Оцениваемые характеристики | Критерии оценки |
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям: • педагог разделяет тему и цель урока (занятия); • цели формулируются в понятной для ученика (воспитанника) форме; • поставленные перед учащимися (воспитанниками) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности; • поставленные перед учащимися (воспитанниками) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности; • задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока (занятия); • на начальном этапе урока (занятия) педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (занятии) - организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся (воспитанников) к предстоящей учебной деятельности и теме урока (занятия) и т.д.; • цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом; • цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности. |
Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) | Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: • педагог демонстрирует учащимся (воспитанникам) возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике; • педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся (воспитанников) к содержанию материала и теме урока (занятия); • педагог использует знания об интересах и потребностях обучающихся (воспитанников) в организации учебной деятельности при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.; • педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся (воспитанников); • педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики (воспитанники) почувствовали свой успех. |
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности | Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в содержании учебного материала, компетентность в методах обучения, компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности. Компетентность педагога в содержании учебного материала отражает уровень владения учебным материаломи может быть оценена на основе следующих критериев: • педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание содержания учебного материала; • педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по содержанию учебного материала, может дать ссылки на подходящие источники; • при изложении в письменной работе основного материала педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами; • педагог видит и раскрывает связь содержания материала с другими областями знаний, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются; • педагог представляет материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами. Компетентность педагога в методах обученияотражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев: • педагог демонстрирует владение современными методами обучения (воспитания); • представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, теме урока (занятия), условиям и времени, отведенному на изучение темы; • педагог демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях педагогической деятельностиможно судить на основе следующих критериев: • при постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся (воспитанников); • представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся (воспитанников), с которыми он работает; • педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися (воспитанниками); • педагог демонстрирует владение методами индивидуальной работы с различными категориями обучающихся (воспитанников). |
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений | Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы с учетом требований основных нормативных документовможно судить на основе следующих критериев: • при подготовке к уроку (занятию) педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты деятельности: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалов и т.д.; • конспект урока (занятия) составлен с учетом темпа усвоения материала учащимися (воспитанниками); • конспект урока (занятия) составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) материала в рамках преподаваемого предмета (программы); • педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов; • педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы. Об уровне развития умения принимать решенияв педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев: • педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения; • педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью; • педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей. |
Компетентность в области организации учебной деятельности. | Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: • педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся (воспитанников) на каждом из этапов урока (занятия); • педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся (воспитанников), направленной на решение поставленных целей и задач; • педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке (занятии), поддержания дисциплины; • педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися (воспитанниками), умение вести с ними диалог; • педагог использует методы, побуждающие обучающихся (воспитанников) самостоятельно рассуждать; • педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников); • педагог демонстрирует умение организовать обучающихся (воспитанников) для поиска дополнительной информации, необходимой при решении поставленной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.); • педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся (воспитанников); • педагог показывает учащимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов. • педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся (воспитанников). |
Экспертная комиссия вносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока (занятия). Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже.