ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.

Тема: Расчет показателей ассортимента.

Цель работы: научиться рассчитывать показатели ассортимента, анализировать и оценивать их для установления рационального ассортимента в торговом предприятии.

Задание к выполнению работы:

1. Изучить показатели ассортимента.

2. Изучить основные направления формирования ассортимента.

3. Ознакомиться с факторами влияющими на формирование ассортимента товаров (перечислить их в тетради).

4. Закрепить изученный материал, решить практические задачи по теме.

Пособия: учебник, справочник товароведа продовольственных и непродовольственных товаров.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Основные понятия:

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей.

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Ш6) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией.

При групповой широте ассортимента в качестве обобщенной единицы измерения выступает группа однородных товаров. Согласно правилам сертификации пищевой продукции группа однородной продукции — это совокупность продукции, объединенной по общности свойств и назначения.

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы.

Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовых соков определяется количеством торговых марок («Чемпион», «Я», «Тонус», «Моя семья» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, персико- апельсиновый и т. п.) и товарных артикулов, различающихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5; 2 л).

Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Гл6) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.

2. Практическое задание:

1. Решить задачу:

На основе информации о фактической широте ассортимента велосипедов (Шф) в магазинах «Спорт» А и «Велосипедик» Б рассчитать коэффициент широты (Кш) ассортимента, полноту. Полученные данные занести в таблицу.

Признаки Фактическая широта (Шф) Коэффициент широты (Кш)
Половозрастное назначение велосипеда производится отраслью магазин А магазин Б магазин А магазин Б
Взрослый мужской          
Взрослый женский          
Подростковый для мальчиков          
Подростковый для девочек          
Детский для мальчиков          
Детский для девочек          

Дать заключение о широте и полноте ассортимента по рассчитанным показателям.

2. Решить задачу:

Согласно ассортиментного перечня, предусмотрено 1700 товаров. На момент проведения проверки, коэффициент полноты товара составил – 0,63, а количество новых товаров – 48. Определите коэффициент новизны (обновления), а также количество товаров находящихся в магазине на момент проверки.

3. Решить задачу:

Для выявления соответствия ассортимента товаров ассортиментному перечню была проведена проверка, в результате которой было выявлено:

количество наименований товаров на момент проверки – 1290 единиц;

количество наименований товаров по ассортиментному перечню – 1720.

Чему равен коэффициент полноты ассортимента?

Что показывает рассчитанный коэффициент полноты?

С какой целью он рассчитывается?

Что необходимо сделать для повышения его численного значения?

Расчет показателя полноты производится за период или на какую-то определенную дату?

4. Решить задачу:

На основании данных оценить рациональность ассортимента фирменного магазина «Продукция Новотроицкого мясокомбината», если:

 коэффициент полноты – 0,95;

 коэффициент широты – 0,6;

 коэффициент обновления – 0,15;

 коэффициент устойчивости – 0,8.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение термину «ассортимент»

2. Что собой представляет торговый ассортимент?

3. Дайте характеристику видам ассортимента

4. Назовите свойства ассортимента

5. Дайте определение термину «показатель ассортимента»

6. Как характеризуется структура ассортимента?

7. Поясните термины «широта», «полнота» ассортимента.

8. Какое свойство ассортимента позволяет удовлетворять изменившиеся потребности?

После выполнения работы студент должен:

Знать:

1. Основные показатели ассортимента.

2. Основные свойства ассортимента.

3. Основные направления формирования ассортимента.

4. Факторы, влияющие на формирование ассортимента..

Уметь:

1. Делать расчет основных показателей ассортимента.

2. Анализировать данные, полученные в результате расчета показателей ассортимента.

3. Определять основополагающие факторы, влияющие на формирование ассортимента.

4. Выбирать направления формирования ассортиментной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: