Диспозиции - то, что мы можем понять из повседневного поведения человека.




Критическое мышление, как рефлексивный энергозатратный режим сознания, противопоставлено нерефлексивному режиму сознания, в котором мы опираемся на устойчивые паттерны, схемы поведения, образцы, стереотипы и так далее, на все то, что позволяет быстро принимать решения и действовать в стандартных ситуациях. Например, налить воды, подняться по лестнице, взять нужный предмет со стола и т.д.

 

Если же ситуация не стандартная, возникает потребность в критическом мышлении.

Джулия Галеф назвала эти два режима «мышление солдата» и «мышление разведчика».

Критическое мышление – это мышление разведчика.

Разведчику, в отличие от солдата, нужно не действовать, выполняя приказ, а понять, что вообще происходит. Это первый вопрос, на который должен ответить разведчик: «Что происходит?». Второй вопрос: «Почему это важно?».

Представим, что разведчик наблюдает за происходящим с какой-то определенной точки, под определенным углом зрения, поэтому ему важно выяснить:

- Чего мы не можем видеть со своей позиции, что от нас может быть скрыто?

- Откуда, из какого источника пришла информация?

- Кто говорит?

- Какова позиция автора высказывания?

- Что еще нужно учесть?

 

Мышление солдата алгоритмично: он всегда уже знает, что нужно делать в любой ситуации, его привычки и навыки доведены до автоматизма, нападай или защищайся, но не останавливайся, потому что в гуще битвы это невозможно. Мышление солдата - это одновременно наследие медленного мира традиции, но также - гораздо более длительной истории эволюции нашего мозга.

Традиционное общество - эпоха, ориентированная на воспроизведение образца, как правило - созданного в глубоком прошлом, в сакральное время основания традиции. Тогда все социокультурные изменения происходили медленно, и взрослый человек не нуждался в переосмыслении “раз и навсегда усвоенных” норм, способов мышления и деятельности, в рефлексии оснований и скрытых допущений, лежащих в фундаменте его картины мира и привычного уклада жизни. Этот жизненный мир традиции способствовал выработке устоявшихся образцов, норм, стереотипов, закрепленных авторитетом тысячекратных повторений. Это экономит силы и создает стабильный устойчивый образ мира.

Эволюционные механизмы адаптации, сам генезис мозга и его строение также способствуют минимизации усилий: автоматизмы и условные рефлексы - это то, что регулируется более древними структурами мозга, именно они быстрее всего запускаются при реакции на ситуацию, требуют минимальных энергозатрат. Тогда как анализ, включение рефлексивных интеллектуальных механизмов неокортекса требует специальных усилий, требует остановки и выхода из привычных моделей реагирования. Вот это Джулия Галеф и назвала “мышлением разведчика”.

И ещё немного о критическом мышлении.

Во-первых, критическое мышление не является автоматическим навыком. Не существует критическо-мыслительных умений, которыми можно раз и навсегда овладеть и пользоваться независимо от контекста. Посещаемость и даже академическая успеваемость не гарантируют здравых рассуждений.

Во-вторых, существуют мета-познавательные стратегии, которым можно научиться (маленькие отрывки общих знаний вроде «ищи внутреннюю структуру задачи» или «учти обе стороны проблемы»). Но и они не гарантия: «правильное» мышление, которому научили в школе, заставляет ребенка цепляться за частные примеры или типы задач.

В-третьих, способность критически мыслить зависит от предметного знания и опыта. Бессмысленно обучать фактам, не давая понять, как они связаны и как их использовать, бессмысленно учить критическому мышлению, лишенному фактического содержания.Мы живем в эпоху динамичных социальных и культурных изменений: в новых условиях информационного общества, аудиовизуального взрыва, эпохи "пост-правды", сетевых взаимодействий, огромного количества открытых источников информации, большого многообразия возможностей и рисков. Чтобы не утонуть в этом бушующем океане, необходимы навыки информационного серфинга, дайвинга и навигации, выбора правильного пути для ориентации в изменчивом мире, выборе своего пути, реализации целей, получения искомых результатов деятельности.

В бушующем океане информации волны захлестывают сознание, не дают, как кажется, возможности остановиться и поразмыслить, обилие образов (визуальных, аудиальных), апелляция к эмоциям и чувствам, к наглядности, яркому и эффектному имиджу, коммуникация с помощью эмоджи и мемов, создают поле, удобное для манипуляции массовым сознанием, для приемов, используемых в коммерческих и других целях, для направления массового сознания в нужное манипуляторам русло.

Все это создает контекст формирования “дикаря цифровой эпохи”, как особого типа человека, старающегося адаптироваться к джунглям “информационного избытка”. В этой ситуации востребованным становится навык «клипового» мышления: человек сталкивается с огромными объемами и динамичными паттернами мозаичной, разнородной информации, привыкая так же быстро складывать их в образы, картинки, быстро выбирая и отфильтровывая в потоке то, что нужно ему, чтобы ориентироваться и адаптироваться к изменяющейся среде.

В клиповом мышлении образная (визуальная и аудиальная) составляющая доминирует над понятийным мышлением, с его словесно-логическим способом описания мира, поиском закономерностей, высоким уровнем абстрагирования и смысловым обобщением. Стереотипы и клише, определенные паттерны (образцы) помогают экономить интеллектуальную энергию для адаптации. Но, к сожалению, это приводит к дисбалансу восприятия, когнитивные способности деформируются в сторону формирования привычек упрощенного постижения мира, поверхностности понимания реальности, отсутствия глубины в моделях мира, создаваемых сознанием.

Если человек хочет стать капитаном своего “корабля” (не только корабля образования, но и жизни, коммуникации, познания и деятельности), то это требует от каждого не столько пассивного следования силовым полям информационного пространства, но формирования и поддержания навыков и умений адаптации серфинга и навигации. Нужно самому быть кормчим, Одиссеем, который может пройти между Сциллой бездумного, всеядного и пассивного “потребления информации”, и между Харибдой слишком жесткого скептического подхода, дискурса тотального подозрения, усматривающего во всяком новом факте или явлении подвох и ничему не доверяющий. Мыслящий человек, особенно будущий исследователь, должен учиться формировать собственную взвешенную точку зрения и ответственную, обоснованную позицию, то есть словно эпический герой, "хитро-мудрый Одиссей", управлять режимами работы сознания, переключаться в нужное время из формата солдата в формат разведчика. Он должен проложить срединный путь между крайностями наивного доверия и тотального подозрения.

Человек в режиме осмысляющего мышления, рефлексивно относящийся к тому, что происходит, должен замедлиться, выйти из привычного потока автоматических реакций и бессознательно используемых навыков. Задача остановиться - это энергозатратная задача, медленное мышление, требующее внимания к деталям, анализа, рефлексии, выработки аргументов и принятия решения как поступать. Понятийное мышление, критическое мышление - необходимый инструмент для просвещенного сознания, в том смысле, в котором просвещение понимал немецкий философ И. Кант” Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое несовершеннолетие, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого” (Кант И. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.6. М., 1966. с. 25).

1. Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе для целей образовательного анализа, оценки и обучения (Дельфи-доклад) / Питер А. Фасиоун, Университет Санта Клара; пер. Е.Н. Волков, И.Н. Волкова. – 2016. [Электронный ресурс] – URL: https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html

2. Корни: интернет-проект / Е.Н. Волков. [Электронный ресурс] – URL: https://evolkov.net/index.html

3. Лау, Джо У.Ф. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 364 с.

Ennis R. Critical Thinking and Subject Specificity: Clarification and Needed Research.1989. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.3102/0013189X018003004Foundation for Critical Thinking. [Электронный ресурс] – URL: https://criticalthinking.org

4. Galef J. Why you think you're right – even if you're wrong // TED, 2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=18&v=w4RLfVxTGH4

5. Критическое мышление и письмо. Рабочая тетрадь № 1: учебно-методическое пособие для модуля «Образовательное ядро бакалавриата ТГУ» / Сост.: Ю.С. Осаченко, Е.З. Бахтиярова, А.Н. Губайдуллина, Э.Г. Новикова. – Томск: Томский государственный университет, 2019.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: