Конкурентные преимущества различных фирм




Крупные фирмы имеют следующие преимущества перед средними и мелкими компаниями:

- они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;

- крупные фирмы могут наладить массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами;

- крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

- масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда.

Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий.

Мелкие фирмы – самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики.

Причины выживания мелких предприятий в следующем:

- мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;

- мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека;

- для их создания нужен небольшой капитал:

- в отношении малых компаний существует поддержка со стороны государства.

Зна­чительный экономический эффект дала система сотрудничества крупного и малого предпринимательства (франчайзинг). В этой системе крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату право использовать свою торговую марку и оказывает различные услуги.

Малые фирмы играют важную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть эко­номически активного населения.

 

Продукт фирмы

Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы вы­ступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных кли­ентов, в школе — число выпускников и т. п.

В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал вре­мени, в течение которого величина одних факто­ров производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал вре­мени, в течение которого величины всех факто­ров производства подвержены изменению.

Продолжительность кратко­срочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно раз­личается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок уве­личить пропускную способность столовой, поставив дополни­тельные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продук­ции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).

Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в про­изводство, и от того, какой капитал вложен в данное предприя­тие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:

 

 

Рис. 2. График общего продукта фирмы.

 

 

График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой ста­новится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: