Формирование невербальных предпосылок развития слоговой структуры слов.
Упражнение «Ритмические ряды» - повторение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторения составляющих элементов. Упражнение способствует совершенствованию зрительно-моторной координации, зрительного восприятия и внимания, что является профилактикой в дальнейшем нарушений письма и чтения:
-выкладывание дорожек из пуговиц, мозаики, разноцветной фасоли, морских камушков, бус, разноцветного сахара; «заборчиков» из счетных палочек (зубочисток, трубочек от коктейля);
-рисование линий различной длины и направленности;
-выкладывание цветных ленточек (шнурков) различной длины.
Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к однотипной деятельности у ребенка.
Упражнение «Музыкальные инструменты» - воспроизведение долгих и коротких звуков с помощью разных музыкальных инструментов (дудка-барабан, бубен-колокольчик). По возможности нужно стимулировать ребенка к произнесению простых названий музыкальных инструментов.
Упражнение «Рисование музыки». «Рисование» быстрой и медленной музыки. Быструю музыку «рисуем» красным цветом, медленную – синим. Быструю музыку «рисуем» частыми штрихами (IIIII), медленную – редкими (I I I).
Упражнение «Музыка и движение». Соотнесение звучания музыкального инструмента с имитационным движением рук. Колокольчик-потряхивание кисти, дудочка – прижатие пальцев к губам и т. д.
Упражнение «Цветная музыка». Соотнесение звучания музыкального инструмента с картинкой определенного цвета или предметом. Звучит барабан – ребенок выкладывает красную карточку, большую ракушку, колокольчик – желтую карточку, маленькую ракушку.
|
Упражнения с руками. Упражнения на совершенствование динамического праксиса рук: сжать кулаки – разжать; показать ладошки-спрятать ладошки; показать кулачок – показать колечко из пальцев.
Упражнение и игры на вербальном материале.
Упражнение «Соревнование». Ребенок выигрывает у взрослого орехи, кусочки сахара, шарики для аквариумного дизайна, фишки и т. п. Ребенок получает награду, когда правильно воспроизведет за взрослым цепочку слогов: ДА-ДА, ГА-ГА, А-ПА, ПАП-АП и т. д.
Упражнение «Скрепки». Составление цепочки из канцелярских скрепок с одновременным произнесением слогов (скрепка=слог)
Упражнение на коврике «Травка». Проговаривание слогов с одновременным прижатием подушечек пальцев к колючему коврику. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением.
Упражнение «Пирамида». Ребенок произносит слоги или цепочки слогов и одновременно нанизывает кольца на пирамидку или строит башню из кубиков.
Упражнение «Веселый ряд». Произнести сочетание гласных звуков столько раз, сколько камушков (пуговиц, ракушек, палочек, макарон) лежит на столе в ряд (АУ, УА, ИА).
Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихи, одновременно отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
Игра «Пальчики здороваются». Проговаривать слоговые ряды (МА-МО-МУ-МЫ) с одновременным прикосновением подушечкой большого пальца поочередно с другими пальчиками.
Игра«Пальцеход». Проговаривать слоги, «наступая» пальцами на пуговицы, пришитые на плотную ткань.
|
Игра «Волшебные ленточки». Ребенок различает картинки с длинными и короткими названиями и соотносит их с длиной ленточки. Ему даются 2 ленточки: длинная и короткая, и картинки (ухо, кот, собака, оса, суп, соль, сапоги, дым, посуда, малина, кассета, панама). Необходимо произносить слова и раскладывать картинки под соответствующей лентой.
Игра «Домики для животных». «Расселение» животных по домикам (сколько раз хлопнешь по столу, столько слогов в слове; с одним слогом – селим животное в одноэтажный домик, с двумя – в двухэтажный). Речевой материал: ЛИСА, КОТ, ПУМА, КИТ, КОЗА, ПОНИ, ГУСЬ, БЫК, ЛЕВ, ЛАМА.
Игра «Веселый поезд». Дети выстраивают игрушки в ряд, «паровозиком», в соответствии с инструкцией взрослого, затем называют их пространственные позиции.(«Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки..»)
Игра «Я – ТЫ». Взрослый предлагает выполнить повторяющиеся ритмичные движения руками с соблюдением очередности. Взрослый стучит, произносит: «Я», затем ребенок стучит, взрослый произносит: «Ты». Взрослый стимулирует ребенка к сопряженному или самостоятельному озвучиванию совместной деятельности: Кто будет стучать? Кто: я или ты?»
Игры с пальцами:
-ритмичное «прищепление» прищепкой каждого пальца («ох!», «ух!»)
-последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев («ку-ку!»)
-последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки («опа!», «ох!»).
Упражнения:
Упражнение 1. Ребенок воспроизводит ритмичные движения, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний (поглаживание руки – «мяу», похлопывание руки – «ав-ав»)
|
Упражнение 2. Ребенок воспроизводит меняющиеся ритмичные движения со сменой звуковых жестов: «тук-тук» - стучит кулаком по столу; «бах-бах» - топает по полу; «бом-бом» - машет ладонью, имитируя маятник часов.
Упражнение 3. Ребенок соотносит звукоподражание с геометрическими формами, выкладываемыми на столе. Например: «ку-ку» - круг, «мяу» - квадрат и т. д. Взрослый произносит звукоподражания, ребенок выкладывает поочередно фигуры. Затем взрослый просит ребенка «озвучить» дорожку.
Упражнение 4. Ребенок воспроизводит звукоподражание, изменяя громкость (высоту) голоса, в зависимости от предъявленной картинки: большой медведь - (громко) ТОП-ТОП, маленький медвежонок (тихо) – топ-топ; большие часы (низким голосом) – БОМ-БОМ, маленькие часики (высоким голосом)-бом-бом.