Тема 1: Общие сведения об организационных структурах и процессах управления в дорожной отрасли
Общие сведения о дисциплине. Лектор. Учебный процесс: 30ч. - лекции, лабораторные работы - 22ч., курсовое проектирование 30ч., экзамен. На экзамене 2 теоретических вопроса и задача. Литература. АПИМы на компьютерах.
Учебники: Горелышев
Могилевия;
Могилевич, Боброва; Солодкий,Карпов (Расписать по годам и издательствам)
Начать с ЧП на а/д «Байкал»
Виды и элементы организаций. Организация работ как функция процесса управления. Проектирование организации работ.
Слово «организация» употребляется в двух смыслах:
Организация – как структура, «организация» - как процесс.
Организация как структура представляет собой систему, т.е. совокупность элементов, взаимодействующих для достижения цели. Особенность организационной системы в том, что обязательно присутствие людей в качестве элемента. При этом возможно такое определение: группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Структуры имеет следующие признаки: численность более 2-х человек, цель, координация деятельности для достижения цели – управление.
Особенности организаций:
· изменчивость параметров;
· уникальность поведения
· наличие предельных возможностей
· способность противостоять разрушению
· способность адаптации
· формирование целей внутри системы
· способность менять структуру.
Неформальная орг-я: спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно взаимодействующих.
Формальная: орг-я, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование –в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников орг-ии.
|
Юридическое лицо- орг-я,
· имеющая имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
· отвечает имуществом по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
· может быть истцом и ответчиком в суде;
· имеет самостоятельный баланс или смету.
Коммерческие: деятельность направлена на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
Некоммерческие: не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками.
Формальные коммерческие
|
Классификация
По собственности
|
По целевому назначению:
|
По широте производственного профиля
257-ФЗ О дорожной деятельности. Виды деятельности в дорожной отрасли. В зависимости от этого организации
По видам деятельности делят:
Строительство;
Реконструкция;
Капитальный ремонт;
Ремонт;
Содержание.
СРО Закон 315-ФЗ Изменения в градостроительном кодексе.
ЭЛЕМЕНТЫ: функциональные области ФО
Элементы производственного процесса
Элементы управления
ФО –виды деятельности, объединенные целью и однородностью решаемых задач
|
Производственный процесс: совокупность ресурсов и технологий, превращающих исходное сырье в продукцию
Элементы предметы труда
Средства труда
Труд
Стадии жизненного цикла: Возникновение
Развитие
Рост
Зрелость
Кризис (затухание).
Инвестиции, субсидии, дотации Отчисления, налоги, платежи
ОПФ
| ||
|
|
|
| |||||||||
| |||||||||||
|
| ||||||||||
Рис. Система организации
Организация работ как функция процесса управления.
Менеджмент - управление. 4 функции: планирование, организация (организовывание), мотивация и контроль. Связующие процессы: регулирование и принятие решений.
| ||||
В данном курсе мы будем изучать вопросы организации работ низового дорожного подразделения. В дорожной отрасли к таким подразделениям относятся ГУП (государственные унитарные предприятия) и коммерческие организации различного типа: строительство, ремонт и содержание дорог; техническое обеспечение, выпуск полуфабрикатов, изделий.
Под организацией работ понимают разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих своевременную подготовку производства, выбор и обоснование потребности материальных, технических и трудовых ресурсов, рациональное распределение по периодам и объектам, обеспечение эффективного использования и перемещения в процессе производства работ.
|
Цель организации при строительстве: обеспечить сооружение объекта в установленные договором сроки в соответствии с проектом с максимальным экономическим эффектом. Для других дорожных работ: выполнение комплекса работ в соответствии с договором с максимальным экономическим эффектом.
Хасимото (японский теоретик менеджмента) говорил: «Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли рабочих эффективно трудиться.»
Особенности оргшанизации работ в дорожной отрасли:
Б– Организация производственной базы, включающей предприятия по производству полуфабрикатов и изделий, карьеры, склады открытого и закрытого хранения материалов, подразделения, обеспечивающие подсобное производство электроэнергией, водой, паром, сжатым воздухом и т.д. Проектируется организация работ непосредственно на объектах производственной базы и обеспечивается согласованность основного и подсобного производства
Л– Линейная неоднородность объемов земляных работ; изменение конструкций дорожных одежд в зависимости от наличия местных материалов; разнородность объектов (мосты, путепроводы, трубы, ливневая канализация). Эти обстоятельства заставляют менять интенсивность потребления ресурсов и темпы работ.
П– Подвижной характер производства (перемещение строительной площадки, людей, материалов, техники, производственных баз, складов и т.д.). В ряде случаев осложняется организация быта (питания, отдыха) рабочих и специалистов, возникают дополнительные потери времени и затраты на доставку людей к местам производства работ.
Р– Растянутость дорожного строительства на десятки и сотни километров, частые изменения мест производства работ снижают возможности маневров дорожной техники, затрудняют ее техническое обслуживание и ремонт.
С– Технология дорожно-строительных работ коренным образом меняется в различные сезоны года. Отдельные виды работ в зимних условиях практически невыполнимы или могут выполняться с существенным удорожанием. Изменение перечня выполняемых работ и технологий обязательно вызывают изменение в организации всего комплекса. Одной из главных задач совершенствования организации производства является переход от сезонного производства работ к круглогодичному, с более равномерным использованием ресурсов.
Т– Дорожное производство характеризуется большими объемами разнообразной транспортной работы. Организацию работ усложняют смешанные перевозки материалов по железной дороге (водным путем) с перевалкой на автомобили, создание промежуточных складов материалов, непрерывное изменение дальности возки и соответственно изменение потребности в количестве транспортных средств.
Условно все организационные мероприятия можно разделить на 2 этапа:
1-Проектирование организации работ;
2-Организация и оперативное управление в процессе производства работ