Результативность и эффективность опыта




Продолжительность работы

Применение игр и игровых упражнений направленных на автоматизацию звуков и развитие высших психических функций у младших школьников применяются с 2015 года. Работа проходила в несколько этапов:

1) подготовительный этап - изучение научно-методической психолого-педагогической литературы;

2) этап практической реализации - отбор и систематизация подобранных, адаптированных и самостоятельно разработанных игр и игровых упражнений по развитию ВПФ и автоматизацию звуков на коррекционно-педагогических занятиях, анализ результативности работы;

3) Этап обобщения – проведение открытых занятий с использованием серии игр и игровых упражнений по развитию ВПФ и автоматизацию звуков на заседании методического объединения учителей-дефектологов Московского района.

 

Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта – применение разработанной серии игр и игровых упражнений на коррекционо-педагогических занятиях с обучающимися позволит добиться положительных результатов в преодолении недостатков звукопроизношения на этапе автоматизации, будет способствовать развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, позволит обеспечить больший интерес к занятиям, желанию учиться правильно произносить заданные звуки, включая механизм самокоррекции, и тем обеспечит повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса в преодолении недостатков звукопроизношения. Преодоление недостатков устной речи способствует предупреждению нарушений письменной речи, которые препятствуют успешному освоению образовательной программы общего среднего образования.

Описание сути опыта

Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, т.е. предполагает комплексный подход.

Поэтому при подборе и включении игр и игровых упражнений мы руководствовались принципами, составляющих теоретическую и методологическую основу науки, основу анализа речевых нарушений и логопедического воздействия: 1) принцип развития, 2) онтогенетический принцип 3) принцип системного подхода и 3) принцип рассматривания речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка, 4) принцип комплексности, 5) принцип деятельностного подхода, а также основных общих педагогических принципов, и в первую очередь - постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Основной формой проведения занятий является индивидуальная. Коррекционно-педагогические занятия проводятся 2-4 раза в неделю в зависимости от индивидуально – типологических особенностей обучающийся.

В наше работе мы предлагаем собственно разработанные игровые упражнения и игры, подобрали готовый материал из практических пособий Козыревой, Зуевой, Гальской. Некоторые игры и упражнения из пособия Козыревой посчитали нужным адаптировать, опираясь на типологические особенности учащихся для. Рекомендуемый в пособии Дубровиной материал по развитию познавательно сферы учащихся мы наполнили необходимым лексически материалом, направленным на формирование правильного звукопроизношения на этапе автоматизации. Лексический материал игр и игровых упражнений подобран для автоматизации звуков [Р] [Л] [Ш], так как недостатки произношения именно этих звуков являются самыми распространёнными, а порой и наиболее трудно поддающимися коррекции.

Подобранный и разработанный материал отмечается разнообразием так как однообразный материал его преподнесение очень быстро вызывают у детей скуку. Как отмечает психолог Колминский «Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему», а заинтересованный учащийся учится лучше.

Игры и игровые упражнения содержат четко сформулированные правила и инструкции доступные для понимания и выполнения их детьми.

Лексический материал игры и игровых упражнений доступен и хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. Так, например, называя птицу по силуэту - фламинго, ребенок уже знаком с ее наглядным воплощением. Выполняя игру «Четвертый лишний», учащейся владеет основными обобщающими понятия.

Предлагаемые игры по развитию мы условно разделили на следующие блоки Восприятие, Внимание, Память и Мышление.

Восприятие.

Восприятие младших школьников характеризуется непроизвольность, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассника еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. (Сапогова)

Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность). Возрастная психология Возрастная психология: учебно-методический комплекс / сост.: Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. ‑ 226 с.

Поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.). [10, с.127]

В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности. (Сопогова)

Таким образом были подобраны задания использование которых способствуют автоматизации звуков в словах и решению задач по развитию зрительного восприятия. «Разрезные картинки», где предметы «разбиты» на части и необходимо назвать, что это за предмет, при этом не забывая проговаривать автоматизируемый звук.

В игровых упражнениях «Недорисованные изображения», «Плохо пропечатанные изображения», учащийся произвольно и целенаправленно рассматривает предмет, пытается узнать его по характерным для него признакам. Следует отметь, что эта игра очень нравится учащимся. Они с интересом рассматривают такие изображения, стремятся не только и узнать их, но и при этом правильно произнести автоматизируемый звук. Как отмечалось ранее предметы и объекты, предъявленные в игре знакомы детям по их реальным изображениям. Если ребенок испытывает затруднения при узнавании, то необходимо задавать наводящие вопросы. «Что тебе это напоминает?» или на «Что это тебе похоже». Либо подсказки «Это относится к ягодам» называть слово по слогам постепенно и т.д.

Внимание

Основное достижение в развитии внимания в детском возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид — произвольное внимание. (коломинский). Однако преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказывается во власти непосредственных впечатлений.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием.

Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Под воздействием специально организованного обучения все свойства внима­ния в той или иной степени совершенствуются. Выявлена при этом важная роль внутренней мотивации и заинтересованности ребенка в предлагаемой ему дея­тельности (Коломийцев). Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы. [сопогова]

В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом.

Так, например, в «Называние слов по таблицам в правильной последовательности» автоматизируется необходимый звук развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Ребенку необходимо назвать по порядку картинки от 1 до 12 в прямой, а затем в обратной последовательности, проговаривая автоматизируемый звук в словах. Задание можно усложнить: на одном бланке есть картинки с цифрами черного и красного цветов от 1до 12. Ребенку предлагается назвать по порядку картинки от 1 до 12 только с красными цифрами.

«Найди и зачеркни »

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные картинки, например, лошадь, среди других картинок на бланке. Благодаря этому упражнению, в которых ребенок имеет возможность не только автоматизировать в речи поставленный звук, но и почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Это задание Дубровина рекомендуется проводить в форме игры.

Выполнение такой игры способствует развитию концентрации внимания.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые картинки, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две картинки, одна зачеркивается, вторая подчеркивается и т.п.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. также способствует автоматизации звука в словах, развитию произвольного внимания, переключения внимания. Учащемуся предлагаются две карточки с одинаковым сюжетным изображением отличающихся друг от друга деталями, в названии которых есть необходимый автоматизируемый звук. Необходимо найти все имеющиеся отличия и назвать их.

«Найди и назови» способствует развитию наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания, автоматизации звука в словах, развитию навыкам фонематического анализа.

Учащемуся предлагается сюжетная картинка с различными предметами и живыми явлениями в названии большинства которых есть заданный автоматизируемый звук.

Необходимо найти на ней предметы:1) названия которых начинаются на звук [С]; 2) предметы, в названии которых звук [С] находится в середине слова;3) предметы, названия которых заканчиваются на звук [С].

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей» (Д.Б. Эльконин, 1989, с 56).

Психологи различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях.

Для развития зрительной памяти хороши задания следующего типа: на определенное ограниченное время предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети. Следует отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют задания.(дубровина)

Для развития слуховой памяти

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. Однако следует помнить, что для прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству– механическому повторению.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

Читаем ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различному признаку (посуда, одежда, животные), а затем просим ребенка слова, которые он запомнил.

Опосредованное запоминание

Заходя немного вперед, хотим обратить внимание. Что эту игру следует проводить после того, как с учащимся будут проведена игра «Аналогии», которую мы рассмотрим в следующем разделе. Так как учащийся будет лучше уметь понимать и подбирать предметы в логическом соотношении.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Выготский)и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интллектуализируются и приобретают произвольный характер. (дубровина)

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Поэтому в начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов - птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений - величина, эволюция и т.п.). (сапогова)

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие игры и упражнения: «Классификация»,«Четвертый лишний».

Игра, которая предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Учащемуся предлагается назвать каждую картинку, четко проговаривая автоматизируемый звук, а затем назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Разгадывание загадок и решение логических задач, ребусы.

Результативность и эффективность опыта

Результативность и эффективность опыта заключается в том, что применение серии игр и игровых упражнений по развитию ВПФ на индивидуальных занятиях способствует:

1. Добиться положительного результата в коррекции недостатков звукопроизношения на этапе автоматизации звука.

2. Активизации познавательной деятельности учащихся

3. Предупреждению нарушений письменной речи, связанных с фонетико-фонетико-фонемаческими процессами речи.

Для определения эффективности использования игр и упражнений по развитию ВПФ на этапе автоматизации звуков использовался сравнительный анализ речевого профиля каждого учащегося на начало и конец учебного года. Использование такой категории игр можно считать успешной, когда на конец учебного года у учащихся поставлены необходимые звуки.

Заключение

Представленная работа посвящена проблеме формирования правильного звукопроизношения у младших школьников. Проблема стоит сегодня довольно остро, так как в последнее время наблюдается увеличение числа детей, которые поступают в школу с речевыми недостатками. Наиболее распространенными недостатками речи являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. Проблема нарушения звукопроизношения в школе одна из самых актуальных и одна из сложно преодолимых. Актуальность работы довольно высокая, так как в современной литературе не часто можно найти богатое разнообразие эффективного коррекционного материала, предназначенного для детей младшего школьного возраста.

Применяя игры и упражнения по развитию ВПФ на коррекционных занятиях, мы можем сделать вывод, это эффективное средство в преодоление недостатков звукопроизношения на этапе автоматизации, так как позволяет ускорить процесс автоматизации звуков. Игра дает возможность несколько раз упражняться в повторении необходимого звука. Они вызывают интерес у учащихся к коррекционным занятиям, они быстрее и охотнее включаются в работу, проявляют в ней заинтересованность познавательных функций, отвечают и соответсвуют сформулированным принципам обчуения и коррекции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: