Курс «ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО СПОРТА» предлагается вам в 9 семестре. Аттестация предусмотрена в виде зачета. Ниже представлены требования к трем письменным работам, являющихся обязательными для выполнения: 1) психологические методики для проведения спортивной ориентации и отбора юных спортсменов в избранном виде спорта; 2) психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта; 3) психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе занятий спортом.
1) Письменная работа: «Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде спорта»
Данную работу Вы должны представить к четвертому семинарскому занятию. Для ее подготовки:
I) используйте материал по теме «Психологический аспект спортивной ориентации и отбора» (лекция 4 и занятие 3), но в основном специальную литературу по проблеме, например:
1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
2) Брянкин, СВ. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. - М., 1982
3) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
4) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Издательство «Питер», 2002.
5) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХП Всесоюз.науч.- практ. конф.-М.:ВНИИФК, 1989.
6) Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008
1) Подберите дополнительны источники литературы, включая Интернет-ресурсы: \ууу\у.рес1НЬ.с1х.ги, \у\уууЛе5о;ап:.5рЬ.ги и др.;
|
2) План работы состоит из четырех разделов: 1) введения с обоснованием значимости данной темы (1-2с); 2) требования вида спорта к психическим процессам и личности спортсмена в избранном виде спорта; 3) представление «батареи» психодиагностических методик для проведения спортивной ориентации и отбора (5-7 с); 4) выводов; 5) списка использованной литературы (по ГОСТу).
3) Материал излагается по плану;
4) Ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны;
5) При включении в птсьменную работу таблиц, рисунков и графиков в подписях к ним даются ссылки на авторов;
6) Список литературы с нумераций источников по фамилии автора в алфавитном порядке должен соответствовать требованиям библиографического описания;
7) Оформление в рукописном (читабельном) или печатном варианте на листах формата А4: шрифт -Тптюз №уу Котап, кегль- 14, интервал -1,5, поля: левое- Зсм, правое-1,5, верхнее -2, нижнее -2 см;
Требования к представлению контрольной работы представлены на основе материалов Л.В. Шапковой (2006) (см.Шапкова, Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учеб.пособие/Л.В.Шапкова. - Сб.: ИСПиП,2006.-С.8-10).
2) Письменная работа: «Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта»
Данная письменная работа связана с шестым семинарским занятием, посвященному указанной теме. Подготовка к нему включает:
1) использование материала занятия по указанной теме (занятие 5) и литературу,
например:
1) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.
|
2) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.
3) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.
2) в работе Вам следует обосновать целесообразность использования
психотехнических игр и упражнений в избранном виде спорта. В качестве ориентира
Вы можете использовать часть материала из первой письменной работы, а именно:
требования к психическим процессам и личности юного спортсмена; и
3) подобрать несколько (минимум 4-5) психотехнических игр и упражнения для
развития: А) или познавательного психического процесса (внимание, мышление,
воображение, представление); Б) или оптимизации психического состояния; В) или
развития межличностных отношений в группе в рамках избранного вида спорта.
3) разработать несколько рекомендаций по включению данных игр в учебно-
тренировочный процесс (какая часть занятия, дозировка, последовательность и пр.)
4) по желанию Вы можете провести какую-нибудь игру на занятии;
5) требований к объему реферата нет; рукописный (читабельный) или печатный вариант: шрифт -ТттезМе\у Котап, кегль - 14, интервал -1,5, поля: левое- Зсм, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;
6) перед проведением игры или упражнения Вам следует дать краткую информацию о пей (нем) (цель) и четкую инструкцию студентам;
3) Письменная работа текущий контроль: «Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере».
Данная работа является Наиболее важной с учетом специфики дисциплины и должна быть представлена к последнему занятию. Для выполнения письменной работы по теме Вы:
|
1) используете материал лекций «Кризис начала спортивной специализации» и «Психологическое сопровождение начального этапа СК» (лекции 5, 7-8) или литературу, например:
1) Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999;
2) Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта //Здоровье человека как национальное достояние. Коллективная монография/Е.Е.Хвацкая. - СПб.: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2010. - С.
2) выбираете вариант выполнения данной работы: А) ретроспективный (описание собственных трудностей на начальном этапе занятий спортом); Б) актуальный (если Вы работаете тренером в течение как минимум года и можете выделить и описать трудности реальных юных спортсменов);
3) в обоих вариантах следует описать или по схеме, или самостоятельно трудности и предложить рекомендации (пути их решения) с помощью методики психологического сопровождения;
4) отдельно следует разработать рекомендации (своего рода памятку) родителям юного спортсмена (режим дня, поддержка юного спортсмена в тренировочном процессе и соревнованиях, взаимодействие с тренером и др. - по вашему усмотрению).
5) особых требований к оформлению - нет: рукописный (читабельный) или печа: вариант, табличная или свободная форма изложения.
Зачет может быть поставлен при условии своевременного выполнения указа требований. При подготовке к зачету используйте материал лекционны семинарских занятий или ориентируйтесь на литературу (см. Учебно-методич* обеспечение курса). Вам нужно ответить на 2 вопроса (при этом Вы не можете зар их выбрать и подготовить!) из объемных требований к зачету.
1. Основные понятия дисциплины «Основы психологии детского спорта».
2. Виды отношения к детскому спорту.
3. Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации.
4. Ранняя спортивная специализация (РСС) как объективная тенденция раз]
современного спорта.
5. РСС как тенденция снижения возраста начала занятий избранным видом спорта.
6. РСС как более раннее начало занятий в одних видах спорта по сравнению с другими.
7. Спортивная ориентация и отбор: психологический компонент.
8. Типы родителей юных спортсменов.
9. Кризисная концепция спортивной карьеры (СК)
10. Кризис начала спортивной специализации.
11. Классификации трудностей юных спортсменов.
12. Возрастно-половые особенности адаптации детей на этапе начальной спорта
специализации.
13. Проблема «первых соревнований».
14. Подходы к психологической подготовке юных спортсменов.
15. Психологическое обеспечение этапа начальной спортивной специализации (Г.Б. Горек
16. Философия детского спорта (Р.8пк>11, К.Згшт)
17. Понятие о модели психологического сопровождения начального этапа СК.
18. Принципы психологического сопровождения юных спортсменов.
19. Цель и частные задачи психологического сопровождения начального этапа СК.
20. Способы (виды) психологической помощи юному спортсмену.
21. Условия достижения целей и частых задач психологического сопровождения начал! этапа СК.
22. Психотехнические игры и упражнения в работе с юными спортсменами.
23. Решение задачи - содействовать развитию нравственных качеств детей.
24. Решение задачи - способствовать формированию устойчивой мотивации.
25. Решение задачи - создать условия для проявления и развития способностей г спортсменов для успешного овладения ими основой техники вида спорта и достиж необходимого уровня физической подготовленности.
26. Решение задачи - содействовать развитию возрастных психических новообразов юных спортсменов.
27. Решение задачи - создать психологические предпосылки для успешного участия в пе соревнованиях.
28. Решение задачи - предупреждать возникновение невротических страхов (боязни тре: страх «быть неперспективным»).
29. Решение задачи - в случае необходимости корректировать отношение к спрту родш юного спортсмена.
30. Решение задачи - предупреждать уход детей из спорта.
Основная литература:
1)Ильин, Е.П. Психология спорта: Учеб.пособие/ Е.П. Ильин. - СПб., 2009.
2)Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008.
3)Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб,: Центр карьеры,
1999. 4)Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия/А.Е.Тарас. - Минск: Харвест,2005. 5)Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта/ Здоровье человека как национальное достояние.
Коллективная монография/Е.Е.Хвацкая,- СПб.: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2010.
Дополнительная литература:
1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
2) Брянкин, СВ. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. -М., 1982.
3) Волков, И.П. Современное состояние и перспективы развития психологических исследований в области физического воспитания и спорта/ И.П.ВолковЛТеория и практика физической культуры. -1986. - №1.
4) Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта/ ГД.Горбунов, Е.Н.Гогунов. - М., 2008.
5) Горская, Г.Б. Психологическая обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.
6) Дашкевич.О.В. Личностные факторы психической готовности юных спортсменов к спортивной деятельности: Метод.рекомендации/О.В.Дашкевич, В.А.Зобков. -М., 1982.
7) Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: автореф....дисс.д-ра психол.наук/В.А.Зобков. М., 1993.
8) Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте: Монография/А.Н.Николаев. - СПб., 2005.
9) Малибруда, Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Малибруда. - М., 1986.
10) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
11) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Издательство «Питер», 2002.
12) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХП Всесоюз.науч.- практ. конф.-М.: ВНИИФК, 1989.
13) Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. и общ.ред. И.П. Волков. - СПб., 2002.
14) Филин, В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта/ В.П.Филин// Теория и практика физической культуры. -1986. -№3..
15) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.
16) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.
17) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.
18) ЗтоН, Р. (1988) Ейесйуе Тгаютд (Не Соаспез (п Уои(п 5рог1/ Р. 5то11, К.3тйп.
Желаем достойного получения зачета!