Патологическое формирование личности — это изменение развития личности, имеющее психогенное происхождение и возникающее при сочетании двух факторов, первый из которых — наличие психотравмирующеи ситуации, второй — ее протяженность во времени.
Как правило, патологические реакции и патологическое формирование личности протекают на фоне сгладившейся симптоматики ранее перенесенных соматических заболеваний, общей астенизации, биологических сдвигов, свойственных пубертатному периоду развития.
К вариантам патологического формирования личности относят:
1) патологическое развитие характера (возникает как результат длительной психотравмирующеи ситуации или нарушенного воспитания);
2) невротическое формирование характера (как этап затянувшегося невроза на фоне длительной, протяженностью до нескольких лет, психотравмирующеи ситуации);
3) постреактивное патологическое формирование личности (как последствие перенесенного психогенного (реактивного) психоза);
4) патологическое формирование вследствие обостренного переживания физических дефектов и связанными с ними социальными ограничениями.
От психопатии патологическое формирование личности отличается достаточно быстрым возвратом к норме, при условии нивелирования или исчезновения причин, вызвавших ее появление.
Этиология – неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация, накладывается на органическую церебральную недостаточность не грубого резидуального характера, на дисгармоническое протекание периода полового созревания.
В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:
|
1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;
2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, способствует прямая стимуляция отрицательным примером.
Систематика:
аффективно – возбудимая форма, формируется если в семье складывается длительная конфликтная ситуация и жизнь в семье наполнена ссорами и агрессией. Жесткое обращение в семьях алкоголиков, характеризуется аффективной взрывчатостью, разрядами раздражительности во вне, конфликтность.
истероидная – характерна для девочек, формируется при конфликтных ситуациях в семье, в ситуации гиперопеки и воспитании ребенка по типу кумира семьи. Характерно кокетство и демонстративность
психическая неустойчивость формируется в ситуации гипоопеки и безнадзорности. Характерно безответственность, отсутствие чувства долга, слабоволие, лабильность аффекта, импульсивность и повышенная внушаемость.
тормозимый тип формируется в ситуации доминирования гиперопеки – характерна зависимость и безинициативность, пассивность, неуверенность, робость, и обидчивость.
невротический формируется в качестве хронизации невроза у соматически ослабленных детей при неблагоприятных условиях. Характерна боязливость, страхи, ипохондричность.
Для того, чтобы в формировании личности не возникало отклонений, необходимо соблюдение ряда условий, способствующих формированию «идеальной нормальной личности».
|
1) ребенок должен расти в атмосфере любви, тогда он сам научится любить;
2) значимые близкие должны быть для него эталоном нравственности;
3) отношение к ТРУДУ в семье должен быть радостным;
4) необходимо исключить из жизни ребенка лакомства, азартные игры, табак, беспорядочную еду, а также роскошь и нищету, поскольку роскошь развращает, а нищета унижает;
5) чередовать труд — с игрой, игру — с учением, рисование — с лепкой и т. д., причем занятия должен выбирать сам ребенок;
6) равномерно чередовать психофизическое напряжение с расслаблением, не допуская перегрузок;
7) контролировать окружение сверстников, исключаяиз него безнравственных детей.
Невропатия:
Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Может быть конституциональной и органической. Дефект вегетативной нервной системы проявляется в нарушении сна, аппетита, терморегуляции, метео чувствительности, эмоциональные нарушения вторичны. Сухарева выделяет два варианта; астенический – характерна пассивность, чувствительность, впечатлительность, ранимость, истощаемость. Эти обстоятельства способствуют подверженности невротическим проявлениям в виде страхов, энуреза, тиков, заикания; возбудимый тип невропатии – ребенок раздражительный, двигательная расторможенность.
Отклонение темпов полового созревания:
Первичный дефект нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, возникает ретардация или акселерация темпов полового созревания. Возникает в следствие генетических особенностей, конституционально, или под влиянием экзогенно обусловленной органической недостаточности нервной системы. В период полового созревания отмечается недоразвитие моторики, медлительность, неуклюжесть, снижение эмоционально-волевой сферы, несамостоятельность, внушаемость, трусливость. Дисбаланс моторики и эмоций, в речевом развитии отмечается чрезмерная речевая продукция – говорят стройно и красиво, это компенсаторный механизм. Ускоренное развитие приводит к одностороннему развитию интересов, ранее пробуждение сексуальности не в 16 а в 7- 8 лет, аффективная возбудимость, взрывчатость, усиление влечений, стремление к самостоятельности в жизни, трудоустройству при органической незрелости интеллектуальной сферы. Дисгармония интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы, диссоциация высших психических функций.
|