Одной из основных задач статистических исследований является выявление объективно существующих связей между разнообразными социально-экономическими явлениями, поэтому я посчитала целесообразным взять в качестве факторов, влияющих на выпуск специалистов средних учебных заведений, среднемесячную заработную плату и величину прожиточного минимума, так как оба эти фактора оказывают непосредственное влияние на результативный показатель.
год | условный год | Выпуск специалистов на 10000 человек | среднемесячная ЗП (руб\чел) | величина прожиточного минимума (руб\чел) | |
2223,4 | |||||
4360,3 | |||||
5498,5 | |||||
6739,5 | |||||
8554,9 | |||||
10633,9 | |||||
13593,4 | |||||
сумма | 51603,9 |
Для каждого ряда строим тренды. При их построении пользуемся коэффициентами уравнений тренда, представленных на следующих графиках для разных переменных:
t2 | ytt | x1tt | x2tt | утренд | x1 тренд | X2 тренд |
2223,4 | 26,321 | -7900 | -950,5 | |||
8720,6 | 75,785 | |||||
16495,5 | 125,249 | 7584,5 | ||||
174,713 | ||||||
42774,5 | 224,177 | 16119,5 | ||||
63803,4 | 273,641 | |||||
95153,8 | 323,105 | 24654,5 | ||||
256129,2 | 1222,991 |
Для адекватной оценки переменных необходимо найти отклонения от тренда и произвести дополнительные вычисления:
Yt | ε1t | ε2t | ϒt2 | ε2t2 | ε1t2 | ϒt ε1t | ϒt ε2t |
11,679 | -10123,4 | -2160,5 | 136,399 | 4667760,25 | 102483227,6 | -118231,189 | -25232,48 |
-38,785 | 2569,7 | 1504,276 | 2277081,00 | 6603358,09 | -99665,815 | -58526,57 | |
-86,249 | 16261,5 | 5472,5 | 7438,890 | 29948256,25 | 264436382,3 | -1402538,114 | -471997,65 |
-133,713 | 29850,5 | 17879,166 | 89794576,00 | 891052350,3 | -3991399,907 | -1267064,39 | |
-179,177 | 42865,1 | 13101,5 | 32104,397 | 171649302,25 | -7680440,023 | -2347487,47 | |
-227,641 | 55616,1 | 51820,425 | 287811225,00 | -12660504,620 | -3861929,57 | ||
-276,105 | 67486,6 | 20807,5 | 76233,971 | 432952056,25 | -18633387,693 | -5745054,79 | |
-929,991 | 204526,1 | 187117,5249 | -44586167,359 | -13777292,9 |
Выявим явление мультиколлинеарности путем вычисления парных коэффициентов между переменными:
r ϒt ε 1t= Σ ϒ t ε1t/(Σ ϒ t2*Σ ε 1t2)1/2 = -0,994139
r ϒt ε2 t= Σ ϒ t ε2t/(Σ ϒ t2*Σ ε 2t2)1/2 = -0,997696
r ε 1t ε2 t= Σ ε1tε2t/((Σ ε 1t2*Σ ε 2t2)1/2 = 0,999135
После выявления коэффициентов мультиколлинеарности строим уравнение по методу последовательного включения переменных в уравнение регрессии. Сначала построим уравнение для зависимости:
yt = f(x1t).
Построение уравнения осуществляется по методу исключения тенденции. Для однофакторной модели функция имеет вид:
Тγ=β1Т1.
Для определения стандартизованного β-коэффициента используется зависимость:
rγtξ1t=β1rξ11ξ11
β1=0,99414
Tγ=0, 99414T1. Заменив Tγ и T1, получим:
После преобразования получим:
ŷt1=0,0131x1t+243,99t+275
Вычислим сумму квадратов отклонений
Далее включаем фактор x2t в уравнение:
yt=f(x1t; x2t)
Уравнение в стандартизованной форме имеет вид:
Tγ=β1T1+β2T2
Для определения β-коэффициентов используют систему уравнений:
rγtε1t=β1rε1tε1t+β2rε1tε2t
rγtε2t=β1rε1tε2t+β2rε2tε2t
![]() |
0,99414=β1+0,999135β2
0,9977=0,999135β1+β2
следовательно, β1=0,0365; β2=0,99635
Тγ=0,0365T1+0,99635T2
Выполнив необходимые преобразования, получаем уравнение с двумя аргументами:
Yt=3,8571x1t+0,413x2t-1716,574t+2131,72
Подставим данные в таблицу:
ε2t-1 | ϒt ε2t-1 | ε2t-2 | ϒt ε2t-2 | ε1t ε2t | ŷt1 | (yt- ŷt1)2 | ŷt2 | (yt- ŷt2)2 |
- | - | - | - | 21871605,70 | 415,500 | 142506,25 | 9490,75214 | 89354523,02 |
-2111,72 | 81903,20661 | - | - | 3877677,30 | 853,763 | 667101,80 | 16263,38913 | 263295704,20 |
1102,89 | -95123,1597 | -493757,65 | 42586103,77 | 88991058,75 | 1292,026 | 1570074,16 | 19062,51835 | 361894250,41 |
8375,166 | -1119868,62 | -1303654,39 | 174315539,2 | 282863338,00 | 1730,289 | 2853697,33 | 22241,63745 | 492868303,19 |
17014,4 | -3048588,67 | -2398907,47 | 429829042,9 | 561597107,65 | 2168,552 | 4509473,10 | 27792,38879 | 769917584,66 |
31288,42 | -7122528,33 | -3928179,57 | 894214724,4 | 943527136,50 | 2606,815 | 6557773,46 | 34261,57769 | 1170705756,66 |
49304,97 | -13613349 | -5826134,79 | 1404227429,50 | 3045,078 | 8988471,69 | 44135,61614 | 1943806073,14 | |
104974,1 | -24917554,6 | -13950633,86 | 3306955353,400 | 12112,023 | 25289097,79 | 173247,880 | 5091842195,28 |
Для определения тесноты множественной связи используется специальный показатель – коэффициент множественной корреляции R.
R=(β1rγtε1t+ β2rγtε2t)^(1/2)=(0,0365* 0,99414+0,99635 * 0,9977)^(1/2)=0,985
D=R2=0,97
![]() |
d1=0,0365* 0,99414=0,0362 (3,62%)
d2=0,99635 * 0,9977=0,9543 (95,43%)
Таким образом, совместное воздействие первого и второго коэффициентов составляет 97%, в том числе первого фактора: 3,62% и второго: 95,43%.
Чтобы оценить общую вариацию результативного признака в зависимости от факторных, величина R корректируется на основании следующего выражения:
, где N – количество факторных признаков.
Также требуется определить среднюю квадратическую ошибку σR:
σR=
Исходя из соотношения =
, следовательно, статистическая значимость R будет подтверждена с более низкой вероятностью.
Для этого можно воспользоваться F-критерием Фишера:
Так как R нуждалось в корректировке, в расчетах будем использовать R’:
Для k1=2 и k2=n-3=4 числа степеней свободы, доверительной вероятности р=0,95
Fтабл=6,94
так как F>Fтабл, гипотеза о незначимости коэффициента множественной корреляции отвергается.
Таким образом, полученное уравнение может быть использовано для описания улучшения качества рабочей силы.
Заключение
Итак, на основании данного исследования мы можем сделать вывод, что самым важным и дорогим ресурсом является человеческий ресурс. Он непосредственно связан с человеческим капиталом или рабочей силой. Чтобы эффективно использовать этот ресурс, необходимо раскрыть понятие качества рабочей силы и определить способы повышения этого качества.
Говоря о качестве рабочей силы, мы имеем в виду совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда. Чем выше показатели степени подготовленности, рабочей активности и физического состояния рабочей силы, тем выше ее качество и уровень производительности труда.
В главе 1 курсовой работы мы выявили сущность качества рабочей силы, взгляды различных авторов на данное понятие в диахронии, а также показатели, составляющие качество рабочей силы.
В главе 2 мы рассмотрели современное состояние качества рабочей силы, каким образом качество жизни влияет на качество рабочей силы и что необходимо предпринимать государству для его повышения. При этом повышение качества рабочей силы зависит не только от государственной политики занятости, но и от желания и способностей самого человека.
В главе 3 мы произвели статистические расчеты, которые подкрепили сделанные нами выводы.
В данной курсовой работе были освещены проблемы современного качества рабочей силы и пути их решения.
Однако в России сейчас тяжелая ситуация относительно рассматриваемой проблемы. Помимо всеобщей безработицы, существует нехватка высококвалифицированных специалистов.
Поэтому, для того чтобы быть востребованным и успешным, необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру рынка труда, получать образование в востребованной сфере или быть готовым к переквалификации.
И в заключение надо сказать, что повышение уровня и качества жизни населения влечет за собой повышение качества рабочей силы, что является важным показателем развития экономики страны и ее благосостояния.
Список использованной литературы
1. Алексеев Д.М. Экономика труда. – М., 2005 г.
2. Белозерова С. Незаполняемость вакансий – серьезный симптом // Человек и труд. №6, 2005 г.
3. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. СПб., 2005 г.
4. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 2003 г.
5. Каштанова Е. Профессиональный рост и служебное продвижение. Технологии развития персонала,"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 10, октябрь 2006 г.
6. Маренков Н.Л. Управление трудовыми ресурсами. Издательство Феникс, - 2004 г.
7. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г.
8. Одегов Ю.Г. Экономика труда, М: Издательтсво «Альфа-Пресс», 2007 г.
9. Починок А. Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста // Человек и труд. №3, 2004 г.
10. Труд и социальное развитие: Словарь. М.: ИНФРА М, 2001 г.
11. Ширяева Л. Важно быстро вернуть человека к труду // Человек и труд, 2002 г.
12. Шмойлова Р.А. Теория статистики – 4-е изд., – М.: Финансы и статистика, 2006 г.
13. https://www.gks.ru
14. https://www.stat.edu.ru
15. https://www.rian.ru
16. https://www.mon.gov.ru
Приложения
Приложение 1.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рубль,
значение показателя за год
Российская Федерация | 2223.4 | 3240.4 | 4360.3 | 5498.5 | 6739.5 | 8554.9 | 10633.9 | 13593.4 |
Центральный федеральный округ | 3265.9 | 4432.6 | 5872.8 | 7276.3 | 9621.8 | 12117.4 | 15876.7 | |
Северо-Западный федеральный округ | 2531.5 | 3655.1 | 5067.9 | 6143.7 | 7518.1 | 9487.2 | 11851.3 | 15256.1 |
Южный федеральный округ | 2159.2 | 2974.4 | 3699.2 | 4648.4 | 5800.3 | 7221.4 | 9219.4 | |
Приволжский федеральный округ | 2562.5 | 3412.1 | 4235.3 | 5149.9 | 6473.3 | 10347.4 | ||
Уральский федеральный округ | 3486.5 | 5168.6 | 6588.6 | 8085.7 | 9692.5 | 11679.5 | 14306.9 | 17837.6 |
Сибирский федеральный округ | 2269.6 | 3190.8 | 4309.5 | 5325.3 | 6507.8 | 8109.7 | 9877.5 | 12344.8 |
Дальневосточный федеральный округ | 3113.6 | 5979.1 | 7554.7 | 9115.2 | 11507.9 | 13711.4 |
Приложение 2.
Доля руководителей, отметивших наличие дефицита кадров на своем предприятии в зависимости от размера предприятия (в % по столбцу, от числа предприятий, на которых отмечается несоответствие численности занятых потребностям производства хотя бы по одной из категорий занятых; сумма превышает 100%, поскольку можно было выбрать более одной позиции)
Категория занятых | В среднем | Предприятия | ||
малые | средние | крупные | ||
Число опрошенных | N=458 | N=150 | N=227 | N=52 |
Руководители высшего звена | ||||
Руководители функциональных подразделений | ||||
Руководители линейных подразделений | ||||
Исполнители высшей квалификации, специалисты функциональных подразделений | ||||
Исполнители высшей квалификации, специалисты линейных подразделений | ||||
Служащие, офисные работники, технические исполнители | ||||
Квалифицированные рабочие | ||||
Неквалифицированные рабочие |
Приложение 3.
Доля руководителей, отметивших наличие дефицита кадров на своем предприятии в зависимости от успешности предприятия (в % по столбцу, от числа предприятий, на которых отмечается несоответствие численности занятых потребностям производства хотя бы по одной из категорий занятых; сумма превышает 100%, поскольку можно было выбрать более одной позиции)
Категория занятых | В среднем | Предприятия | ||
неуспешные | средние | успешные | ||
Число опрошенных | N=458 | N=118 | N=281 | N=81 |
Руководители высшего звена | ||||
Руководители функциональных подразделений | ||||
Руководители линейных подразделений | ||||
Исполнители высшей квалификации, специалисты функциональных подразделений | ||||
Исполнители высшей квалификации, специалисты линейных подразделений | ||||
Служащие, офисные работники, технические исполнители | ||||
Квалифицированные рабочие | ||||
Неквалифицированные рабочие |
Приложение 4.
Выпуск специалистов государственными средними специальными учебными заведениями на 10000 человек населения
Регион |
![]() ![]() |
![]() ![]() | 2003 ![]() ![]() | 2004 ![]() ![]() | 2005 ![]() ![]() |
![]() ![]() | 2007 ![]() ![]() |
Российская Федерация | 46,91 | ||||||
Центральный федеральный округ | 41,2 | ||||||
Северо-Западный федеральный округ | 41,2 | ||||||
Южный федеральный округ | 40,7 | ||||||
Приволжский федеральный округ | 54,11 | ||||||
Уральский федеральный округ | 54,55 | ||||||
Сибирский федеральный округ | 51,02 | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | 52,7 |
Приложение 5.
Зависимость дохода от уровня образования
[1] Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. №1-2. 1995 г
[2] Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 2003 г.
[3] Одегов Ю.Г. Экономика труда, М: Издательтсво «Альфа-Пресс», 2007 г.
[4] Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. СПб, 2005
[5] https://www.rian.ru/crisis_news/20090615/174430372.html
[6] https://www.rian.ru/crisis/20090611/174090441.html
[7] https://www.rian.ru/crisis/20090615/174442074.html
[8] https://www.rian.ru/crisis_news/20090610/173972875.html
[9] https://www.rian.ru/crisis/20090610/173980376.html
[10] https://www.rian.ru/crisis/20090510/170602894.html
[11] Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
[12] https://www.mon.gov.ru
[13] Е. Каштанова Профессиональный рост и служебное продвижение. Технологии развития персонала,"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 10, октябрь 2006 г.
[14] https://rsr-online.ru/
[15] Одегов Ю.Г. Экономика труда, М: Издательтсво «Альфа-Пресс», 2007