Макроэкономическая политика в малой открытой эк-кев усл. разл. мобильности капитала при фиксир. валютном.




Макроэкон. политика при фиксированном валютном курсе при высокой мобильности капитала

Макроэкон. политика при фикси-рованном валютном курсе при низкой мобильности капитала

 

 

45.Макроэк.политика при плавующем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала. Макроэкон. пол. в усл. плавающего вал.курса при низкой моб.капитала

Макроэкон. пол. в усл. плавающего вал.курса при высокой моб.капитала

 

 

46.Деловые циклы и экономический рост.

Экономический («деловой») цикл –период, в течение которого происходят колебания уровня деловой активности, выражающиеся в изменении объема производства и занятости в масштабах национальной экономики. Пик цикла: производство работает на полную мощность, достигается полная занятость. Уровень цен имеет тенденцию к повышению, а рост деловой активности прекращается. Спад: производство и занятость сокращаются, цены, как правило, не снижаются. Низшая точка спада, или депрессия: производство и занятость достигают самого низкого уровня. Оживление: объем национального производства и занятость повышаются, растет общий уровень цен. Под экономическим ростом понимается увеличение реального объема выпуска в экономике.

 

 


47 Показатели и факторы экономического роста. Для измерения эк-го роста испо-ся показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в стране. Эк.рост сущ в том случае, когда граница производственных возможностей страны сдвигается во внешнем направлении. Для оценки объем выпуска использ такие показатели как ВВП, ЧВП, национальный доход. Чтобы охарактеризовать динамику объемов производства, использ показатель темпов его роста, представляющий выраженное в % отношение величины изменения реального выпуска GDP (NDP, NI), произошедшего за какой-либо период к его первоначальному значению. Способность эк к росту зависит от факторов предложения, спроса и распределения. К факторам предложения относятся: кол-во и ка-ч-во природных ресурсов, кол-во и кач-во трудовых ресурсов,технология пр-ва. Помимо перечисленных факторов предложения, на способность экономики к росту влияют факторы распределения и спроса.В зависимости от того, какие из перечисленных факторов обеспечивают экономический рост, выделяется два его типа: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет количественного увеличения факторов производства при их качественной неизменности..Интенсивный рост осуществляется за счет качественного совершенствования факторов производства и технологии, Факторы эк-го роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста.

48. Неокейнсианские модели экономического роста. Наиболее простой неокейнсианской моделью роста является модель Е.Домара. В модели Е.Домара предполагаются следующие допущения: капитал имеет постоянную предельную производительность (MRPK = const), выбытие капитала отсутствует, инвестиционный лаг равным нулю, отношение капитала (K) к доходу (Y) постоянно – (K/Y= const), постоянна предельная склонность к сбережению (MPS= const), на рынке труда существует избыточное предложение, обусловливающее постоянство уровня цен. Увеличение совокупного предложения (DAS) составит: DAS = MRPK x К, Прирост капитала обеспечивается соответствующим объемом инвестиций (DК = I), следовательно: DAS = MRPK x I.

Равновесный экономич рост будет достигнут при условии равенства спроса и предложения (AS=AD), следовательно:

DI/MPS =MRPK x I  

I = S

S = MPS x Y

D  Y / Y = I/I = MRPK x mps  

Таким образом, согласно теории Е.Домара, сущ темп прироста нац дохода в эк, равный произведению предельной производительности капитала и предельной склонности к сбережению, который обеспечивает полное использование производственных ресурсов. Модель Р.Ф. Харрода включает эндогенную функцию инвестиций и определ. норму сбалансированного роста на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей.α = DI / DY.В своей модели Харрод исходил из двух основн. предпосылок. Первая состоит в том, что накопление явл. постоянной и неизменной долей нац. дохода, в этом случае MPS=APS и неизменны.St = MPS x Yt. Вторая касается капиталовложений и основывается на принципе акселератора. It = α (Yt – Yt-1) = αDY t. (Yt – Yt-1)/Yt-1= β(Yt-1 – Yt-2)/Yt-2. Отсюда равновесный темп прироста объема выпуска составит:DY/ Yt-1=MPS/ α-MPS.

49. Неоклассическая теория экономического роста. Наиболее известной среди неоклассических моделей роста является производственная функция Кобба-Дугласа.

