совершенно другое пространство. Окружающее предстало близким, ощутимым, бесконечно разнообразным и интересным». Поэты Серебряного века сыграли большую роль для расцвета дет­ской литературы XX века. По словам литературоведа И.А. Арзамазцевой, «благодаря опыту модернизма литература для детей стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, нача­лось освоение языка художественной публицистики. Детство стало одной из ведущих тем литературы серебряного века. Ярчайшая особенность этой поэзии – существование в ней детского «Я». Поэзия заговорила от лица ребенка и стала утверждать его право на собственный мир [2; 161]. Поэзия обратилась к состоянию детской души:

Няня, не горит свеча,

И скребутся мыши,

Я боюсь того сыча,

Для чего он вышит?

(А. А. Ахматова «В детской»)

Встихах поэтов рубежа веков дано подробное представление детской жизни, играх, игрушках, забавах и праздниках (Саша Черный «На вербе»). Здесь сохранились приметы времени, традиции, чистота веры, искренность чувств здесь осуществлено проникновение в психологию ребенка, проявлено умение мыслить на его манер:

Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

— Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?..

(Саша Черный «Приставалка»)

Взрослые в поэзии серебряного века захотели стать другими. Это уже не только мудрые старшие наставники, добрые бабушки, говорящие сказку внуку, или матери, баюкающие малыша. Взрослые посчитали нужным вовлечь детей в решение серьезных вопросов:

Может быть, слыхали все вы — и не раз,

Что на свете есть поэты?

А какие их приметы,

Расскажу я вам сейчас...(Саша Черный «Детям», 1920)

Взрослые захотели рассказать детям о себе, разделить детскую радость бытия, дать практические советы, понять, что творится в детской душе [27; 116].

Символисты видели в ребенке существо – загадку. Футурист Велимир Хлебников в некоторых своих стихотворениях затрагивал тему детства. Детскость хлебниковских стихотворений замечена давно. В них были употреблены такие по – детски чудесные слова как: «лебедиво», «снежимочка», «облакини», «смеюнчики», «смешички». Взрослым они кажутся не очень понятными, но для детского сознания в них больше смысла и содержательности, чем в слове гвоздь.

Акмеист О. Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой нового времени:

Только детские книги читать,

Только детские думы лелеять,

Все пустое далеко развеять,

Из глубокой печали восстать…

А. Блок также писал стихотворения для детей. И, конечно же, родом из детства блоковские стихи для ребят. Вот одно из первых стихотворений великого поэта:

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя-то в огороде

Я капусту и коплю…

Стихи А. Блока, обращенные к детям, всегда поражают: очень уж неожидан их радостный, ясный тон для вечно печального, мятежного поэта. Детские стихи Блока – это всегда, в сущности, воспоминания. Блок сознательно не видит, не хочет видеть, печальных сторон жизни ребенка. Для него мир детства прост, прочен и мудр. Особому человеческому таланту – любить и жалеть – учат стихи Блока. И еще они учат сохранять ту радость, тот восторг перед справедливым и прекрасным миром, которые всегда живут в детстве.

В стихотворениях М. И. Цветаевой происходит любование детством, детской мудростью, детским пониманием вещей и явлений. Дети – едва ли не единственное оправдание и смысл жизни взрослых.

Я женщин люблю, что в бою не робели,

Умевших и шпагу держать и копье,-

Но знаю, что только в плену колыбели

Обычное женское счастье мое!..

Дети не знают границ между фантазией и действительностью – и потому «знают все». Феи, эльфы и другие сказочные существа живут на страницах «Вечернего альбома». Книги М. Цветаевой о волшебстве детства.

Футурист В. Маяковский саму революцию назвал детской в произведении «Ода Революции», а в последствии назовет СССР «страной – подростком». Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей переживала не лучшие времена из – за ужесточения двойной цензуры – политической и педагогической. Новые литературные течения принесли детям сравнительно немного высокохудожественных творений (среди них произведения С. Черного, С. Есенина).

В поэзии рубежа веков трудно выделить какие-то темы. Стихи посвящены всеобъемлющей теме детства как самого прекрасного периода в человеческой жизни, «лазурного острова», прелести которого не передать словами:

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще не взрослый передаст ли стих?

(М. Цветаева «Наши царства», 1910)

Стихи о природе для детей – это рифмованные поэтические произведения, описывающие образы природы и окружающего мира понятным детям языком. Стихи о природе являются, пожалуй, первой поэзией, с которой дети сталкиваются в своей жизни. И это глубоко продуманный, верный психологический ход, ведь познание окружающего мира ребенка начинается дома, вне природы. Но любой ребенок испытывает с первых дней и месяцев острую потребность контактировать с природой, познавая мир не только визуально и аудиально, но и посредством остальных органов чувств, пробуя его на вкус и запах, трогая руками. Поэты, которые создавали стихи о природе для детей – это Сергей Есенин, Валентин Берестов, Агния Барто, Самуил Маршак, Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

В единении с природой ребенок находит тот недостающий его развитию элемент: он включается в мир, как он есть, начиная воспринимать его Величественным и Красивым – таким, каков он есть на самом деле. Однако, знакомясь с природой напрямую, ребенку часто не хватает слов, понятий, терминов – человеческих средств выражения собственных мыслей. Для этого-то и существует литература о природе и стихи о природе для детей.

Разнообразие форм и средств, используемых в стихах о природе для детей, дает возможность поэту, как своеобразному художнику, рисовать как глобальные картины природы, так и локальные ее варианты: ребенок может из одного стихотворения почерпнуть информацию о том, что такое луг или лес, а из другого узнать массу явлений природы, которые сопровождают приход зимы. Все зависит только от фантазии поэта и от задач, которые тот ставит перед собой. Что же касается детей, то они особенно любят стихотворения о летней природе, об отдыхе в лесу или об общении с животными. Такая поэзия им приходится по душе и читать стихи о лесных жителях они способны долго, упорно и с неизбывным энтузиазмом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак цель курсовой работы можно считать достигнутой в ходе выполнения была рассмотрена система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры.
В заключение следует еще раз подчеркнуть что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования но в первую очередь для родителей которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика но и формирует полное восприятие мира маленького человека.
Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агадилова Г.В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом вос-питании современных школьников Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — 6. — С. 202-205.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей Д.Б Богоявленская. — М. Академия 2012. — 320 с.

3. Велиева Ш.Ш. Проблемы использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников младшего возраста Педагогические науки. — 2008. — 5. — С. 8-10.

4. Городецкая Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию школьников в условиях дополнительного образования национального региона монографи. — Владикавказ 2009.

5. Ибрагимов Г.Г. Школа пения в музыкально-эстетическом воспитании школьников Гуманитарные исследования. — 2009. — 4. — С. 249-253.

6. Кахнович С.В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста Начальная школа плюс До и После. — 2011. — 10. — С. 69-74.

7. Кудрявцева М.Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб. Питер 2010. – 245с.

8. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников Молодой ученый. — 2014. — 2. — С. 790-792.

9. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе допо-лнительного образования. — М. Центр гуманитарной литературы «РОН» 2012. — 48 с.

10. Мойсенюк Н. Е. Педагогика школы. – М. Просвещение 2010. – 433.

11. Муромцева О.В. Использование межпредметных связей во внеучеб-ной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников Педагогика искусства. — 2007. — 1. — С. 1-9.

12. Наговицына Т.В. Формирование эстетического вкуса школьников на уроках технологии Ярославский педагогический вестник. — 2013. — Т. 2. — 1. — С. 117-119.

13. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального хорового исполнительства Молодой ученый. — 2015. — 1.2. — С. 37-39.

14. Подласый И. П. Педагогика. — М. ВЛАДОС 2012. – 256 с.

15. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста Начальная школа. — 2011. — 4. — С. 93-96.

16. Сластенин В. А. Исаев И. Ф. Мищенко А. И. Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. Дрофа 2010. – 455с.

17. Федий О.А. Подготовка студентов педагогических институтов к эстетическому воспитанию детей 6-7 лет автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Киев 2006. – 415с.

18. Фибула М. М. Педагогика. – М. Академия 2009. – 293с.

19. Филистович О. А. Формирование творческой личности младших школьников средствами музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа

20. Шлычкова Г.И. Теория методов управления эстетическим воспитанием. Научная организация музейных мультимедийных сценических музыкальных и зрелищных экспозиций. – Иваново Пресс-издат 2010. – 225с.

21. Ягунов В.В. Педагогика. – М. Дрофа 2012. – 445с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: