За определение вида придаточного 1 балл.




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Этап I (школьный)

Ответы к заданиям для 9 классов

Максимальный балл за работу – 88.

(Дробное число округляется в пользу ученика, например, 9,5 = 10)

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы или выберите из данных в скобках, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.

Пропущенные буквы пишите внутри квадратных скобок. При выборе букв нужную оставьте, ненужную зачеркните;при слитном написании или отсутствии буквсоедините предыдущую букву с последующей; при раздельном написании поставьте вертикальную разделительную черту.

 

Я прочитал письмо () и стал укладываться на моём продавл енн ом нечистом ложе (,) но сон не шёл. За стеной искр ен не плакала женщина (,) ей отвечало стонущее бормотание долговязого мужа. Они вспоминали об ограблении () и злобствовали друг на друга за незадачливость. Перед рассветом вернулся Сидоров. На столе догорала свеча. Сидоров вытащил другой огарок () и (,) задумавшись (,) придавил им оплывший фитилёк. Наша комната была темна (,) и только окно (,) заполн ен ное лунным огнём (,) сияло как избавление.

Он пришёл и спрятал письмо (,) мой томительный сосед. Сутулясь (,) сел он за стол () и раскрыл альбом города Рима. Книга с золотым обрезом стояла перед его оливковым н ев ыразительным лицом. Снимок королевской семьи лежал тут же, между большими глянцевитыми листами. На клочке бумаги (,) вырв ан ном из календаря (,) был изображён приветливый тщедушный король с целым выводком принцесс. И вот ночь (,) полная тягостных звонов (,) квадрат света во тьме (—/,) и в нем мертв ен ное лицо Сидорова (,) безжизн ен ная маска (,) нависшая над пламенем свечи.

Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.

Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).

NB! Оценивается не заполнение пропусков, а верное написание орфограмм. Один пропуск может содержать две орфограммы, которые при ошибке учитываются отдельно, например, продавл[...]ном — продавл енн ом (гласный в причастии и удвоенный согласный). Такие пропуски выделены жирным в ключах.

Максимальный балл – 20.

 

2. Кратко объясните значение употреблённых в тексте слов: ложе, фитилёк, обрез, глянцевитый, тщедушный, выводок (Значения определяются по толковым словарям)

Ложе — (устар., высок.) постель, место для лежания.

Фитилёк — уменьш. от фитиль; лента или шнурок, служащий для горения свечей и других осветительных и нагревательных приборов.

Обрез — обрезанный край, кромка книги.

Глянцевитый — блестящий, имеющий глянец, не матовый.

Тщедушный — слабый, небольшой комплекции (о человеке), худой, болезненный.

Выводок — семья зверей или птиц, состоящая, как правило, из одной взрослой особи и нескольких детёнышей.

За каждое верное толкование по 2 балла.

— 1 балл в каждом примере за фактические неточности в значениях слов

Всего 12 баллов.

Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Напишите их. Подберите и запишите примеры слов разных частей речи с приставкой (не более двух).

а) 1. Официальный документ, содержащий распоряжение кого-л. о его имуществе на случай его смерти. 2. Предсмертная воля, распоряжение. ЗАВЕЩАНИЕ

За верный ответ 1 балл.

б) приставка НЕДО- образует глаголы, существительные и прилагательные со знач. неполноты, недостаточности по сравнению с какой-л. нормой, например: недосыпать, недоработанный...

За определение приставки 1 балл.

За каждый пример по 1 баллу. Итого: 2 балла.

Всего 4 балла.

Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.

а) Форма творит. падежа множ. числа сущ. дверь - ДВЕРЯМИ и ДВЕРЬМИ (по 1 баллу за каждую форму).

б) форма буд. вр. 1 лица ед. числа глагола очутиться - Этой формы нет у глагола очутиться (1 балл).

в) форма род.о падежа множ. числа сущ. сапог - САПОГ (1 балл).

г) форма предл. падежа числительного двести семьдесят девять - О ДВУХСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ДЕВЯТИ (1 балл).

По 1 баллу за каждую форму или указание на её отсутствие.

Всего 5 баллов.

 

5. Прочитайте предложение и поясните его двусмысленность, опираясь на вопросы, данные ниже.

«Студенты проходили практику в одном из кабинетов университета, который недавно был отреставрирован.»

<К какому виду по строению и значению относится данное предложение? В чём заключается его двусмысленность? Как надо интерпретировать его, согласно правилам русского языка? Как можно исправить его, чтобы избежать двусмысленности? Напишите свой вариант.>

Это сложное предложение с определительным придаточным (1 балл). Двусмысленность порождена возможной двоякой соотнесённостью союзного слова который с одним из определяемых слов-существительных: непонятно, был отреставрирован один кабинет или весь университет (2 балла; 1 балл за объяснение на бытовом уровне ). Согласно правилам русского языка, слово который замещает ближайшее к нему существительное соответствующего рода и числа, значит, скорее можно предположить, что отреставрирован был университет (1 балл).

Чтобы избежать двусмысленности, можно заменить придаточное на причастный оборот (1 балл): ...в одном из кабинетов университета, недавно отреставрированном или …в одном из кабинетов университета, недавно отреставрированного (1 балл).

За определение вида придаточного 1 балл.

За объяснение двусмысленности 2 балла, — 1 балл за объяснение на бытовом уровне.

За интерпретацию по правилам русского языка 1 балл.

За объяснение редактирования 1 балл.

За пример 1 балл. (возможность иного редактирования рассматривается индивидуально)

Всего 6 баллов.

6. Расставьте ударения в следующих словах (за каждое верное ударение 1 балл)

ДиспансЕр, дОсуха, избалОванный, Иксы, киломЕтр, некролОг, мозаИчный, понЯвший, создалА, цемЕнт.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего 5 баллов.

 

7. Проанализируйте приведенные ниже слова, три из которых были заимствованы румынским языком из праславянского. В той же последовательности запишите русские слова, которые соответствуют перечисленным ниже заимствованиям в румынском языке. Напишите, какое языковое явление, которое позже развилось в русском языке, отражено в данных примерах. Напишите, какое слово появилось в румынском не из праславянского, а позже, из южнославянских языков, и как вы это поняли.

Gard, balta, drag, skovarda.

Город, болото, дорогой (вариант: дорог), сковорода. (4 балла). Явление, которое позже развилось в русском языке — полногласие ( 1 балл). Более позднее заимствование — drag ( 1 балл); поскольку оно отражает сложившее южнославянское неполногласие, оно устроено по другому принципу: плавный согласный перед гласным, а не наоборот, как в других трёх словах (2 балла).

За каждое соответствие по 1 баллу. Итого: 4 балла

За указание на полногласие 1 балл (за неполногласие балл не ставится).

За указание на слово drag 1 балл.

За объяснение 2 балла, — 1 балл за неточности в объяснении.

Всего 8 баллов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: