Тема 1. Изобразительное искусство, его сущность и виды. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития, обучения и воспитания детей.




Изобразительная деятельность как вид художественной деятельности, способствующей всестороннему развитию личности человека, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как основные виды изобразительной деятельности; их общепедагогические, диагностические и коррекционно-развивающие ресурсы.

Методика преподавания изобразительной деятельности как наука; ее задачи, предмет, связь с другими науками.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскрыть понятие «изобразительная деятельность». Виды изобразительной деятельности.

2. Перечислить предпосылки изобразительной деятельности.

3. Подготовить схему взаимосвязи изобразительной деятельности с другими методиками.

Задания для самостоятельной работы:

1. Представить реферат по теме «Значение изобразительного искусства для всестороннего развития, воспитания и обучения детей дошкольного (младшего школьного) возраста».

Рекомендуемая литература:

№№ 2, 4 (основная)

№№ 1, 2 (дополнительная)

Тема 2. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности овладения изобразительной деятельностью детьми с нарушениями речевого развития.

Детский рисунок как феномен художественной культуры. Специфика детского рисунка. Возрастная периодизация этапов детского изобразительного творчества.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями речи, негативно влияющие на процесс и результаты их изобразительной деятельности (слабость зрительного анализатора; отсутствие должного апперцептивного фона в зрительном восприятии; специфическое инактивное, слабо дифференцированное восприятие всего окружающего; низкая работоспособность, быстрая утомляемость и истощаемость; отсутствие интереса к наблюдению и выраженного эмоционального реагирования; индифферентное, пассивно-безразличное отношение к цвету, недостаточное развитие эстетического вкуса; в целом неполнота и неточность представлений об окружающем мире; неполноценность моторно-тактильных ощущений; слабое развитие мелких мышц руки; запоздалое и неполное включение речи в развитие и др.).

Особенности изобразительной деятельности детей с недоразвитием речи: схематичность рисунка; примитивность, упрощенность формы предмета и ее двухмерное выражение; фрагментарность, подчеркнутая геометризация и непропорциональность изображений; несоблюдение реальной окраски; неточность пространственного размещения предмета и его элементов; статичность изображения; устойчивая тенденция действовать графическими штампами и др.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика детского рисунка.

2. Особенности изобразительной деятельности детей с недоразвитием речи.

Задания для самостоятельной работы:

1.Раскрыть возрастную периодизацию этапов детского изобразительного творчества.

2.Провести сравнительный анализ детских рисунков детей с нормальным речевым развитием и детей с недоразвитием речи.

Рекомендуемая литература:

№№ 1,3,6 (основная);

№№ 2, 3, (дополнительная)

Тема 3. Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями речи.

Различные направления в педагогике искусства. Анализ программ по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста (XIX-XXI вв.). Зарубежный и отечественный опыт.

Коррекционно-развивающий потенциал детской изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Принципы построения и содержание коррекционно-образовательных программ по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Связь занятий (уроков) по изобразительному искусству с другими видами детской деятельности, занятиями (уроками).

Преемственность в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. Обосновать принципы построения и содержание программ по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.

2. Раскрыть преемственность в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рекомендуемая литература:

№№ 5, 6, 8, 10, 14,15 (основная);

№№ 1,2,3 (дополнительная)

Раздел 2. Частные вопросы методики изобразительной деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: