Работы на основе предлагаемых заданий могут быть устными, письменными, связанными с изготовлением наглядных пособий, подбором дидактического и речевого материала и др. Разная степень сложности заданий дает преподавателю возможность учитывать уровень знаний студентов, их подготовленность.
Требования к самостоятельной работе студентов должны осуществляться в плане обязательного выполнения заданий с текущей систематической проверкой и оценкой качества.
Задания рассчитаны на групповое выполнение. Их характер неодинаков: одни требуют аналитической работы с литературой (литература или указывается, или должна быть подобрана самостоятельно), другие – практических действий организационно-методического характера. Ряд заданий имеет варианты, предусматривающие различные пути их выполнения. Студенты должны научиться анализировать педагогический процесс образовательного учреждения с точки зрения коррекционной работы, дифференцированно рассматривать отдельные стороны и формы воздействия, разбираться в характере нарушений и т.д.
Раздел 1. Общие вопросы методики изобразительной деятельности.
Тема 1. Изобразительное искусство, его сущность и виды. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития, обучения и воспитания детей.
Учебные вопросы:
1. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития детей с проблемами в развитии
Задания для студентов
1. Перечислить предпосылки изобразительной деятельности.
2. Подготовить консультацию для родителей «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей», оформить.
Рекомендуемая литература
№№ 6, 9, 10 (основная);
|
№ 1,2,3 (дополнительная).
Тема 3. Изобразительная деятельность в системе педагогической работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи
Учебные вопросы:
1. Различные направления в педагогике искусства.
Задания для студентов
1. Подготовить сообщения на тему: «Различные направления в педагогике искусства»
2. Перечислить виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Рекомендуемая литература
№№ 1, 3, 6, 9, 14,15 (основная);
№№ 2, 3 (дополнительная)
Раздел 2. Частные вопросы методики изобразительной деятельности.
Тема 7. Предметное и сюжетное рисование (лепка) в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи
Учебные вопросы:
1. Занятие (урок) как основная форма обучения изобразительной деятельности детей.
Задания для студентов:
1. Провести занятие (урок) по изобразительной деятельности в ДОУ или в школе. Сделать анализ занятия (урока).
2. Оценить детские изобразительные работы.
Рекомендуемая литература
№№ 6, 8, 9, 14 (основная);
№№ 2, 3 (дополнительная)
Тема 9. Ознакомление детей с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.
Учебные вопросы:
- Методические приемы, способствующие раскрытию содержания картины.
Задания для студентов
1. Провести круглый стол по проблеме «Знакомство детей с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства». (Подобрать произведения изобразительного искусства, рассмотреть методы и приемы)
2. Подготовить тест – опросник для воспитателей для определения знакомства детей с произведениями изобразительного искусства.
|
Рекомендуемая литература
№№ 1, 5, 6, 8, 9, 14 (основная);
№№ 1, 2 (дополнительная)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи //Дефектология. 1990. № 3.
2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в профессиональной подготовке логопедов //Дефектология. 1990. № 4. С.67-74.
3. Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.
4. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М.,2006.
5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М., 1984.
7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. – М., 2006.
8. Миронова С.А. Развитие речи детей на логопедических занятиях. М., 1991.
9. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. М., 1983.
10. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., 1980.
11. Сакулина П.Н. Особенности изобразительной деятельности у детей с недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) /Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1961.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 2002.
13. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
14. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966.
15. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.
2.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
3.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.