Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ БЕСЕД 2 «АСКЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ»
ТЕМА 2.3 « Письма игумена Никона (Воробьева) о духовной жизни. Вера и доверие»
ВОПРОСЫ(ПОДТЕМЫ):
Письма о вере, неверии. Каковы евангельские критерии веры?
Что может пошатнуть веру? На какие духовные стороны жизни бывают нападения в первую очередь?
___________________________
Юлии Алексеевне Зражевской 1948 г.
...Не унывайте. Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией. Он видит все, и все наши состояния внешние, и внутренние всегда у Него пред очами. Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу.
Поэтому и лучше всего нам покориться под Его крепкую и любящую руку и все принять с благодарностью. Это большой духовный подвиг, но принудить себя к этому необходимо. Он характеризует все устроение человека. Без этого все наше доброе мало имеет цены. Наш путь к спасению — терпение с благодарностью (во всяком случае, без ропота) всего случающегося.
Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Это непонятно, пожалуй, рассудку, а внимание к себе показывает, что это именно так. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она — коротенькая подготовка к вечности.
Желаю Вам приобрести живую веру и преданность Господу.
* * *
Письма студентам Московской духовной академии 1960 г.
|
Ты, конечно, прочитал статью в «Правде» за 5/XII Александра О. …Статья производит на читателя действие, обратное тому, чего хотел автор. Он и сам не оправдался и религии не повредил...
Дух, водивший его пером, всю свою злобу излил главным образом на богослужение и на молитву Иисусову. Обрати на это внимание! Падший человек во время молитвы, искренней и правильной, входит в общение с Творцом мира, получает от Него великие милости и силу отгонять могучего духа, мнящего о себе быть равным Богу. Как можно стерпеть это унижение! Вот он и изливает свою злобу и ненависть на молитву и богослужение. Пусть поймут все значение и силу молитвы и милость Божию к нам, падшим! Александр… отрекается не от Бога, не от христианства, а отрекается от того представления о религии и Боге, которое он имел.
…С ним случилось то, что предсказал Господь Иисус Христос о тех юродивых, которые слышат Слово Божие, но не исполняют его. Они в силу некоторых обстоятельств построили свой дом душевный, но построили на песке, т.е. на внешней обрядности религии, и на расчётах.
Они не углубились в её суть, не сумели войти вглубь души своей, что возможно только при постоянном исполнении всех заповедей и искреннем покаянии в случае нарушения. В результате этого, при первом сильном искушении дом пал, и было падение его велие…
Когда Иисус Христос, после насыщения пяти тысяч, стал говорить о хлебе жизни, многие отошли от него, потому что не могли принять Его слов. Они поступили честно. Их плотское мудрование не могло возвыситься до Духа Истины. Но Иуда не покинул Иисуса Христа, потому что носил ящик с деньгами и пользовался ими для себя. Он надеялся и на большее. Когда же узнал, что Иисус Христос не собирается на земле устроить Свое царство, узнал, что его ожидает смерть, то использовал для себя и это: он перешел в лагерь врагов Его, предал Христа и получил тридцать сребреников. Ведь, все равно Ему умирать!
|
* * *
Письма студентам Московской духовной академии 1961 г.
…Атеисты, тем более воинствующие, неспособны понимать Евангелие. Для них это воистину книга за семью печатями. Когда нечистый дух с семью другими, злейшими себя, водворяется в душе кого-либо, то не просто ослепляет, а по лукавству извращает все...
Только христианство делает человека нормальным, как было со святыми. Норма человека — Христос. Живу не к тому аз, но живет во мне Христос. Если же большинство не может дойти до такой степени, то созна ю т свое извращение и исправляют искаженные восприятия и взгляды по тем, кто достиг в меру возраста Христова.
Разговоры об истине с воинствующими атеистами совершенно бесполезны. Однако апология христианства среди нейтральных могла бы некоторых обратить к более серьезному отношению к христианству. Все эти размышления приходится кончать словами Игнатия Брянчанинова: “Ладонью не остановишь течение реки”. Спасаяй, да спасет свою душу.
_______________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНО по теме:
1. Три уровня веры, основанные на трех силах души (уме, чувствах (сердце) и воле):
1) как рассудочная уверенность, согласие разума с фактом существования Бога (такая вера сама по себе еще не влияет на жизнь человека, не означает исполнение воли Бога);
|
2) как доверие – чувство присутствия Бога, надежда на Него в трудностях, молитва (такая вера еще не означает верности человека Богу);
3) как преданность, верность (горение верой) - глубоко влияет на жизнь человека; человек согласует свою волю с волей Бога. Это высшая ступень веры. Только такая вера может выражать любовь, т.к. истинная любовь немыслима без верности. Такая вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека и только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей. Т.е. такая вера – корень добродетелей (любви, покаяния, молитвы, смирения, милосердия и т.п.)
Таким образом, христианская вера имеет две стороны: вера в Бога и вера Богу.
-«Мы верим не для чего-то, а потому что мы любим Бога» (свящ. Александр Ельчанинов)
2. Признаки маловерия - отсутствие интереса к духовной жизни («доброго беспокойства»), потеря ценности спасения, леность, теплохладность, ропот, поиск доказательств веры.
3. Причины маловерия - что может поколебать веру (через ум, сердце, волю, телесные потребности (плоть):
- общение с нецерковными людьми; внимание к проблемам мирской жизни в ущерб духовным вопросам; чтение душевредных книг и т.п., желание решать вопросы веры только через разум; самомнение; обращение внимания на внешние стороны церковной жизни без жизни внутренней; всякий грех; житейские невзгоды (нет крепкого корня веры, фундамента).
________________________________________________________
ВОПРОСЫ: Какова главная мысль игумена Никона в приведенных письмах? Как применять эти наставления в жизни?
ВЫВОДЫ: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________