Теории человеческого капитала




Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

Также позднее идея человеческого капитала нашла отражение в «Богатстве народов» А.Смита, «Принципах» А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей».

В конце 30-х гг. XX в. Нассау Сениор предполагал, что человеческие существа могут успешно трактоваться как капитал. В большинстве своих рассуждений на эту тему он брал в этом качестве мастерство и приобретенные способности, но не самого человека. Тем не менее он трактовал сами человеческие существа как капитал с затратами на содержание, вкладываемыми в человека с ожиданием получения выгоды в будущем.

В первой половине XX в. появились работы, в которых авторы пытались рассчитать стоимость отдельного человека и всего населения страны, и на этой основе оценить потери общества от заболеваний и преждевременной смерти. Б.Ф. Кикер в работе «Исторические корни концепции человеческого капитала» отмечал, что в 1922 г. «капитальная стоимость» населения США в 5 раз превышает «материальное богатство» этой страны.

В начале XX в. реальное (стоимостное) содержание заработной платы в промышленности ведущих капиталистических стран начало существенно возрастать, хотя ее покупательная способность относительно сдерживалась войнами и монопольным ценообразованием. В 1970 г. по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы возросло в США и ФРГ более чем в 8 раз, в Англии и Франции – в 3-4 раза, существенно обгоняя рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного работника.

Современная неоклассическая теория человеческого капитала получила развитие в работах Гэри Беккера. Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсборда, Хансена и многих других экономистов в 1850–1980-е гг. XX в.

В неоклассическом понимании человеческий капитал – статистическая величина, определяемая понятиями «доход», «инвестиции». Данная теория дала методологическую базу для стоимостной оценки человеческих способностей к производительному труду.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. Применил экономический подход к человеческому поведению, подразумевающий принцип рационального оптимизирующего (максимизирующего) поведения индивидуумов. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки, к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.

Он одним из первых осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов).

Сформулированная им модель стала основной для всех последующих исследований в этой области[1].

Ученые школы «человеческого капитала» (Т.Шульц, Г.Беккер, Дж.Минцер и др.) изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. Выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение намного превышает инвестиции в новую технологию и оборудование.

Наиболее последовательно данная теория внедрена в практике управления персоналом в Японии, где Японский рабочий считается самым дорогим ресурсом; более ценным, чем самое дорогое оборудование. планирование данного ресурса выливается в постоянное движение рабочей силы за счет непрерывного обучения, должностной ротации, зарубежных стажировок.

Концепция человеческого капитала стала зримым достижением западной экономической теории. Одним из видных теоретиков человеческого капитала Л. Туроу утверждает, что «концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе». А по определению М.Боуман, «открытие человеческого капитала – это революция в экономической мысли».

Теория человеческого капитала заставила в какой-то степени бережнее относиться к человеку, но одновременно превратила его в одну из разновидностей капитала, установила его физический и моральный износ, его ценностей с точки зрения вклада в производство.

Соответственно человек является в современной экономике ресурсом, хоть это и не признает экономическая теория.

В 60-х гг. в СССР переведена книга Ф. Махлупа, были изднаы труды В.И. Марцинкевича, А.И. Анчишкина и Ю.В.Яременко. Это было своеобразной реакцией на появление на Западе теории человеческого капитала. Наряду с книгами зарубежных авторов в 70-80-е гг. появились монографии, содержащие критический разбор теории человеческого капитала. В начале 90-х гг. один за другим стали выходить в свет русские переводы работ Г. Беккера, О.Нордхога, Дж.Псахаропулоса и др. Именно в этот период в России стали все чаще использовать термин человеческий капитал для исследования проблем качества рабочей силы, факторов, его формирующих, и механизма их воздействия на него.

В экономической теории под человечески капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход. В литературе зарубежных стран достаточно много различных подходов к определению понятия «человеческий капитал». Одни считают, что человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. По Г.Беккеру, «человеческий капитал» - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества).

Согласно определению Т. Шульца, человеческий капитал – это свойства человека, «которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений».

Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт».

В отечественной литературе также встречаются различные определения человеческого капитала. Одно из первых определений данного понятия в отечественной литературе дано М. Критским: «В основе человеческого капитала лежит движение экономического субъекта как новой силы общественного прогресса и интеллектуальной деятельности».

Р. Капелюшников человеческий капитал рассматривает как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей, мотиваций».Они, по его мнению, «составляют капитал, так как их формирование требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, но при этом они служат источников повышения производительности и заработков в будущем.[2]

С.Дятлов дает следующую трактовку понятия человеческий капитал. с Одной стороны, это форма выражения производительных сил человека, с другой – денежная оценка, сформированная в результате инвестиций в человека его потенциальной возможности приносить доход. Следовательно человеческий капитал – «это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

По Б. Генкину, это «совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека. семьи, предприятия и общества». Аналогичное определение дает М. Булгаков и Н. Кузьмина.

В качестве последних работ в этом направлении можно назвать докторские диссертации И.А. Никитиной и Н.В. Кротовой. И. Никитина считает, что человеческим капиталом наделяются практически все индивидуумы, в той или иной мере приносящие пользу обществу, в том числе домохозяйка, воспитывающая нравственных детей и тем увеличивающая духовные ресурсы страны.

Н.В. Кротовой предлагает включать в структуру человеческого капитала не только способности людей к производительному труду, но и социальные, психофизический, мировоззренческие и культурные свойства человека, способные приносить доход.

Таким образов человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход, т.е. это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, опыта, культуры и мотиваций, способный генерировать поток доходов длительное время и отражающий совокупность дружеских, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: