Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда




Современная фирма

ФИРМА — это коммерческая организация, ко­торая, используя факторы производства, произ­водит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.

Рождение фирмы обусловлено тем, что производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно.

Имущество предприятия отделено от имуще­ства других фирм, организаций, граждан, государства и т.п.

Наряду с фирмами, которые представляют собой предприя­тия, производственной деятельностью занимаются и отдельные граждане (физические лица), т. е. индивидуальные производители. Они используют труд членов своей се­мьи или труд наемных работников.

 

Теории фирмы

Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако точный расчет подобных показателей затруднителен, и нет абсолютно достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности и практически невозможно предугадать действия конкурентов. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.

Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.

Считается, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном – их больше волнует максимизация прибыли.

Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель – максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, а менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат и внедрить новые проекты, что повышает его статус. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму крупной фирме.

Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель, а несколько. Сегодня фирма – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.

Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость.

Интерес акционеров – получить высокие дивиденды.

Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус и сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов.

Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма.

 

Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы:

- промышленные,

- торговые,

- транспортные,

- страховые,

- инжиниринговые,

- банковские,

- финансово-инвестиционные,

- научно-исследовательские и инновационные,

- оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа – промышленные фирмы (предприятия).

Также велико количество фирм, занятых внутренней и внешней торговлей. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Последние в большинстве стран малорентабельны или убыточны, поэтому, как правило, их берет в свои руки государство.

С учетом отраслевой сферы деятельности различают многоотраслевые и диверсифицированные фирмы.

По критерию территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК).

По степени концентрации производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие. Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по странам. Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним – от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии – от 30 до 300 человек.

 

Конкуренция

КОНКУРЕНЦИЯ — это борьба между произво­дителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Поскольку платежеспособный спрос ограничен, между производителями идет постоянная борь­ба за кошелек покупателя. Рынок подсказывает ответ на вопрос, для кого производить, — для того, у кого выше покупательная способность, кто может заплатить за предлагаемый товар.

Выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую.

Производители будут бороться за своего клиента, а значит, стремиться к обновлению ассортимента, улучшению качества, вежливому обслуживанию, оказанию дополнительных услуг и другим методам конкурентной борьбы. В результате такой конкуренции выигрывают все группы потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: