- Что вам было уже известно?
- А какая информация оказалась для вас новой?
- О чем бы вы хотели узнать больше?
- На какие группы делятся все полезные ископаемые?
РУДНЫЕ
ТОПЛИВНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ Приведите примеры.
- Какие места добычи полезных ископаемых узнали?
РУДНИК
ШАХТА
КАРЬЕР
СКВАЖИНА
- Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых обозначаются специальными знаками. Какие полезные ископаемые добываются в ХМАО – Югре?
И другие…
VII. Исследование образцов полезных ископаемых.
Ребята, сейчас вы будете в роли исследователей. Каждый из вас получит образец полезного ископаемого. Вы составите его карту по плану, который видите на доске:
1. Название
2. Обозначение
3. Основные свойства
4. Способ добычи
5. Использование
6. Добыча в ХМАО
7. Дополнительная информация
КАРТА ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО
1. НАЗВАНИЕ ___________________
2. ОБОЗНАЧЕНИЕ
3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Цвет | Агрегатное состояние | Прочность | Горючесть | Хрупкость |
Прозрачность | Запах | Растворимость в воде | Рыхлость | |
4. КАК ЕГО ДОБЫВАЮТ? ________________________________________
5. КАК ИСПОЛЬЗУЮТ? ________________________________________
6. ДОБЫВАЮТ ЛИ В Ханты-Мансийском огруге – Югре? _____________
7. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕЛ (А) _______________________________________________
VIII. Презентация результатов исследования
Выслушиваются несколько учеников.
|
IX. Итог урока
- Какую тему сегодня изучали?
- Что такое полезные ископаемые?
- Почему они ископаемые?
- Почему они полезные?
- Какой из этапов работы вам понравился больше всего? (работа с бластерной структурой, текст с разметкой, исследование образцов)
- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие – то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы.
В качестве награды для вас за активную работу на уроке я предлагаю каждой группе разгадать кроссворд о полезных ископаемых.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
|
7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
X. Домашнее задание
Предлагаю обязательные задания:
1. Учебник
2. В рабочей тетради стр. 25 – 29
Дополнительные задания на выбор:
1. Написать эссе «Каким полезным ископаемым я бы хотел быть?»
2. Составить кроссворд по теме.
3. Создать презентацию - экскурсию на месторождение.