ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
ТОИ Р – 32 – ЦЛ –733 - 00
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Президиум ЦК Российского Первый заместитель
Профсоюза железнодорожников Министра путей сообщения
и транспортных строителей Российской Федерации
Постановление от 20.12.99. Ильин В.И.
№ 13.68 26.01.00 г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
ТОИ Р – 32 – ЦЛ –733 - 00
Общие требования безопасности
1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для проводников пассажирских вагонов устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ проводником пассажирских вагонов при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования и по прибытию из рейса.
1.2. К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда.
Проводник в процессе работы должен проходить:
- повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;
- внеплановые инструктажи;
- целевые инструктажи перед поездкой в рейс;
- периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года;
- периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;
- проверку знаний по электробезопасности.
Проводник, обслуживающий вагон с высоковольтным электрическим или комбинированным отоплением, должен иметь удостоверение с II группой по электробезопасности.
Проводник, обслуживающий хвостовой вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона.
1.3. Проводник должен знать:
- Действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
- Требования производственной санитарии при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования, электробезопасности и пожарной безопасности;
- Видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
- Устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации, циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств;
- Места расположения аптечек.
1.4. Проводник должен:
- Выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;
- Применять безопасные приемы выполнения работ;
- Содержать в исправности и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а также форменную и специальную одежду;
- Выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
- Быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
- Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
- Уметь оказывать первую медецинскую помощь при травмах и заболеваниях.
1.5. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- Движущийся подвижной состав, транспортные средства;
- Повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
- Недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
- Недостаток естественного света;
- Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- Повышенная подвижность воздуха;
- Повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- Повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
- Пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
- Повышенный уровень электромагнитных излучений;
- Расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);
- Нервно-психические (эмоциональные) перегрузки.
На проводника также могут воздействовать биологически опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при его контакте с постельными принадлежностями.
1.6. Проводник должен обеспечиваться следующей спецодеждой:
- Халат хлопчатобумажный (два);
- Рукавицы комбинированные;
- Перчатки резиновые;
- Полуплащ из обрезиненной ткани.
Зимой дополнительно:
- Куртка на утепляющей прокладке;
- Валенки
- Галоши на валенки.
1.7. В пути следования проводник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
- Знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
- Курить только в нерабочем тамбуре, оборудованным пепельницами;
- Знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Проводнику запрещается:
- Перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся и горючие жидкости;
- Применять для освещения открытый огонь (свечи, керосиновые лампы и прочее);
- Применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные схемой электрооборудования вагона;
- Отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
- Загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагонов);
- Допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легко воспламеняющимися и горючими жидкостями.
Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.
1.8. Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и при необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем теплой водой.
Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в специально предназначенных для этого шкафчиках. Выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия (депо, вагонного участка) запрещается.
1.9. Проводник обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку или ремонт.
1.10. Проводнику необходимо санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на диване.
1.11. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:
- К месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход », пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
- Проходить вдоль путей только по обочине полотна или по середине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав;
- Переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
- Переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами или переходными площадками вагонов;
- При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
- Обходить группы вагонов и локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;
- Проходить между расцепленными вагонами, если расстояние междуавтосцепками этих вагонов не менее 10 метров;
- Обращать внимание на показание светофора, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.12. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:
- Переходить или перебегать пути перед движущимся составом;
- Подлезать под вагоны;
- Становиться или садиться на рельс;
- Ходить внутри колеи и по концам шпал;
- Находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
- Переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
- Становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
- Находиться в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место », а также около этих мест при прохождении подвижного состава.
1.13. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
1.14. На электрофицированных участках железных дорог проводнику запрещается:
- Наступать на электрические провода и кабели;
- Приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 метров;
- Прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли заземленных конструкций или нет.
Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 метров.
В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни или прыжками.
1.15. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:
- Прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям;
- Открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления;
- Самостоятельно ремонтировать и регулировать радио оборудование, электрооборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование;
- Подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ.
Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.
При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
1.16. В случае поучения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования -администрацию предприятия и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников проводник обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему.
При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить начальнику поезда или администрации предприятия.
1.17. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью проводника, а их нарушение – нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.