Y=ALα Кβ

Y=1,01 x L0,75 К0,25

Смысл уравнения заключается в том, что при увеличении труда (L) на 1% и неизменном объеме капитала (К), производство увеличилось бы на 0,75%; при увеличении на 1% капитала (К) и неизменном количестве труда (L) – на 0,25%. В модели Р.Солоу показано, как связаны между собой рост запасов капитала, рабочей силы и улучшение технологии и как они воздействуют на объем производства.у = i + с

Для учета в модели амортизации в нее вводится норма выбытия.

 

50 Политика экономического роста в РБ.
Цель соц-эк развития РБ на 2011–2015 г явл рост благосостояния и улучшение условий жизни. Достижение цели будет осущ через реализацию след приоритетных направлений:-развитие чел потенциала;-устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья;повышение эффективности АПК. Задачи соц.политики гос-ва:повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития чел потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Эк политика гос сосредоточена на эффективности и качестве, что кол-венно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП других. Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии – динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимо-стью.Трансформационные процессы в с/х будут осущ в соответствии с Гос.программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2р. предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий и т.д.

51Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. – совокупность принципов, норм и методов, используемых гос.по регулированию соц–эк условий жизни общества и отношений между его соц группами. Целями соц политики явл: достижение улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы и т д. Ф-ции: стабилизация, приведение к устойчивости соц отношений и соц положения; поддержание и стимулирование соц и эк активности населения; соц поддержка и защита. Направления: политики 1) Политика регулирования доходов населения 2) Политика обеспечения занятости 3) Политика социальных гарантий 4) Политика социальной защиты 5) Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения Принципы формирования и возникновения: принцип соц равенства людей – членов данного общества принцип соц. солидарности,принцип социальной справедливо-сти.На макроуровне осущ. региональная и общегос соц политика. На интеруровне реализуется межгос соц политика – решение глобальных экологич проблем, преодоление соц-эк отсталости отдельных групп стран. Материальная обеспеченность соц политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является функцией государственного регулирования экономики.

 

52. Уровень и качество жизни. Уровень жизни-соц.-эконом. характ. степени обеспеченности физич., духовных и социал. потребностей людей. Различают 4 уровня жизни населения: достаток-пользование благами, создающее возможности для всестороннего развития человека; нормальный уровень-рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающем полное восстановл. интеллектуал. и физич. сил человека; бедность-потребление благ, лишь позволяющее сохранить работоспособность; нищета-потребл.минимально допустимого по биологич. критериям набора благ и услуг для поддержания жизнеспособности человека. Выдел. абсолютн. и относит. концепции бедности: абсолютная-состояние, при котором человек на свой доход не сможет удовлетворить даже основн. потребности в пище, жилище, одежде; относительная предпологает возможн. удовлетворен. физиологич. потребн., но наличие проблем в свере соц. или политич. отношений. Качество жизни-оценка сов. условий социал., умственного и физического благополучия, как они понимаются отдельным человеком или группой людей.

 

 

53 Проблема неравенства в распределении доходов.
Коэф дифференциации доходов или коэф фондов — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения () и 10 % наиболее бедного населения (): Он показывает, во сколько раз доходы 10 % самых богатых семей страны превышают доходы 10 % самых бедных семей. Чем выше коэф фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения. Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэф, кот определяются отношением минимальных доходов 10% (20%, 25%) самого богатого населения к максимальным доходам 10% (20%, 25%) самого бедного населения. Более наглядный подход к оценке степени неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) заключается в построении кривой распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца (1876-1959).

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

 

 

54. На первом плане соц политики находятся: преодоление бедности; осущ адресной соц помощи малообеспеченных семей и граждан; создание условий, обеспеч новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности и т д. В зависимости от целей соц преобразований, объема расходов гос на соц нужды, методов управления соц сферой можно выделить несколько типов моделей социальной политики. Объектом соц политики в этой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Объектом третьей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников.Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные фонды. Классификацией социальной политики занимались многие исследователи. Среди них, в частности, шведский ученый Г.Эспинг-Андерсен. Основу классификации этого исследователя составляют концептуальные подходы к роли государства в социальной сфере.Первый – либеральный. При таком типе гос доминирующее значение придается логике рынка. Второй – консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных гарантий. Третий тип – социал-демократический.Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере.

 

55 механизм и основные направления социальной защиты. Соц политика и соц защита представляют большое значение для экономики любой страны. Соц политика явл необходимым условие для экономич подъема. Хорошая соц политика помогает рынкам лучше функционировать путем обеспечения устойчивого дохода и снижения риска. Прогрессивная соц политика поддерживает и дополняет экономич подъем, обеспечивая более равноправное распределение результатов развития во всем обществе. Целями соц политики явл: обеспечение определенного уровня потребления, нейтрализация негативных последствий рыночной экономики, обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения. Соц защита занимает центральное место в структуре соц политики, представляет собой хар-ку взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государством. При переходе от плановой системе хозяйствования к социально ориентированной рыночной, система социальной защиты РБ также модифицировалась и приобрела свои особенности и будет совершенствоваться Принципами политики социальной защиты нашего государства являются: предоставление населению возможностей получения достаточного дохода, самообеспечение, проявление заботы о потребностях малообеспеченных граждан, создание системы социальной помощи, реформирование пенсионного обеспечения.

56. Соц политика в РБ. Основные направления и принципы соц политики прописаны Программами соц-эк развития, а также на официальных сайтах президента и правительства. Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в соц.сфере мин-х гос.стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами и т д.Соц.гарантии в рамках бел.модели развития выражаются в гарантиях равенства мужчин и женщин, в образовании и трудовой деятельности;-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие и д т.Главной целью явл предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную соц.защиту.Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности.Приоритетной задачей гос.в области соц.защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроиз-водственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и соц.развитие.Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования соц–эк отношений, инноваци-онного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

57. Понятие трансформационной экономики. По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной явл рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода: 1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов.. 2. Формирование новых форм собственности, включая частную. 3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности4. Свободное ценообразование. 5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. 6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. 7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества. 8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности. Гос осущт макроэк политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам. Деятельность гос органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

 

58.Основные направления рыночных преобразова-ний. Либерализация эк означает снятие разнообразных административных ограничений на принятие решений субъектами хозяйствования. Она предполагает либерализацию цен, внутренней и внешней торговли и дерегулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату.Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. В странах СНГ вместо либерализации торговли акцент был сделан на антимонопольной политике. Либерализация внешней торговли начиналась с установления единого валютного курса.
Либерализация создала условия для приватизации, поскольку она обеспечивала реальные права собственника по принятию экономических решений. Приватизация – это фундаментальное изменение в отношениях собственности, которое преследует, прежде всего, экономические цели: формирование основ рыночной экономики в целом; перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности. Основными ограничениями на скорость и методы приватизации стали политические факторы. Реформаторы стремились предотвратить чрезмерное вмешательство государства в деятельность предприятий, что было одним из оснований развивающейся коррупции. С появлением на предприятии новых собственников и изменением правил игры в экономическом пространстве у предприятий появляются новые цели деятельности и способы их достижения. Процесс их адаптации к изменившимся условиям принято называть реструктуризацией предприятий.

 

59.Роль и функции государства в трансформационной экономике. В переходной эк гос, правовую основу развития рыночных отношений. прежде всего, обеспечивает институционально - переход к рыночной эк начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на сущ частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэк деятельности и т.д. Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений. Вторая ф-ция гос – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством рынка, и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может. В результате трансформационного спада фин.возможности гос сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой эк приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Сущ 2способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Второй способ – гос.способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.Важными гос задачами в рыночной экономике явл: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности информации.Третья задача гос – осущ макроэк политики и обеспечение условий долгосрочного экономич роста. Фун-и гос не могут ограничиться обеспечением только макроэко-номической табильности.

60.Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Структура бел хоз ориентировалась на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей.
Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ особенности заключ.в следующем: 1.построение сильного и эффективного государства. 2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. 3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. 4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. 5. многовекторность внешнеэк связей.Бел модель получила название соц ориентированной многоукладной рыночной эк. Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от эк-й политики, проводимой гос,а также от механизма ее реализации. Развитие бел эк находит свое отражение в идеологии бел гос. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Нац стратегия устойчивого развития РБ до 2020 года; Концепция соц-эк развития РБ до 2015 года; Концепция и др. Бел.модель базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы и т д.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: