Возрастные особенности адаптации юных спортсменов на этапе начальной спортивной
специализации: а) младшие школьники чаще приходят в спорт под влиянием родителей, имеют недостаточно высокий уровень собственной мотивации, предпочитают тренсра-«опекуна», чаще боятся тренера из-за непонимания его объяснений, испытывают трудности со сверстниками в спортивной группе; б) подростки чаще приходят в спорт под влиянием сверстников, испытывают трудности, связанные с чрезмерной мотивацией, предпочитают тренера - «наставника», больше опасаются считаться «неперспективным», озабочены своим авторитетом в спортивной группе.
Классификации типичных трудностей юных спортсменов, их основания: 1) сферы спортивной деятельности; б) система отношений юных спортсменов; в) особенности мотивации; г) сочетание спорта с другими видами деятельности; д) специфика вида спорта; е) отношение родителей к занятиям спортом; ж) соотношение возрастными кризисами.
Кризис начала спортивной специализации связан с тремя основными противоречиями: 1) между первоначальными представлениями юных спортсменов о спорте и реальным содержанием тренировочного процесса («обман ожиданий»); 2) между необходимостью относительно быстрого овладения основами техники вида спота и реальными возможностями занимающихся; 3) между необходимостью для юных спортсменов положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях и отсутствием у них соревновательного опыта. Четвертая группа проблем начала занятий спортом - разного рода страхи юных спортсменов.
Модель психологического сопровождения начального этапа СК включает в себя: цель и частные задачи; способы (виды) психологической помощи, условия достижения цели и частных задач, предполагаемые эффекты психологического сопровождения и методика ее реализации, учитывающая возрастно-половые особенности адаптации юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. Основа методика - отношение к юному спортсмену как к субъекту собственного развития, в том числе, в спорте.
|
Половые особенности адаптации юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации: 1) для мальчиков характерен более высокий уровень притязаний, более выражены ориентация на успех и преобладание результативных мотивов, боятся не подтвердить ожидания тренера, родителей в первых соревнованиях и более важна поддержка (мнение) групп; 2) у девочек доминируют познавательные мотивы и ориентация на овладение знаниями и умениями, в соревнованиях - на демонстрацию того, что было освоено, испытывают страх публичного выступления в первых соревнованиях, более важна поддержка родителей. Все юные спортсмены, независимо от пола нуждаются в психологической поддержке тренера до, во время и после соревнований.
Психологическая ПОМОЩЬ понимается как помощь спортсменам не только в преодолении решении конкретных трудностей, но и более широко - как помощь в личностном росте и развитии, «построении» успешной спортивной и жизненной карьеры. Ее способы (виды): обучение - помощь спортсменам в овладении знаниями, умениями, навыками; воспитание -помощь учащимся в формировании личности и индивидуальности; психодиагностика -мониторинг психологических особенностей спортсмена процесса его развития; психопрофилактика - помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных явлений, прямо или косвенно разрушающих спортивную деятельность или карьеру в целом и здоровье спортсменов; психокоррекция - помощь в исправлении, снятии уже возникших негативных отклонений; психологическое консультирование - помощь в анализе конкретной
|
ситуации и принятии решения; психологическое просвещение - помощь в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования спортсмена; психологическая подготовка - использование всех видов психологической помощи' для обеспечения психической готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению различных проблем; психологический тренинг - специально разработанные комплексы игр, упражнений, заданий, релаксационных программ, помогающие спортсменам в развитии необходимых качеств и умений.
Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации- 1) начало спортивной карьеры обычно совпадает с кризисом первоклассника (сложнокоординационные виды, плавание) и началом подросткового кризиса (единоборства, тяжелая атлетика); 2) является формирующим по отношению к мотивации спортсменов; 3) активность юных спортсменов зависит от типологических различий нервной системы; 4) ему присущ игровой характер деятельности; 5) пробелы в психологической подготовке в начале спортивной карьеры бывает трудно, а иногда практически невозможно восполнить 6) весьма существенна роль тренера в поцессе социализации юных спортсменов; 7) контакт с родителями - важная составляющая работы тренера.
|
Психологическое обеспечение подготовки юных спортсменов Г.Б.Горской: а) формирование устойчивой и активной мотивации занятий спортом; б) формирование адекватной самооценки как предпосылки уверенности в своих силах; в) развитие самоконтроля действий и эмоционального состояния; г) формирование устойчивости к специфическим соревновательным помехам; д) развитие навыков концентрации внимания (для гимнастов). Основа подхода - теория развивающего обучения В.В.Давыдова. За рамками данного подхода: взаимоотношения между тренером и юными спортсменами, между тренером и их родителями, а также отношение и роль последних в процессе овладениями ребенком основами спортивной деятельности.
Психологическое сопровождение начального этапа спортивной карьеры - это система общих и частных технологий психологической помощи юному спортсмену в адаптации к требованиям спортивной деятельности вообще и избранного вида спорта. Цель психологического сопровождения юных спортсменов - содействие гармоничному развитию юных спортсменов и помощь им в преодолении кризиса начала спортивной карьеры и уже на этой основе содействие достижению спортивных результатов. Данная цель конкретизирована в следующих задачах: 1) содействовать развитию нравственных качеств детей; 2) способствовать формированию устойчивой мотивации; 3) создать условия' для проявления и развития способностей юных спортсменов для успешного овладения ими основой техники вида спорта и достижения необходимого уровня физической подготовленности; 4) содействовать развитию возрастных психических новообразований юных спортсменов; 5) создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях; 6) предупреждать возникновение невротических страхов (боязни тренера, страх «быть неперспективным»);?) в случае необходимости корректировать отношение к спорту родителей юного спортсмена; 8) предупреждать уход детей из спорта.
Ранняя спортивная специализация - 1) как объективная тенденция развития современного спорта; 2) тенденция снижения возраста начала занятий избранным видом спорта; 3) ка* более раннее начало занятий в одних видах спорта по сравнению с другими. Философия детского спорта (Р.ЗтоН, К.ЗтКп) основана на ориентации тренера н; достижение результатов в широком смысле, т.е. на обеспечение полноценного психического развития юного спортсмена. В ней преобладают социально-психологические аспекты приоритет позитивной социальной поддержки ребенку со стороны и тренера, и родителей ситуациях победы и поражения, проявления усилий и демонстрации конкретного результат; т.е. во всем спектре спортивной деятельности, -.в меньшей мере представлен дидактически