Виды и источники формирования доходов
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, товаров, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов собственников имущества.
Аптечные организации формируют свои доходы из разных источников и от различных видов деятельности:
---- доходы от реализации;
---- внереализационные доходы.
1. Основным источником формирования дохода аптечными организациями является доход от реализации.
Аптека получает доход от реализации:
1) лекарственных средств собственного производства (изготовленных по индивидуальным рецептам и требованиям ЛПУ) – доход от производственной деятельности, размер которого равен выручке от реализации произведенной продукции за определенный период времени;
2) лекарственных средств заводского производства и других товаров аптечного ассортимента, приобретенных у оптовых поставщиков - доход от торговой деятельности. Источником формирования дохода от реализации готовых ЛС является торговая надбавка, выступающая как разница между продажной и покупной стоимостью
реализованных товаров;
3) платных фармацевтических услуг. Источником формирования дохода от реализации платных фармацевтических услуг выступает цена оказываемых услуг (выдача товаров напрокат, доставка лекарственных средств на дом и др.).
4) доход от реализации имущества – формируется за счет выручки от продажи основных средств, нематериальных активов, хозяйственного инвентаря, ценных бумаг и других видов материальных и финансовых активов аптечной организации.
2. Доход от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных с реализацией. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к внереализационным доходам относят:
-- доходы от долевого участия аптечной организации в деятельности других пред.;
-- доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду);
-- доходы от ценных бумаг, принадлежащих аптеке – облигаций,акций (в виде сумм процентов и дивидендов, полученных по ценным бумагам);
-- доходы по депозитным вкладам аптечной организации в банках;
-- положительная курсовая разница, полученная от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в том числе и по валютным счетам в банках в случае официального изменения курса ин. валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ;
-- полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещенного убытка или ущерба;
-- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
-- стоимость использованного не по назначению имущества, в т.ч. денежных средств, которые получены в рамках благотворительной деятельности (благотворительной помощи, пожертвований), за исключением целевых бюджетных средств, в отношении которых применяются нормы бюджетного законодательства РФ;
-- стоимость излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
--другие виды доходов от внереализационной деятельности (ст.250 НК РФ, ч.II, гл. 25).
Основную часть своего дохода аптечные организации формируют от реализации лекарственных средств заводского производства, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента, поэтому в процессе управления доходами им необходимо отводить главную роль.
Размер дохода от реализации товаров определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС) и себестоимостью реализованных товаров. Этот вид дохода принято называть реализованные торговые наложения. (Т/Н)
Доход от реализации выражается следующими основными показателями:
1. суммой – общий размер торговых наложений в денежном выражении, полученный за определенный период;
2. уровнем Т/Н – определяется как отношение суммы торговых наложений к объему реализации за данный период времени
Уровень торговых наложений показывает долю дохода в общей сумме реализованных товаров.
Факторы, влияющие на доход от реализации
-----Основным фактором, оказывающим влияние на размер дохода аптеки, является объем реализации. С ростом выручки от реализации товаров увеличивается доход.
----- Групповая структура реализации и внутригрупповой ассортимент товаров. Так, в группе «Лекарственные средства» значительная часть лекарственных препаратов имеет фиксированный уровень торговой наценки, что, естественно ограничивает величину
дохода. Больший доход дает аптеке реализация парафармацевтических товаров.
----- Ценовая политика аптечной организации. Формирование отпускных цен на товары аптечного ассортимента должна осуществляться с учетом рыночных механизмов ценообразования – спроса и предложения.