Крупные фирмы имеют следующие преимущества перед средними и мелкими компаниями:
- они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;
- крупные фирмы могут наладить массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами;
- крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда.
Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий.
Мелкие фирмы – самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики.
Причины выживания мелких предприятий в следующем:
- мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;
- мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека;
- для их создания нужен небольшой капитал:
- в отношении малых компаний существует поддержка со стороны государства.
Значительный экономический эффект дала система сотрудничества крупного и малого предпринимательства (франчайзинг). В этой системе крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату право использовать свою торговую марку и оказывает различные услуги.
|
Малые фирмы играют важную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.
Продукт фирмы
Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных клиентов, в школе — число выпускников и т. п.
В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величины всех факторов производства подвержены изменению.
Продолжительность краткосрочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно различается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок увеличить пропускную способность столовой, поставив дополнительные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.
|
ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продукции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).
Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:
Рис. 2. График общего продукта фирмы.
График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой становится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.