Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Этап I (школьный)
Ответы к заданиям для 10-11 классов
Максимальный балл за работу – 107.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы или выберите из данных в скобках, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.
Пропущенные буквы пишите внутри квадратных скобок. При выборе букв нужную оставьте, ненужную зачеркните;при слитном написании или отсутствии буквсоедините предыдущую букву с последующей; при раздельном написании поставьте вертикальную разделительную черту.
На заседательских бричках (,) на этих расхляб ан ных, без любви и изобретательности сдел ан ных возках (,) тряслось по пшеничным степям чиновничество (—/,) н ев ыспавшаяся кучка людей (,) спешивших на вскрытия () и на следствия (,) а тачанки пришли к нам из приволжских урочищ (,) из тучных немецких колоний. На спинке колонистской тачанки рассып ан а живопись (—/,) гирлянды багровых цветов. Жар предыдущих поколений чувствую я в этих тачанках (,) мчащихся теперь по развороч ен ному шляху.
Ежедневно в полпервого мы начинаем запрягать. Грищук выводит лошадей (,) и я обнаруживаю отблески на их начищ ен ных боках. Мы растираем коням припухшие ноги (,) стрижём гривы, накидываем на спины казацкую упряжь (—/,) запут ан ную ссохшуюся сеть из тоненьких ремешков (—/,) и выезжаем. Грищук присаживается на козлах; моё сиденье застел е но цветистым сеном (,) пахнущим духами и безмятежностью. Колёса скрипят в зернистом песке. Квадраты цветущего мака раскрашивают землю (,) разруш ен ные костёлы светятся на пригорках. Недалеко от дороги, в разбитой ядром нише виднеется коричневая статуя святой Урсулы с обнаж ён ными руками (,) и узкие буквы вяжут неровную цепь на почерневшем золоте фронтона.
|
(По И. Э. Бабелю)
В тексте сохранена авторская пунктуация, однако при выполнении задании учащимися допускаются варианты постановки знаков препинания в пределах правил пунктуации.
Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.
Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).
NB! Оценивается не заполнение пропусков, а верное написание орфограмм. Один пропуск может содержать две орфограммы, которые при ошибке учитываются отдельно, например, развороч[...]ному — развороч ен ному (гласный в причастии и удвоенный согласный). Такие пропуски выделены жирным в ключах.
Максимальный балл – 20.
2. Кратко объясните значение употребленных в тексте слов:
бричка, урочище, тучный, шлях, костёл, фронтон (Значения определяются по толковым словарям.)
Бричка — лёгкая конная повозка, как правило, пассажирская.
Урочище — отделённая по какому-либо принципу часть местности.
Тучный — 1). упитанный, полный, жирный (о человеке или животном); 2). хорошо удобренный, плодородный (о земле).
Шлях — большая дорога (слово употребляется на юге России, в Украине, Беларуси, Польше)
Костёл — католический храм (польское слово).
Фронтон — архитектурный элемент на фасаде здания, обычно треугольный или полукруглый.
За каждое верное толкование по 2 балла.
|
— 1 балл в каждом примере за фактические неточности в значениях слов
Всего 12 баллов.
Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Напишите слово и приставку. Подберите и запишите примеры слов разных частей речи с этой приставкой (не более двух).
а) Сочинение, в котором автор излагает историю своей жизни. АВТОБИОГРАФИЯ
За верный ответ 1 балл.
б) приставка НАД- 1. Образует глаголы со знач.: 1) дополнительно совершающегося действия; 2) неполного действия, распространяющегося на часть чего-л. 2. Образует существительные и прилагательные со знач. поверх, сверх чего-л.: надвязать, надрезать, надстройка, надклассовый
За определение приставки 1 балл.
За каждый пример по 1 баллу. Итого: 2 балла.
Всего 4 балла.
Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
а) Форма настоящего времени 3 лица единственного числа глагола болеть:
болеет и болит (по 1 баллу за каждую форму). Итого: 2 балла.
б) форма предложного падежа единственного числа существительного лес:
о лесе и в лесу (по 1 баллу за каждую форму). Итого: 2 балла.
в) форма творительного падежа множественного числа существительного натрий: формы родительного падежа множественного числа существительного натрий в русском литературном языке не существует, так как это существительное имеет только формы единственного числа (1 балл);
г) форма дательного падежа числительного двести восемьдесят три: двумстам восьмидесяти трём (1 балл).
Всего 6 баллов.