тема 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА




Критерии и уровни экологической культуры населения. Опираясь на результаты предпринятого нами теоретического исследования, мы разработали модель экологической культуры личности, которая может быть взята за основу при разработке и реализации региональных программ по экологизации бытия, мышления и сознания населения. Основными составляющими экологической культуры личности являются:

- система нравственных и духовных ценностей, способствующая оптимизации социально-природного взаимодействия;

- этническая идентификация и сохранение традиций предков;

- система естественно-научных, общественных, гуманитарных знаний и методов познания с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, достаточных для осмысления и решения экологических проблем разного уровня (от локальных до глобальных);

- способность к видению новых экологических проблем;

- профессиональные и бытовые навыки поведения в окружающей среде, гарантирующие устойчивое развитие;

- гражданское самосознание, способствующее реализации экологических прав в обществе;

- творческий потенциал и его реализация в целях обеспечения экологической безопасности.

Исходя из этого, мы рассматриваем экологическую культуру как многомерный, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающий ее гражданскую и творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем, особенно регионально-значимых. При разработке программ, направленных на формирование экологической культуры у населения, важно понимать критерии оценки достигнутого результата.

Американский эколог Миллер выделил следующие уровни экологической культуры [59]:

Первый уровень.

Проблемы окружающей природной среды видятся в основном как проблемы загрязнения, которое угрожает здоровью и благосостоянию человека. Кислотные осадки, токсичные отходы, глобальное потепление, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, эрозия почвы, опустынивание, вымирание видов, истощение и нерациональное использование ресурсов рассматриваются человеком как самостоятельные и независимые проблемы. Каждую проблему можно решить в отдельности, не дожидаясь, когда она перерастет в кризис и когда для ее решения потребуется использование юридических, технологических и экономических методов. Можно принять более строгие законы, разработать технологии для контроля загрязнений на выходе и предпринять попытки включить внешние издержки, связанные с решением проблемы загрязнения и деградации окружающей среды, в рыночную стоимость товаров и услуг. Пребывание на этом уровне познания связано с наличием трех основных проблем. Первая из них состоит в том, что при таком мировоззрении главная роль отводится человеку, а не системам жизнеобеспечения Земли. Вторая проблема заключается в том, что каждый отдельный человек считает свое воздействие на природу слишком незначительным, не понимая того, что миллиарды отдельных воздействий, взятые вместе, угрожают нашим системам жизнеобеспечения Земли. Наконец, третья проблема связана с тем, что люди убеждены в том, что проблемы окружающей среды и ресурсов могут быть быстро решены с помощью технологий. Полагаться при решении наших проблем только на этот, ориентированный на человека подход, все равно, что пытаться излечить быстро прогрессирующий рак наложением пластыря.

Второй уровень.

Человек понимает, что причиной загрязнения, деградации окружающей среды и истощения ресурсов является сочетание перенаселения в развивающихся странах и перепотребления в развитых странах. Причем наибольший вред природе наносит население развитых стран, привыкшее к высокому, нерациональному уровню потребления. На этом уровне познания все ответы кажутся очевидными: необходимы стабилизация численности населения Земли, сокращение неоправданного расходования материальных и энергетических ресурсов, особенно в развитых странах, доля которых в общей численности населения мира составляет менее 26%, но именно они потребляют около 80% мировых ресурсов и несут основную ответственность за загрязнение окружающей среды.

На этом уровне мало внимания уделяется вопросам реформирования общества с учетом экологических проблем и выделению или восстановлению более обширных районов Земли для создания заповедников или заказников. Человек плохо понимает, что большинство охраняемых районов заповедной природы слишком малы, чтобы быть жизнестойкими и противостоять загрязнителям и отходам, образующимся при расточительном использовании природных ресурсов. На этом уровне человек ставит себя вне природы или выше ее. Такое поверхностное понимание экологических проблем подобно попыткам остановить раковую болезнь ампутацией различных частей тела.

На данном уровне человек считает необходимо использовать технологии и существующие экономические и политические системы для контролирования роста населения, загрязнения и истощения ресурсов с тем, чтобы предотвратить чрезмерные нагрузки на окружающую среду. Земля рассматривается как космический корабль, управлять которым мы можем и должны с помощью компьютеров, современных технологий контроля уровня загрязнения и других сложнейших технологий в целях производства большого количества продовольствия, добычи большего количества минеральных ресурсов. Если Земля окажется перенаселенной, часть населения сможет жить на вновь созданных космических станциях. Если на Земле истощатся минеральные ресурсы, мы начнем их добычу на других планетах. С помощью биотехнологий будут контролироваться процессы эволюции, и создаваться организмы, которые будут давать больше пищи, очищать Землю от нефтяных пятен и токсичных отходов и более полно удовлетворять наши неограниченные запросы. Такой взгляд на Землю как на космический корабль является сложным отражением нашего высокомерного отношения к природе, уверенности в том, что с помощью технологий и человеческой изобретательности мы можем контролировать природу и создавать искусственную окружающую среду и новые формы жизни для того, чтобы избежать излишних нагрузок на окружающую природу.

Третий уровень.

На этом уровне человек понимает, что все живые существа взаимосвязаны: все люди являются частью природы и от нее неотделимы, все люди всего лишь одно звено в цепи жизни, а каждое живое существо имеет право на жизнь. В связи с этим роль человека заключается не в господстве и контроле над природой, а в сотрудничестве с нею и стремлении удовлетворять свои потребности, нанося как можно меньше вреда другим видам. Многочисленные попытки установить контроль над Землей рано или поздно приведут к обратному результату, потому что земные организмы и их взаимосвязи настолько разнообразны, что человеку не удастся даже близко подойти к полному пониманию того, как функционирует и устроена Земля. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы сохранить окружающую среду, устойчивость и разнообразие систем жизнеобеспечения для всех видов.

Очевидно, что вопрос критериев оценки уровня экологической культуры населения является открытым, так как многие на первый взгляд «экологичные приемы» жизнедеятельности при глубоком рассмотрении оказываются далеко не экологичными. Например, в некоторых европейских странах введен запрет на рыбалку с использованием живой наживки. Это в соответствии с действующим законодательством о защите животных рассматривается как издевательство над животным. Однако использование синтетических наживок в процессе рыбной ловли оставляет свой экологический след в виде огромного количества токсичных отходов, образующихся при добыче углеводородного сырья, его транспортировке и переработке. Вопрос о том, какая елка на новогодние праздники более экологична, «синтетическая» или живая, требует глубокого изучения всего жизненного цикла продуктов и его экологической оценки. При производстве синтетической елки образуются высокотоксичные и канцерогенные загрязнители, а выращивание елочек в питомнике сопряжено с другими воздействиями на окружающую среду.

В настоящее время для осмысления масштабов воздействия на окружающую среду, как на уровне экономик стран, так и на уровне конкретного хозяйства, в мире широко используется один из индикаторов устойчивого развития – «экологический след». Он позволяет каждому посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы проживаем), сохраняя свои природные богатства, и сколько человек в действительности забирает ресурсов на свои нужды. Взвешивая эти две величины как на чашах весов, человек может сказать, насколько мудро используются богатства нашей земли с учетом того, что мы стремимся к устойчивому развитию города, района, страны, Земли и ее биосферы.

Потребление природных ресурсов людьми можно представить как процесс деления пирога. Планета только одна и, соответственно, пирог тоже один. А вот, сколько и каких кусков достается каждому – это и позволяет рассчитать экологический след. И, к сожалению, сегодня одним достается слишком много, а другим не хватает даже самого необходимого.

Каким же образом ведется расчет «экологического следа»? Жизнь на планете есть везде, но она сконцентрирована примерно на четверти поверхности Земли, т.е. пригодными для нас являются только 4% океана и 18% площади суши. Именно эти 22% поверхности планеты богаты природными ресурсами и используются человечеством для своих нужд. Экологический след – это комплексный индикатор устойчивого развития, с помощью которого можно определить, какое количество плодородных земель мы задействуем в хозяйстве и для каких видов деятельности. Изучая и рассчитывая экологический след, можно определить, как используются, распределяются и изменяются, имеющиеся в распоряжении страны, города или всего человечества, площади плодородных земель. С помощью «экологического следа» можно оценить, насколько мудрой и дальновидной является экономическая и экологическая политика страны. Как известно территория страны ограничена и на этой территории могут строиться заводы, возделываться пашни, развиваться культурные центры, сооружаться полигоны для хранения отходов, расти мусорные свалки. Если все население расположить на этих землях, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель. Именно столько планета может выделить сегодня на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы. Ведь богатства нашей планеты принадлежат и людям, и миллионам видов живущих на Земле организмов. Готовы ли мы делиться природными богатствами с другими обитателями нашей планеты? Сколько земли и природных богатств мы готовы отдать дикой природе? Доказано, что именно дикая природа обеспечивает устойчивость жизни на нашей планете. Если не сохранять заповедные земли и все превращать в города, пашни, заводы, то нарушается глобальный порядок, который формировался на Земле на протяжении многих миллионов лет.

Сколько же сегодня мы используем территории, чтобы удовлетворить свои нужды и запросы? Какой экологический след образуют наши потребности? Экологический след показывает, что самая большая проблема заключается в том, сколько мы потребляем. Его величина показывает, сколько земли используется для удовлетворения наших потребностей.

Каждая страна имеет свой «экологический след» – отпечаток своей хозяйственной и политической деятельности. Этот след складывается из тысяч наших поступков в повседневной жизни. Мы используем природные ресурсы по-разному и оставляем «экологические следы» разной глубины: кто-то живет так, как будто только ему принадлежит вся планета, а кто-то голодает. В результате у некоторых стран образовался перерасход природных ресурсов. И тогда они берут его «взаймы» у своих потомков, которые получат в наследство опустошенные земли. А некоторые – используют богатства других стран. В настоящее время, благодаря тому, что можно привозить товары и ресурсы из других регионов мира, размещать производства на территориях других стран, вывозить свои отходы за пределы страны, становится возможной такая ситуация: для поддержания потребностей Европы дополнительно используется территория размером 2,5 Европы. Если бы все жили, как средний американец, современному человечеству потребовалось бы 6 планет. И Голландия, чтобы вести свой образ жизни, использует территорию в 6 раз превышающую ее собственную площадь.

«Экологический след» позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять «экологический след» конкретной организации и даже домашнего хозяйства. Таким образом, одним из критериев экологической культуры может быть величина сокращения за установленный период экологического следа, как на уровне конкретного домашнего хозяйства, так и экономики региона и страны в целом.

Механизмы экологизации общественного сознания в современной России. Решение экологических проблем в обществе в настоящее время рассматривается с нескольких позиций: технологической, экономической, правовой и социальной. Причем недооценка каждого из подходов приводит к реализации неэффективной экологической политики, как в масштабах мирового сообщества, так и отдельной страны и ее регионов. Отечественная и зарубежная практика показали, что природоохранная деятельность, основанная только на запретах и ограничениях, не дает желаемого результата. Надежным гарантом устойчивого экономического развития регионов является экологизация мышления и сознания людей и формирование экологической культуры в соответствии с принципами устойчивого развития эколого-экономических систем. Таким образом, формирование экологической культуры должно стать приоритетным направлением национальной экологической политики.

В России необходимость формирования экологической культуры закреплена на уровне федерального экологического законодательства (ФЗ-7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»). В Основах законодательства Российской Федерации о культуре (в ред. от 09.10.1992 года № 3612-1) в ст. 7 предусмотрено: «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития». Раздел VI Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 года № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» гласит: «задачи развития культуры тесно переплетены с задачами охраны окружающей среды». Показательно, что 2013 год объявлен в России годом «Охраны окружающей среды и экологической культуры». Реализация многочисленных проектов в рамках этого года направлена на привлечение внимания населения к местным и региональным экологическим проблемам, вовлечением разных групп населения, представителей бизнеса и государственных структур в природоохранную деятельность.

Организационные и методические приемы формирования экологической культуры у разных групп населения известны и хорошо изучены. К основным институтам формирования экологической культуры населения в нашей стране относятся дошкольные образовательные учреждения, средние образовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования для детей и подростков, прежде всего, экологические центры, система дополнительного профессионального образования, средства массовой информации, особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, зооботанические сады, дендрологические парки, памятники природы и др.), общественные организации, творческие объединения, музеи, библиотеки, государственные природоохранные службы и ряд других.

Приемы формирования экологической культуры, используемые в современном российском обществе весьма разнообразны: от детских конкурсов рисунка до участия как юридических, так и физических лиц в крупнейших международных экологических проектах. Очевидно, что от такого мощного арсенала приемов, практикующихся сегодня в России не первое десятилетие, можно ожидать только положительные результаты. Однако, если подойти к оценке уровня экологической культуры населения России в целом, то ситуация далеко не оптимистичная. Неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах страны является тому подтверждением.

Обобщив опыт работы в сфере образования, мы выделили следующие причины низкого уровня экологизации мышления и сознания и, соответственно, экологической культуры россиян:

- нравственно-духовный кризис в российском обществе (при этом на фоне роста числа педофилов, наркоманов, суицидального поведения подростков и т.п. экологические проблемы воспринимаются не так остро);

- отсутствие научно обоснованной, этически, экономически и социально выверенной концепции экологизации развития общества с учетом региональных особенностей и участия России в международных программах, конвенциях, соглашениях;

- отсутствие нравственно-этической платформы во многих реализуемых проектах, в том числе и в сфере образования (понять сущность экологических проблем можно только через осмысление положения своего «Я» в биосфере);

- острый дефицит высококвалифицированных кадров, задействованных в системе экологического образования и просвещения. Очевидно, что специалист должен иметь основательную экологическую и педагогическую подготовку, потому что в процессе преподавания экологических дисциплин затрагиваются вопросы культурологического, правового, социального и экономического характера. Требуется разработка и реализация программ для повышения квалификации педагогов и специалистов экологов, занятых в сфере экологического образования;

- недостаточное количество времени, выделяемое в рамках образовательных программ на формирование экологической культуры (например, на изучение темы «Основы экологической безопасности» в курсе ОБЖ в 8 классе средней школы выделяется всего 2 часа). Несмотря на многочисленные усилия многих педагогов, предмет «Экология» или «Основы экологических знаний» так и не предусмотрен образовательными стандартами нового поколения средней школы.

Даже федеральные образовательные стандарты ВПО не по всем направлениям бакалавриата предусматривают изучение предметов экологической направленности. В условиях развивающегося экологического законодательства, признания экологических факторов как факторов, определяющих темпы экономического развития регионов, знание законов развития природных и природно-антропогенных систем и умение их использовать в разнообразной деятельности должны быть частью не только общекультурных, но и профессиональных компетенций как в системе СПО, так и ВПО.

В марте 2005 года странами-членами Европейской Экономической Комиссии ООН (в числе которых и Россия) принята первая в мире «Стратегия для образования в интересах устойчивого развития». Несомненно, проделана большая научная и методическая работа в этой области, однако еще многое предстоит изменить в системе национального образования, чтобы оно соответствовало принципам устойчивого развития как регионов, так и страны и биосферы в целом;

- информационный хаос, противоречивая информация в учебниках, СМИ, мифологизация экологических проблем и ситуации, несоблюдение принципов научной этики в изложении учебного материала;

- спекуляция информацией экологического характера, использование экологической информации в целях лоббирования интересов отдельных компаний. До сих пор в СМИ идет спор о существовании озоновых дыр, опасности для здоровья человека ГМО и т.п. К сожалению, часто информацию экологического характера используют в корыстных целях, преследуя коммерческие интересы;

- отсутствие надежного единого информационного поля для обмена опытом, получения информации о конкурсах, проводимых мастер-классах, грантах, нормативно-правовых требованиях, об экологических организациях и др.;

- слабая заинтересованность СМИ в распространении экологоориентированной информации. В настоящее время роль телевидения и Интернета в формировании экологической культуры у широких слоев населения, особенно у молодежи, трудно переоценить. Такие проекты, как «Россия 10», который проводится телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом, способствуют развитию патриотизма, чувства гордости за свою великую страну с богатейшим и культурным и природным наследием. Поэтому подобных проектов должно стать еще больше;

- отсутствие социально-экологической рекламы в общественных местах. Зачастую жители не знают о том, что в пределах их населенного пункта или где-то рядом есть особо охраняемые природные территории, так как не обозначены их границы, или вообще отсутствуют информационные стенды, указатели и т.п. Призывы сохранять чистоту и порядок на улицах городов могут быть выполнены в этичной, эстетически привлекательной и шутливой форме, а информация об исчезающих видах растений и животных может быть представлена в виде фотовыставки в наиболее посещаемых местах (торговых комплексах, на вокзалах, метро и т.п.).

Во многих развитых странах есть экологические информационные центры, где жители и гости могут получить всю необходимую информацию о местной флоре и фауне, правилах обращения с отходами, действующими в этой стране, экологическом законодательстве, наилучших технологиях в сфере энерго- и ресурсосбережения, состоянии воздуха в разных районах города, составе питьевой воды, источниках водоснабжения и т.п. Например, в Стокгольме такой центр открыт на деньги муниципалитета и является образцом центра формирования экологической культуры населения с использованием передовых компьютерных и информационных технологий.

К настоящему времени общество подошло к такому этапу развития регионов, когда назрела потребность создания региональных (районных) программ экологизации мышления и сознания и повышения экологической культуры населения с учетом специфики природных, экономических и социальных условий, сложившихся в регионе. При разработке программ, направленных на формирование экологической культуры, население должно рассматриваться одновременно и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социальной принадлежности, профессиональной деятельности, уровню образования и доходов, религиозным взглядам и убеждениям, этнической принадлежности, а в конечном счете – по менталитету и уровню гражданской ответственности.

Сегодня достигнут такой порог развития государства, когда российское общество заинтересовано в решении экологических проблем, но не видит путей решения и не осознает в полной мере значимости своих действий. Отсюда и слабое развитие общественной экологической экспертизы, общественного экологического мониторинга и других форм участия общественности в принятии значимых решений. На наш взгляд назрела глубокая потребность изучения опыта зарубежных стран в формировании экологической культуры населения, развития гражданского самосознания и применения лучшего опыта в России с учетом институциональных факторов.

Очевидно, что пришло время оценить и возможный экономический эффект от экологизации общественного сознания. Например, при уменьшении объемов образования коммунальных отходов снижаются затраты на транспортировку отходов до мусоросортировочных станций или полигона. При комплексном подходе к организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления можно существенным образом сократить расходы из бюджетов городов, связанные с обеспечением безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Особо следует подчеркнуть роль экологической культуры в укреплении здоровья нации и обеспечении экономической безопасности страны.

Формирование экологической культуры должно рассматриваться как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в обществе нравственных ценностей, формирования знаний и умений, способствующих сохранению здорового и полноценно развивающего потомства, как процесс формирования безопасной, комфортной и эстетичной среды обитания человека. Это возможно только при экологизации мышления, культуры, образования и использования лучшего опыта в экологизации экономики регионов и правовой сферы. Необходимо учитывать особенности развития конкретных природных систем при планировании хозяйственной деятельности, сохранить экологический каркас территорий (природных резерватов).

Особо выделим необходимость формирования культуры потребления, соответствующей принципам устойчивого развития, а также развития гражданского общества и гражданской личности, обладающей высоким уровнем самосознания и понимания ответственности в решении экологических проблем.

В начале двадцать первого века в результате научно-технической революции, под влиянием процессов глобализации сформировалось сложно организованное общество с рядом специфических особенностей, не имеющих аналогов в мировой истории. Глобальная система рыночных связей, превращение информации в один из главных видов товара, кризис культурных ценностей и религиозного сознания, широкое распространение деструктивных и радикальных движений, выливающихся в проблему международного терроризма, дифференциация уровня жизни на планете, высокий уровень загрязнения окружающей среды, поток трудовых и экологических мигрантов – все это отличает современную культуру от предыдущих эпох. И перед российской цивилизацией стоит сложная задача: не просто упрочить положение страны в мировой экономической системе, а обеспечить устойчивое развитие системы «природа – общество/человек», что невозможно без сохранения экологических и социальных условий, обеспечивающих формирование здорового, образованного и нравственно правильно ориентированного потомства.

Этнический подход к решению экологических проблем. В кризисных ситуациях, когда современные технологии, особенности экономического развития регионов и сложившиеся моральные устои в обществе неспособны обеспечить экологическую безопасность, особый интерес и надежду на будущее представляют традиции и ценности коренных народов. Речь идет о возрождении и соединении религиозной этики и этнической этики с современной индустриально-урбанизированной и информационной цивилизацией. Только в местной, этнической, национальной культуре отражается экологический опыт взаимодействия человека с определённой природно-ландшафтной средой. Именно такой подход предполагает соизмерение воздействий на природу с ее возможностями и выбор наилучшей стратегии природопользования.

Мировой опыт показывает, что охрана природы эффективна только тогда, когда является комплексной, обеспечивая фундаментальную основу не только посредством государственных рычагов, но и благодаря культурно-историческим традициям и религиозным воззрениям народа.

В современной социальной экологии можно выделить новое направление этноэкологию – область знаний, изучающую взаимоотношение человека с окружающим миром и представление о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. Основными задачами этноэкологии являются: изучение культурных традиций этносов, определяющих характер природопользования; изучение природоохранного потенциала этнических традиций; воспитание эколого-ориентированных типов личности через культурные традиции, обычаи и др.

Экологический потенциал народных традиций огромен. У многих народов бережное отношение к природе прививается посредством устного народного творчества (песни, пословицы, поговорки, народные сказки), обычаев и традиций, национальных праздников, костюмов, ремесел и др.

В коренных традициях и образе жизни в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания и образования. В мировой практике растёт заинтересованность специалистов, прежде всего педагогов и культурологов, природоохранными традициями коренных народов. Например, в Северной Америке создаются лагеря по национальным традициям. В самой популярной из таких программ под названием «Открытое заново» дети получают возможность пережить традиции и реальную повседневность, как своего, так и другого народа. В специальных играх, в процессе обучения народным промыслам под руководством старейшин они не только учатся ценить другое мировоззрение и культуру, но и обновляют связь между молодым и старшим поколениями, сближаются с природой и учатся беречь ее.

Народные традиции в природоохранной деятельности, будучи по своей психологической и социальной структуре массовыми привычками, являются также эффективным средством пропаганды формирования этих привычек у новых поколений людей. Это объясняется их эмоциональностью, запоминаемостью, коммуникативностью. Экологические знания народа передаются из поколения в поколение через сказки, пословицы, поговорки и т.п. Они не требуют от аудитории особого умственного напряжения и сразу вызывают бессознательную реакцию. Поэтому необходимо находить и популяризовать различные экологические поговорки, поверья, сказания, песни, обряды, традиции и т.д.

Для России с ее уникальным этническим составом и богатейшими традициями многочисленных народов воспитание экологической культуры посредством этнической идентичности играет особую роль. Россия – страна с огромным разнообразием природных условий, и только коренные народы, населяющие эти земли с незапамятных времен, как никто другой знают все особенности экологических систем, и, исходя из этого, определяют наиболее рациональные стратегии природопользования. Не секрет, что положение многих коренных народов меняется после открытия крупных месторождений полезных ископаемых или строительства каких-либо хозяйственных объектов (ГРЭС, водохранилищ, распашки степей и др.). Например, геолого-разведочные работы и многочисленные разработки месторождений полезных ископаемых поставили под угрозу возможность северным народам заниматься делом их предков – разведением оленей. Зачастую руководство компаний после выработки ресурса не заинтересовано в рекультивации нарушенных территорий. В результате такой политики, многим коренным жителям помимо «благ цивилизации» достаются многочисленные проблемы, с которыми местные жители в одиночку справиться не могут.

Поэтому важно сохранить природный потенциал для продолжения дел предков, например, разведения оленей, плетения корзин, создания текстильных шедевров ручной работы из льна, хлопка, шерсти, натурального шелка и т.д.

Загрязнение и разрушение окружающей среды деятельностью «пришлых» компаний и фирм не только не способствует устойчивому развитию экономики региона, но и может привести к утрате великих ценностей природного и культурного характера. В настоящее время огромный интерес проявляется к развитию экологического туризма как к фактору устойчивого эколого-экономического развития регионов. Однако устойчивое развитие туризма возможно только в том случае, если сохраняются природные условия и продолжают жить традиции коренных народов, так притягивающие туристов и гостей.

Данные последней Всероссийской переписи населения говорят о достаточно серьезных изменениях в этнической структуре Российского народа. На территории России существуют 23 крупных этнических общности, составляющих 96% от общей численности населения страны (их свыше 400 тыс. человек), и огромное количество малых народов. Самый многочисленный народ – русский народ – обладает богатейшими природоохранными традициями, многие из которых частично забыты.

С давних времен русские люди понимали, что человек – часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревьев, вод Мирового океана, горных пород. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими «канатами» как воздух, вода, солнечный свет, пища, необходимых для поддержания его жизни. Человек участвует в круговороте веществ в природе. И древние русичи чувствовали это острее и четче, чем современные люди. Это ощущение сохранено нашими предками даже в языке: например, по-русски – при-род-а это окружающая естественная среда; род-ина – это земля, на которой родились и умерли предки; на-род – люди, живущие на ней. Еще наши предки понимали, что человек – это не животное.

Стать человеком – значит обрести способность «осознавать» себя, видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и «особость» своего положения в нем, видеть и чувствовать красоту этого мира, понимать свое предназначение на Земле, что проявляется в любви к Родине и чувстве патриотизма, то есть в нравственной оседлости.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава: «Патриотизм – дело тихое и интимное». Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т. е. задушевно, свято хранимо, сакрально. Теплом наполняются сердца, когда с народными песнями, сказами, поговорками в сознание и душу проникают очеловеченные образы родной природы: «дуб-батюшка», «Волга-матушка», «белая черёмуха в девичьем наряде», «береза-невеста» и др. Замечательный ответ на вечный вопрос, что такое Родина и что значит в жизни человека родная природа, дает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучше всех времен года!». Этот рассказ – одно из многочисленных художественных творений, опирающееся на народность. До наших дней сохранились воспоминания старожилов о порядке хозяйственной деятельности в лесах (о заготовке древесины, сборе грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, охоте и т.д.), водопользовании, охоте, сельскохозяйственной деятельности и т.д. С трепетом в голосе рассказывают они о том, как бережно валили лес, стараясь не задевать молодняк, чистили делянки от мусора, чтобы весной можно было собирать грибы и ягоды, волокли бревна к тракторам, которым запрещено было въезжать вглубь леса, ловили артелями рыбу после нереста и делили ее между всеми жителями села, чистили водоемы от пней и коряг, не допускали добычи стройматериалов в береговой зоне дабы «не замутить воды, заботясь и о тех, кто живет ниже по течению». В современном экологическом праве России насчитывается более 4000 источников, однако желающих пренебречь нормами экологического права меньше не становится. Возможно, возврат к историческим корням и религиозным этическим принципам взаимодействия человека с природой сможет через какое-то время частично исправить ситуацию. В наши дни как никогда актуально звучат слова Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура и ответственное отношение к природе, должны стать неотъемлемой частью личности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, сохранившиеся на протяжении многих веков. И во многих произведениях фольклора высвечивается любовное и бережное отношение к природе.

Во многих районах нашей страны история взаимоотношений человека с природой насчиты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: