Разновидности мониторинга.




Лекция 1.

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»,- утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не согласиться, но современная педагогическая наука ещё не определила сущность термина «качество образования». Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано, прежде всего, с тем, что в слово «качество» авторами вкладывается разное значение.

Прежде чем анализировать содержание понятия «качество образования» необходимо, как того требует методология исследования, остановиться на раскрытии содержания понятий более общего плана, а именно «образование» и «качество».

Термин «образование» рассматривается как существительное, произошедшее от глагола «образовывать», и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать» (В.И.Даль).

Отсюда следует важный вывод: до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, обучением, воспитанием, оно имело более широкое звучание.

В книге «Управление качеством образования» под редакцией М.М.Поташника авторы рассмотрели толкование понятия «образование», опираясь на словарные значения, практику рассмотрения термина в данной области. В зависимости от контекста употребления термин «образование» трактуется ими как:

1.Общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;

2.Значимая ценность;

3.Функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию, обществу и государству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);

4.Сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), среднее профессиональное, высшее образование, магистратуру и т.д.;

5.Сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли – здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;

6.Деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;

7.Процесс;

8.Результаты образовательного процесса.

Для нас наибольшее значение имеют п.п. 6,7,8.

В толковании понятия «образование» существуют разночтения по его соотношению с терминами «обучение», «воспитание», «развитие». Некоторые исследователи отождествляют термины «образование» и «обучение». Другие вкладывают в термин «образование» более широкое значение, включающее кроме понятия «обучение» ещё и «воспитание», и «развитие» и т.п.

Также необходимо в теоретическом плане разобраться и в природе такого явления как «качество». Слово «качество» производно от слов «какой», «обладающий какими свойствами». Понятие «качество» является философской категорией, впервые проанализированное Аристотелем, определившим качество как видовое отличие сущности, позволяющее проводить различие между предметами и осуществлять дифференциацию по признаку «хороший – плохой».

Качество рассматривается как система необходимых важнейших свойств предмета.

Качество, согласно философскому подходу, - это совокупность свойств, определяющих степень пригодности объекта для использования по назначению.

С точки зрения отношений «производитель – потребитель», ключевым становится понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств кладется в основу стандартов, эталонов. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции: - наличие у нее определенных свойств; - рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя.

В докторской диссертации А.А. Макарова качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество образования, по мнению А.А.Макарова (докторская диссертация), есть адекватность (соответствие) состояния образовательной системы требованиям, предъявляемым к ней со стороны общества, государства, личности. Эти требования (социальные нормы) отражаются в стандартах образования.

В настоящее время многие авторы для определения качества образования активно используют образовательный стандарт.

В частности, О.Б.Жигулевцева, А.И.Щетинская (докторская диссертация) вкладывают в понятие «качество», применительно к образованию, два аспекта. Первый – это соответствие стандартам образования, спецификациям; второй – соответствие запросам потребителя: учащегося, родителей, общества.

Оценивая качество математического образования учащихся, Н.В.Тропина в своей кандидатской диссертации трактует качество образования как степень соответствия результатов обучения и воспитания поставленным целям, конкретизированным в виде стандартов.

С.Е.Шишов и В.А.Кальней подчёркивают, что качество образования неоднозначно понимается участниками образовательного процесса. Родители могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, педагоги – с наличием качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами. Для учащихся качество образования связано с внутришкольным психологическим климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками выпускников. Авторы понимают под качеством образования «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или как «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Авторы дают и более развёрнутое определение: «качество образования – социальная результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. При этом, «компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению». Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

 

Самый сложный и острый вопрос для любого педагогического исследования – по каким критериям производится оценка педагогических явлений, процессов. Критерии диагностики и оценивания – важнейшая проблема для любой деятельности.

Авторы книги «Управление качеством образования» под редакцией М.М.Поташника, понимая под качеством образования соотношение цели и результата, меру выполнения цели, предлагают показатели, по которым можно было бы с большей или меньшей степенью точности зафиксировать результаты образования:

1. Знания, умения, навыки. Подчеркивается, что исключать ЗУНы из оценки качества образования также недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним. К данной группе результатов образования «знания, умения, навыки» относится и сформированность как общеучебных (надпредметных), так и специальных учебных умений, способов когнитивной деятельности. А.Д.Гладун, А.А.Аветисов, напротив, основным параметром, характеризующим качество естественнонаучного образования, считают лишь уровень сформированности соответствующих знаний, т.е. уровень обученности в области естественнонаучных дисциплин. Все прочие характеристики, в рамках данной постановки непосредственно не связанные с качеством образования (т.е. с целью), так то: организационные, методические, технологические относятся, по мнению авторов, к косвенным и выступают в роли факторов, влияющих на качество (уровень) образования.

2. Показатели личностного развития. Здесь имеется в виду уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей. К показателям личностного развития авторы относят и сформированность устойчивой мотивации познания, и уровень креативности ребенка, его умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической, физической, экологической и другой развитости.

3. Отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов здоровья, возникновения отвращения к учению, отрицательный жизненный опыт. Думаем, что ни у кого не возникнет сомнения по поводу оправданности учета данного показателя при изучении качества образования в том или ином образовательном учреждении.

Показатели состояния здоровья детей относятся к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, а негативные тенденции в области здоровья – бесспорное свидетельство социального неблагополучия. Приведем некоторые цифровые данные. На всей территории РФ отмечается отчетливая тенденция ухудшения состояния здоровья школьников. По данным Госкомсанэпиднадзора России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Число по классу соматических заболеваний абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30 % в 1-3-х классах до 16 % в 9-х классах. (112) Авторы приходят к выводу, что анализируемый фактор «отрицательные эффекты (последствия) образования» никогда не должен быть исключен из перечня параметров оценки, какими бы высокими ни были все другие показатели.

4. Изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе.

5. Рост (или падение) престижа школы в социуме, который выражается либо в притоке, либо оттоке учителей и учащихся. По мнению авторов, общественный авторитет школы является прямым следствием результатов образовательного процесса.

В соответствии с Федеральным законом об образовании 2013 года Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Понятие «качество образования» получило международное гражданство на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня образования становится одной из главных задач учебных заведений на длительную перспективу. Учитывая постоянную изменчивость социальной среды, само понятие «качество образования» будет непрерывно трансформироваться и в дальнейшем.

В последние годы в условиях интеграции страны в мировое сообщество остро обозначились проблемы качества образования, идет поиск надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международными стандартами.

Установки государственной образовательной политики России опираются на девиз «Доступность – качество – эффективность». Доступность выступает интегрирующим системно–социальным показателем качества образования, рассматривается как комплексный показатель развития и становления личности, а также эффективность образовательного процесса.

Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.

В этой связи необходимы существенные изменения в системе образования, её адаптации к потребностям современной экономики.

Одним из эффективных способов решения поставленных задач является мониторинг, позволяющий анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, корректировать образовательную систему или деятельность конкретного образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями и рекомендациями Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) одним из принципов управления качеством является принцип принятия решений, основанных на фактах и данных.

Система получения точных данных о состоянии деятельности образовательного учреждения и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга.

Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях.

Проблема мониторинга качества образованияявляется одной из актуальнейших проблем педагогической теории и практики.

К мониторингу как предмету педагогического исследования обращаются многие ученые.

Исследователи предлагают комплексную классификационную систему видового разнообразия мониторинга в образовательном учреждении (Шишов С.Е., Кальней В.А., Крулехт М.В., Тельнюк И.В.).

 

Таблица 2

Разновидности мониторинга.

  Основание выделения Вид мониторинга
  По масштабу целей образования - стратегический - тактический - оперативный
  По этапам обучения - входной или отборочный (первичный) - учебный или промежуточный - выходной или итоговый
  По временной зависимости - ретроспективный - предупредительный или опережающий - текущий
По частоте процедур - разовый - периодический - систематический
  По охвату объекта наблюдения - локальный - выборочный - сплошной
  По организационным формам - индивидуальный - групповой - фронтальный
  По формам объект-субъектных отношений _____________________________ По используемому инструментарию - внешний или социальный - взаимоконтроль - самоанализ ___________________________________ - стандартизированный - нестандартизированный  
 

В ходе анализа определений понятия «мониторинг» в педагогике мы выяснили, что оно еще не получило однозначной трактовки.

В кратком толковом словаре «Основы педагогических технологий» под мониторингом понимается процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико – прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. и др.).

По мнению других авторов, под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям (Шишов С.Е., Кальней В.А.).

Под мониторингом подразумевается непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций (Полонский В.М.).

Качество мониторинга, по мнению разных авторов (135, 187, 101) определяется целой совокупностью принципов его организации. Можно выделить классификацию П.И.Третьякова как наиболее полную, доступную в понимании, отвечающую особенностям проведения мониторинговых исследований на любой ступени образования: целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению, цели; научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления; нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы; целостность и непрерывность – рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов; оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии; эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние; компетентность – эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции; дуальность – исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.

Мониторинг предполагает обязательное соблюдение динамики показателей: вчера-сегодня-завтра. Согласно данному требованию А.Н.Майоров приходит к выводу об эффективности подхода построения системы мониторинга, которая заключается в обследованиях одного объекта по стабильным показателям в течение нескольких лет и анализе результатов с учетом тех особенностей, в которых вынуждено действовать образовательное учреждение.

В настоящее время наряду с понятием «мониторинг» широко используется другое понятие - «система мониторинга». Под системой мониторинга понимают совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает проведение мониторинговых процедур. Структуру мониторинговой системы составляют следующие элементы: субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей; инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности; мониторинговая деятельность. Применение образовательного мониторинга целесообразно тогда, когда возникает необходимость отслеживания процесса реализации какого-либо проекта, развития каких-либо событий, явлений получение своевременной информации об этом процессе позволяет лучше понять его суть, а если возникают отклонения, - внести коррективы. Таким образом, мониторинг дает возможность своевременно вмешиваться в механизмы, закономерности образовательного процесса или развития личности.

Выделяют следующие разновидности применения мониторинга в сфере образования:

- информационный мониторинг - сбор, накопление, систематизация и распространение информации (не предусматривает проведение специально организованного обследования на этапе сбора информации);

- базовый мониторинг - выявление при постоянном отслеживании состояния объекта с целью уточнения возможных отклонений;

- проблемный мониторинг - выявление закономерностей происходящих процессов и насущных с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления).

-управленческий мониторинг - отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых управленческих решений для образования.

Закон РФ «Об образовании» (статья 32, пункт 2, подпункт 24) в качестве одной из обязанностей образовательного учреждения предусматривает обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. (В новом Законе «Об образовании в РФ» статья 28, пункт 2, подпункты 10,11,13 «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ…»

- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации).

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:

• систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

• максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

 

Мониторинг – это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.

Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом. Отсутствует общепринятая методика реализации мониторинга применительно к учреждению среднего профессионального образования, которая позволила бы осуществить проверку результатов и определить перспективы развития.

Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. Очень важным при анализе результатов обучения является выбор комплекса показателей качества подготовленности учащихся и качества образовательного процесса, обеспечивающих объективное и целостное представление о состоянии системы образования и ее составляющих, показатели и критерии качества образования, чаще всего увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы.

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

1. ориентация на требования внешних пользователей;

2. учет потребностей системы образования;

3. минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

4. инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

5. оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

6. иерархичность системы показателей;

7. сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

8. соблюдение морально–этических норм в отборе показателей.

Важным является показатель эффективности во всем образовательном процессе, представляющий собой интегрированную меру качества в образовании, в том числе и качества его контроля.

Для оценки эффективности системы можно все показатели разделить на три группы, тесно взаимосвязанные между собой.

К первой группе относятся показатели, отражающие информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально–техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы), методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) и другом обеспечении. Эти показатели более всего различаются в образовательных системах одного уровня и достаточно быстро изменяются с течением времени и требуют стандартизации.

Показатели второй группы отражают доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса (назначение, принципы, методы, планирование), гуманистическую и культурно–познавательную направленность, стандартизированность и вариативность программ, использование традиционных и информационных технологий обучения и контроля, соответствие структуры и содержания актуальным тенденциям теории и практики образования, деятельность образовательного учреждения в основное (урочное) и неосновное (внеурочное) время, внедрение инновационных методов обучения, использование современных средств и методов контроля за процессом и результатами обучения, способность к модификации форм и методов контроля.

Третью группу составляют показатели, характеризующие результаты контрольно–оценочной деятельности и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения. В эту группу включены показатели, определяющие качественный составобучаемых, условия и атмосферу преподавания, качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, результаты учебных достижений, информацию о дальнейшей общественной судьбе обучавшихся.

Мониторинг охватывает все структуры, отделы, службы учреждения образования, включая индивидуальный мониторинг обучающихся. Выполняет оценочные (квалиметрические), контрольно–наблюдательные, управленческие, прогностические, информационные, социальные функции.

Критерии мониторинга – степень соответствия целям, задачам, нормам, требованиям применительно к конкретному объекту мониторинга; изменение состояния (тенденции «+», «-») конкретного объекта мониторинга системы среднего профессионального образования.

Источники мониторинга: статистические данные; социологические исследования; материалы аттестации и аккредитации учебного заведения; отчеты результаты итоговой государственной аттестации выпускников; результаты конкурсов, олимпиад; материалы аттестации педагогических кадров; и др.

Методы оценки результатов мониторинга - метод сравнительной оценки (сравнение с нормами качества среднего профессионального образования); экспертиза (внутренняя и внешняя); анкетирование учащихся, родителей, представителей предприятий, учреждений, организаций, связанное с оценкой качества подготовки выпускников.


 

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тен­денциями в образовании, выработанными правительством стра­ны и другими органами управления образованием. Сбор обшир­ного количества данных и накопление описательной (дескрип­тивной) статистики не только важны для образования, но и име­ют политический смысл.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством плохой работы пре­дыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ. Некоторые кри­тики систем мониторинга утверждают, что аналитики специаль­но выбирают для сообщения нужную информацию, которая за­висит от политических целей в образовании и способствует уси­лению централизованного контроля со стороны органов управле­ния образованием за результатами обучения.

Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подоб­ное сопоставление будет давать обоснованные результаты при ус­ловии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой школы относительно средних показателей по району.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать при­чины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факто­рами. В целом школьная система мониторинга обеспечивает об­ратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: