Система педагогических наук.




-общая педагогика;

-теория и методика обучения и воспитания силами учебного предмета;

- теория и методика обучения и воспитания по направлениям (школы, ВУЗы);

- коррекционная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, и олигофренопедагогика);

- теория и методика обучения и воспитания культурно-просветительной деятельности;

- теория и методика физического воспитания;

- теория и методика дополнительного образования;

- профессиональное образования;

Категория дидактики.

Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам.

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.

Процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:

Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий.

Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.

Методы обучения

Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам:

1)По источникам и типу подачи информации:

- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;

- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;

- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.

2) По взаимодействию учителя и обучаемого:

- метод совместного поиска истины;

- метод исследования и познания.

3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:

- организационные методы;

- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;

- контролирующие методы.

Форма обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

-простые;

-составные;

-комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:

-беседа;

-экскурсия;

-викторина;

-зачет;

-экзамен;

-лекция;

-консультация;

-шахматный турнир;

-концерт и т.п.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

-урок;

-конкурс профмастерства;

-праздничный вечер;

-трудовой десант;

-конференция;

-КВН.

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

-дни открытых дверей;

-дни, посвященные выбранной профессии;

-дни защиты детей;

-недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

Категории общения.

Общение - необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.

Потребность в общении.

1) ради чего общаются люди? Общение предполагает непосредственный контакт, в котором есть наличие вопроса и готовность дать ответ.

2) как общаются люди? Общение предполагает отношение. Отношение - наличие адекватного восприятия и понимание людьми друг друга. К. Роджерс: эмпатия.

3) общение являет своим результатом новое качество как результат взаимопонимания.

общение- психологическая категорияюимеет в своей структуре 3 категории

1 коммуникация-состоит в обмене информацией между общающимися индивидами

2 интеракция- заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями)

3 социальная перцепция означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

перекрестные позиции в общении это всегда конфликт

Категории педагогики — понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

Основные категории педагогики:

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

-Образование

-Обучение

-Воспитание

Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

-Социализация

-Дидактика

-Развитие

-Формирование

Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоция - это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.

Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

-жесты (движения рук)

-мимика (движения мышц лица)

-пантомимика (движения всего тела)

-эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса)

-вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)

-Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека

Функции эмоций:

-Сигнальная (информационная) функция эмоций-Оценочная функция эмоций-Приспособительная функция эмоций-Регуляторная функция эмоций-Коммуникативная функция эмоций-Стабилизирующая (защитная) функция эмоций-Мотивирующая функция эмоций

Структура деятельности:

Субъект - это человек, который совершает деятельность.

Объект - это то на что направлена активность субъекта.

Цель - это образ ожидаемого результата.

Средства - инструменты с помощью которых субъект осуществляет эту деятельность.

Результат - это некий итог деятельности.

Виды деятельности:

Практическая - направлена на изменение окружающего мира.

Духовная - направлена на изменение сознания человека.

Общение - обмен информацией между несколькими равноправными субъектами.

Игровая деятельность.

Трудовая - направлена на создание материальных благ.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

-Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

-Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

-Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

-Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

-Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

-Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

-Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

-Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: