Постколониальный феминизм




Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом (в частности: расовое, классовое и этническое угнетение) оказало маргинализующее воздействие на женщин в постколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами

Экологизм (от греч. oikos — дом) — идеология, или политиче­ская доктрина, в основе которой лежит представление о том, что чело­век является частью природы, а состояние окружающей среды стоит выше удовлетворения потребностей человека. Человек в данной докт­рине рассматривается как часть природы, а не ее господин или хозя­ин. Обычно Э. понимается как новая идеология, связанная с возник­новением движения зеленых в конце XX в. Однако его корни можно видеть уже в XIX в. Главное в данной идеологии — озабоченность тем ущербом, который современное производство наносит природной среде, особенно такими опасными факторами, появившимися во вто­рой половине XX в., как ядерное оружие, кислотные дожди, истоще­ние озонового слоя, глобальное потепление и др. Особенно Э. отлича­ется от всех других идеологий тем, что он несет в себе принципиаль­ную альтернативу антропоцентризму, т.е. подходу в политической теории и практике, ориентированному на человека; в Э. нет того сугу­бо потребительского отношения к природе, при котором она рассмат­ривается не более как неисчерпаемый резерв для удовлетворения пот­ребностей человека. Напротив, придавая сугубую важность сохране­нию природной среды, Э. исходит из принципа экоцентризма, т.е. является идеологией, в которой человеческий род рассматривается как малая часть природы. Одной их самых известных на Западе эко­логических теорий является концепция «Гея» (от греч. Geia — богиня животворящей земли, производительница и носительница всех жи­вых существ) Дж. Лавлока, где планета Земля понимается как единый большой организм, работающий на самосохранение. Сторонники Э. добиваются перехода правительств на позиции экологически здоро­вой политики, стремятся убедить человечество поставить интересы экосистемы над всеми другими приоритетами, что должно обеспе­чить выживание планеты и человека на ней. Э. следует отличать от энвайронментализма: Э. исходит из экоцентрической перспективы, а энвайронментализм — из идеи сохранения природы.

Антиглобализм — политическое движение, направленное против той модели глобализации экономики, которую проводит в своих интересах крупный мировой капитал. Эта модель предполагает при гегемонии ТНК и торгово-правительственных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк) — глобальное неравенство (рост разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»), формирование однополярного мира, доминирование массовой культуры, «стандартизацию умов», распространение ценностей «общества потребления», господство идеологии либерализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, потребительское отношение к природе, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» и т. д.
Предшественниками антиглобалистов считаются антивоенные, «левые», экологические и контркультурные движения 1950–60-х гг., идеология которых представляла собой причудливую смесь левых идей — от маоистских и троцкистских до социал-демократических, французского экзистенциализма, неомарксистских теорий Франкфуртской школы (особенно Г. Маркузе), заимствований из восточных религиозно-философских учений, главным образом из духовной практики дзэн-буддизма, призывов к ликвидации традиционной семьи и сексуальной вседозволенности, легализации наркотиков как одного из способов «духовного раскрепощения».
В 1960-х гг. нонконформистский протест вылился в «студенческую революцию» во Франции и других странах, вызвавшую серьезные опасения и даже панику правящих элит Запада. Но в 1970–80-е гг. обозначился серьезный кризис левых идей, движение это практически пошло на спад и угасло, а с крахом мирового социализма исчезла и материальная база для поддержки антивоенных, левых, экологических движений на Западе.
Возрождение массового нонконформистского движения приходится на 1990-е гг.
Одной из старейших международных инициативных групп антиглобалистов является «Глобальное действие народов» — децентрализованная сеть инициативных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, конфедераций индейцев и т. д., созданная в 1998 г. для сопротивления «свободной торговле» и ВТО.
Протестное движение антиглобалистов в западных странах в меньшей степени связано с социалистическими идеями, чем организации их предшественников в 1960-е гг. На взгляды антиглобалистов оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи XX в. Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная и устойчивая идеология. Взгляды участников антиглобалистского движения часто противоречат друг другу, что не удивительно: в рядах антиглобалистов находятся марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, защитники прав потребителей, националисты и просто «хиппующие» студенты. У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры. Один из теоретиков движения И. Валлерстайн объявляет антиглобализм альтернативой старой модели левых политических партий — централизованных и ориентированных на завоевание власти.
Для воплощения в жизнь своих идей антиглобалисты прибегают к массовым акциям протеста и демонстрациям, обычно они приурочены к различным мероприятиям, организуемым транснациональными организациями. Как правило протесты плохо организованы и ориентированы не столько на действие, сколько на зрелищность. Форму борьбы антиглобалистов часто называют «протестным туризмом».
С 2001 г. антиглобалисты ежегодно проводят т. н. Всемирный социальный форум («Анти-Давос»), который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему в Давосе, Швейцария. Излюбленным поводом для массового «паломничества» антиглобалистов традиционно является встреча лидеров «Большой восьмерки».

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. fundamentals — лежащий в основании) — религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели.
Как правило, ФУНДАМЕНТАЛИЗМ возникает в периоды социальной и политической нестабильности.
Основными чертами ФУНДАМЕНТАЛИЗМА являются буквальные восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности альтернативного истолкования Священного Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ представляет собой форму сопротивления секуляризационным процессам, ориентацию на поиск религиозных решений социальных и нравственных проблем в современных условиях.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ протестантский — межконфессиональное движение в протестантизме, считающее единственным основанием (фундаментом) истинной спасающей веры буквальное понимание Библии. Из этой установки следует неприятие любых форм христианского модернизма.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ протестантский стал проявлением реакции части общества на развитие идеологии либерализма.
Организационные структуры протестантского ФУНДАМЕНТАЛИЗМА возникли в США как регулярные Ниагарские библейские конференции (с 1876 г.).
Свое название течение получило в связи с выпуском издания «Основы» (с 1912 г.). В 1919 г. В Филадельфии была основана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация, которую возглавил лидер движения В. Б. Райли.

Пик популярности движения пришелся на 20-е гг.
В 70-80-е гг. фундаменталистское направление в США переживает новый расцвет. Его проповедники выступали за запрещение абортов и наркотиков, защищали традиции семьи и церковного брака, требовали преподавания в школах христианского креационизма наряду с научными теориями происхождения мира.
Движение «научного креационизма», выступавшее за признание библейской идеи творения (Г. Моррис и др.), вылилось в создание в 1972 г. Института креационных исследований при Колледже христианского наследия в г. Сан-Диего (Калифорния).
В программах современного ФУНДАМЕНТАЛИЗМА протестантского, помимо пропаганды библейского буквализма в образовании и нравственном воспитании, выдвигаются требования здорового образа жизни, борьбы с социальными пороками и духовной деградацией общества.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ исламский — консервативная мусульманская идеология и связанная с ней практика, утверждающая принципы социальной жизни в соответствии с учением Корана и нормами шариата.
Антизападная направленность ФУНДАМЕНТАЛИЗМА исламского, приводит к отрицанию равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности и т.п., при этом представители ФУНДАМЕНТАЛИЗМА исламского не отказываются от заимствования научнотехнических достижений Запада, в особенности в области вооружения.
Исламисты представляют собой политическую оппозицию существующим в большинстве мусульманских стран режимам, а также «официальному исламу», который, как они считают, является орудием в руках правящих элит.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ исламский — скорее политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования ислама как системы догматов и обрядов, а требуют изменения места и роли религии в жизни общества.
Энергия ФУНДАМЕНТАЛИЗМА исламского направлена на преобразование всей системы социальнополитических и экономических отношений, причем не только в рамках отдельно взятого мусульманского государства, но и во всем мире.
Речь идет, по сути дела, о создании исламского мирового порядка. «Исламское пробуждение» продолжается как широкое религиозно-социальное движение практически во всех мусульманских странах и на международной арене.
Исламисты действуют в различных сферах общественной жизни — в детских садах, школах, университетах, молодежных лагерях, в СМИ, в экономике (исламские банки, инвестиционные и страховые компании, промышленные и аграрные предприятия), в сфере социальных услуг (больницы, клиники, благотворительные организации).
Мусульманские студенческие ассоциации существуют во всех странах, где есть значительное число учащейся молодежи.
Представители ФУНДАМЕНТАЛИЗМА исламского воспитали новое поколение лидеров, ориентированных на исламские ценности, в Египте, Судане, Тунисе, Иордании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии и Пакистане.
Молодежные движения — ударная сила исламистских организаций.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ исламский стал важной составной частью социально-политической жизни в мусульманских странах, а отнюдь не маргинальным явлением, ограниченным небольшими радикальными группами или организациями.

3) Государственная идеология - вид политической идеоло­гии; относительно систематизированная совокупность идей, ценнос­тей, целей и представлений, посредством которых образующая госу­дарство общность — народ, нация — осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социально-по­литической действительности, определяет формы организации свое­го бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения с помощью государ­ственной власти.

Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государства. Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология <данного> государства» как единичное понятие (обозначение того же признака в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства». Другие синонимичные ему термины.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутренней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнедеятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государственной идеологии.

Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; программно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: