-общая педагогика;
-теория и методика обучения и воспитания силами учебного предмета;
- теория и методика обучения и воспитания по направлениям (школы, ВУЗы);
- коррекционная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, и олигофренопедагогика);
- теория и методика обучения и воспитания культурно-просветительной деятельности;
- теория и методика физического воспитания;
- теория и методика дополнительного образования;
- профессиональное образования;
Категория дидактики.
Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам.
Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.
Процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.
Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий.
Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.
Методы обучения
Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам:
1)По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.
2) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;
- контролирующие методы.
Форма обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
-простые;
-составные;
-комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
-беседа;
-экскурсия;
-викторина;
-зачет;
-экзамен;
-лекция;
-консультация;
-шахматный турнир;
-концерт и т.п.
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
-урок;
-конкурс профмастерства;
-праздничный вечер;
-трудовой десант;
-конференция;
-КВН.
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
-дни открытых дверей;
-дни, посвященные выбранной профессии;
-дни защиты детей;
-недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Категории общения.
Общение - необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.
Потребность в общении.
1) ради чего общаются люди? Общение предполагает непосредственный контакт, в котором есть наличие вопроса и готовность дать ответ.
2) как общаются люди? Общение предполагает отношение. Отношение - наличие адекватного восприятия и понимание людьми друг друга. К. Роджерс: эмпатия.
3) общение являет своим результатом новое качество как результат взаимопонимания.
общение- психологическая категорияюимеет в своей структуре 3 категории
1 коммуникация-состоит в обмене информацией между общающимися индивидами
2 интеракция- заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями)
3 социальная перцепция означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
перекрестные позиции в общении это всегда конфликт
Категории педагогики — понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.
Основные категории педагогики:
У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.
Практически везде категориями педагогики считаются:
-Образование
-Обучение
-Воспитание
Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:
-Социализация
-Дидактика
-Развитие
-Формирование
Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоция - это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций.
К выразительным формам эмоций относятся следующие:
-жесты (движения рук)
-мимика (движения мышц лица)
-пантомимика (движения всего тела)
-эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса)
-вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)
-Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека
Функции эмоций:
-Сигнальная (информационная) функция эмоций-Оценочная функция эмоций-Приспособительная функция эмоций-Регуляторная функция эмоций-Коммуникативная функция эмоций-Стабилизирующая (защитная) функция эмоций-Мотивирующая функция эмоций
Структура деятельности:
Субъект - это человек, который совершает деятельность.
Объект - это то на что направлена активность субъекта.
Цель - это образ ожидаемого результата.
Средства - инструменты с помощью которых субъект осуществляет эту деятельность.
Результат - это некий итог деятельности.
Виды деятельности:
Практическая - направлена на изменение окружающего мира.
Духовная - направлена на изменение сознания человека.
Общение - обмен информацией между несколькими равноправными субъектами.
Игровая деятельность.
Трудовая - направлена на создание материальных благ.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
-Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
-Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
-Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
-Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
-Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
-Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
-Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
-Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)