Подготовка данных для движения по азимуту
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
- наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута;
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.
Схема для движения по азимутам | На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения. Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров. |
Таблица исходных данных для движения по азимутам
|
№ точки | Участок пути | Магнитный азимут, градусов | Расстояние, м | Время, мин | Расстояние, пары шагов |
Сарай - курган | |||||
Курган – дом лесника | |||||
Дом лесника – перекресток дорог | |||||
Перекресток дорог - мост |
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.
|
Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий
3.1. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния.
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.
|
Обход препятствий. а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна. | 3.2. Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним изследующим способов: |
При наличии видимости через препятствие (рис. а):
- заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.
При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.
7. При измерении расстояния до объекта (цели) по линейным размерам предмета с помощью линейки: | |
измеряет расстояние до объекта (цели) по линейным размерам предмета | Обучаемый с помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряет в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делит на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножает на постоянное число 5 и получает искомую высоту (ширину) предмета в метрах. Докладывает результаты измерений. |
4.4. Условия выполнения Направляющий, определяет по компасу и выдерживает направления движения.
Кроме того, два человека- счетчиков, которые ведут счет парам шагов.
Счетчики переводят расстояния на схеме (в таблице) указанные в метрах в пары шагов с учетом величины своего шага.
Направляющий на очередной точке маршрута указатель мушки компаса устанавливает на отсчет, соответствующей следующей точке маршрута в градусах, и отпускают тормоз магнитной стрелки.
Затем компас поворачивает в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. По визирной линии через целик и мушку при таком положении компаса он определяет направление на искомую точку.
Для выдерживания этого направление, на линии визирования направляющий замечает какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир (при необходимости), который будет использоваться для выдерживания направления движения.
Перед началом движения направляющий ставит стрелку компаса на тормоз.
Группа совершает движение строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом счетчики ведут счет пар шагов.
У промежуточного ориентира направляющий уточняет по компасу направление по магнитному азимуту, замечают следующий удаленный промежуточный ориентир (при необходимости) и движение возобновляется.
Таким образомгруппа совершает движение, пока не будет пройдено нужное количество шагов до очередной точки.
На очередной точке маршрута все вышеперечисленные действия повторяются.