Практическое занятие
Тема: «Методика изучения площади фигуры»
Вопрос 1. Какие житейские понятия использует учитель, уточняя у детей представления о площади фигуры? Какие задания целесообразно предложить учащимся с целью уточнения представления о площади как свойстве фигуры? Какие задания из учебников математики можно использовать для этого?
При изучении площади на уроках математики учитель использует житейские понятия, чтобы уточнить у детей представления о площади фигуры. Педагог использует такие понятия, как:
· верста – немного больше 1 км
· сажень – примерно 2 м 13 см
· аршин – примерно 71 см
· фут – около 31 см
· дюйм – примерно 2 см 5 мм
М3Ач1 стр. 26-27
Для того, чтобы уточнить у детей представление о площади как свойстве фигуры, целесообразно предложить им порешать задания на нахождение площади той или иной фигуры.
В учебниках представлены такие задания:
М3Ач1 стр. 8
М3Ач1 стр.6
М3Ач1 стр. 4
М3Мч1 стр. 56-58
М2Демч2 стр. 38-40
Вопрос 2. Какие приемы целесообразно использовать для сравнения площадей? Разработайте фрагмент урока, на котором вы будете использовать различные приемы сравнения площадей. Продумайте сочетание разных форм организации работы на этом уроке: фронтальную, групповую, индивидуальную. Подготовьте необходимый раздаточный материал для проведения практической работы на уроке (для одного ученика).
Сравнить площади можно разными площадями:
а) «На глаз» - визуально. Предлагаем для сравнения контрастные по площади фигуры. Дети сравнивают и в ответах использую терминологию.
Например: площадь красного круга больше площади зеленого квадрата и т.д.
б) Сравнение способом наложения.
Если одна фигура полностью помещается внутри другой, то площадь первой фигуры меньше площади второй.
М3Мч1 стр.56
в) Использование различных мерок.
Создаем проблемную ситуацию, когда способы А и В не удобны.
Предлагаем сравнить эти фигуры по площади, но способы А и Б не дают результатов. переворачиваем фигуры, а там они расчерчены на мерки (квадраты).
Дети подсчитывают количество мерок, поместившихся в каждой фигуре, и сравнивают эти числа.
Затем даем упражнения на нахождение площадей с помощью различных мерок.
М3Мч.1 стр. 56-57
Сначала дети закрывают фигуру мерками и считают их, но когда мерок не хватает, тогда расчерчиваем фигуру на мерки (на фигуре должны появится квадраты). Фигуры лучше вырезать из клетчатой бумаги.
Цель: формирование представления о площади фигур как величине.
Задачи:
· Сформировать представление о площади фигуры.
· Познакомить с различными способами сравнения площадей фигур: «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
· Развивать интеллектуальные (логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память), коммуникативные (речь), организационные, предметные компетенции учащихся;
· Воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество, аккуратность при выполнении работы.
этап. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сейчас мы поработаем всем вместе. Какие фигуры встречаются в жизни вокруг нас? (круг, квадрат, прямоугольник)
- Посмотрите вокруг себя в классе. Какие геометрические фигуры вы замечаете? (стены, пол, потолок, стенды, окна –прямоугольные, карточки-круги и тд)
- А если на улицу посмотреть. Люк-круг. Клумба-прямоугольник. Крыльцо у входа в школу-прямоугольник. В спортзале есть разметка, обозначающая площадку волейбольную.
- Ребята, как вы думаете, волейбольная площадка и математика как-нибудь связаны? (да, она тоже имеет прямоугольную форму)