Как именно практиковаться?




Ключевая особенность критического мышления – рефлексивность, то есть обращенность на само себя. Это самосознающее мышление.

Однако сам термин, скорее, полемический, чем устоявшийся. В разных контекстах под критическим мышлением могут понимать разные способности и установки. Например, умение отличать факты от фейка и отстаивать свою позицию. Или знание основ медиа-грамотности, открытость к новому. Или умение анализировать информацию, поступающую из многочисленных источников: визуальных, аудиальных, текстовых, цифровых. Часто под критическим мышлением понимают умение убедительно говорить и быть внимательным к собеседнику, умение верно оперировать логическими формами и выводить доказательства. А иногда – установку ничего не принимать на веру и во всем искать скрытые допущения Определение по Эннису, 1989 “Критическое мышление — это логическое и рефлексивное мышление, которое ориентировано на принятие решений, во что верить и что делать”. (Robert H. Ennis «Critical Thinking and Subject Specificity: Clarification and Needed Research»).

Скрытые допущения - это предрассудки, верования, убеждения, полагания, которые мы не рефлексируем и на которых базируется любое явное, осознаваемое знание.

Критическое мышление – это не столько интеллектуальная деятельность, сколько особый режим работы сознания: это внимательность к миру, собеседнику и к себе, открытость к диалогу. Это режим, в котором мы, решая проблемы, ставя новые вопросы, должны соблюдать разумный баланс между противоположностями: “уже известно” - “еще неизвестно”, - в зависимости от конкретного контекста ситуации (тяжеловесно и нечётко). Ведь очень важно принимать осознанное решение в меняющемся контексте.

Это, в том числе, включает и готовность рисковать, ошибаться: ведь не всегда срабатывают старые алгоритмы принятия решений.

Критическое мышление - рискованное, так как исходит из парадигмы открытой рациональности, не опирается на готовые клише и алгоритмы, а в новой ситуации применяются новые паттерны, поэтому ошибки неизбежны. Их не нужно бояться, но необходимо извлекать из них опыт и делать правильные выводы, поэтому - совершайте новые ошибки чтобы двигаться дальше.

Здесь ошибки – основа нового опыта и нужно учиться извлекать из них верные выводы.

Не зря критическое мышление противопоставляется некритическому, как мышление разведчика противопоставляется мышлению солдата.

Критическое мышление нужно тренировать постоянно, в течение всей жизни.

В европейских странах, в Америке преподавание критического мышления в школах и университетах очень распространено. Но исследования того, насколько полученные на занятиях навыки становятся устойчивыми диспозициями, усваиваются студентами, показывают: чуда не происходит, потому что зачастую студенты, прошедшие курс критического мышления, после его окончания никак не используют полученные умения и навыки в своей повседневной жизни.

Почему так происходит? Наш мозг экономит силы, стремится как можно меньше напрягаться при решении стоящих перед ним задач. То есть стремится по максимуму задействовать простые и привычные схемы, клише, шаблоны, опирается на интуицию, на бессознательные образцы, то есть на структуры "быстрого мышления". В процессе обучения критическому мышлению мы тренируем, в первую очередь, "медленное мышление"; но в реальных жизненных ситуациях оно часто нами не задействуется.

Образно говоря, все приобретенные умения, знания и навыки критического мышления пылятся на "чердаке" нашего сознания, в то время как поведение в обыденной жизни и решение задач осуществляется по старинке через “старый склад", потому что этот путь более короткий, привычный и выбирается нашим мозгом автоматически.

Мы не можем полностью устранить старые шаблоны своего мышления и пропускать через фильтр критического мышления всю поступающую информацию. На это у нас попросту не хватит ресурсов. Но мы можем сделать критическое мышление своей установкой и приучить себя задействовать "медленное мышление" там, где это необходимо. Только в этом случае приобретенные знания и навыки будут работать нам на пользу, а не уйдут со временем, как вода в песок. Это касается любых тренингов и курсов.

Критическое мышление напоминает спорт или искусство: чтобы добиваться хороших результатов, нужно непрерывно тренироваться, заниматься, практиковать и поддерживать себя в хорошей форме.

Как именно практиковаться?

Необходимо ежедневно оттачивать навыки активного слушания и продуктивного разговора, вдумчивого чтения и осмысляющего письма. Всё-таки мы говорим о критическом мышлении в аспекте коммуникации:

- письмо нам необходимо как практика структурирования идей и мыслей;

- опыт чтения и слушания - это практика понимания, интерпретации, не только живого диалога, но и диалога с автором;

- устная коммуникация, направленная на обсуждение проблем, аргументацию и осмысление, дискуссию как совместный поиск истины - все это модальности нашего мышления.

Эти практики обогащают наш совместный опыт, развивают критическое мышление и творческое переосмысление, способность удивляться, которая, согласно Аристотелю, является началом философии.

Таким образом, критическое мышление как искусство слова и вдумчивого осмысления (понимания), как ведение качественного разговора с миром, с текстом, с самим собой, необходимо практиковать постоянно, как иностранный язык или игру на пианино, потому что без постоянной практики навык утрачивается. Лучше всего развивать мышление в соотнесенных практических модусах понимания: слушания-говорения (устная речь и внимательное слушание), и чтения - письма (письменная речь и чтение).

Что подразумевается под опытом слушания, говорения, чтения и письма? Отнюдь не механические навыки или бездумное, автоматическое употребление привычных моделей восприятия. Необходимо актуализировать внимательное и активное слушание, оттачивать искусство устной речи: ясной, аргументированной, убедительной. Нужно учиться не просто читать, складывая буквы в слоги, а слова - в предложения, но анализировать, интерпретировать, вырабатывать свою собственную точку зрения на то, о чем говорится в тексте.

Потому что зарождение мысли и ее развитие, то есть процесс мышления, неразрывно связан с фиксацией мысли, с чтением и говорением об этом, со слушанием, диалогом, участием в обсуждении или дискуссии.Критическое мышление как система принципов и методов, сформулировано в виде экспертного консенсуса по методу Дельфи в рамках проекта Американской философской ассоциации в конце 1980-х годов. Метод Дельфи – многоэтапный метод согласования экспертных мнений, основан на принципе вынесения экспертами своих мнений и многократных их корректировок после ознакомления с мнениями других профессионалов, пока не будет получен разброс, удовлетворяющий первоначально заданным параметрам. Эта модель опирается на философскую традицию рефлексивного мышления, начиная от Сократа и заканчивая Карлом Поппером.

Согласно этому подходу, критическое мышление - это режим сознания, в котором есть интеллектуальная составляющая, знания и умения, но есть также аффективные диспозиции и установки, которые выходят за рамки рефлексии.

Существуют разные режимы сознания. Например, образное или мифологическое (терминология неточная), то есть - нерефлексивное мышление. Это связано с физиологией человека и со спецификой социума, в котором он живет.

В традиционном мире, медленном, с устоявшимися моделями поведения, мы не должны в каждой ситуации включать свой энергозатратный рефлексивный режим. Мы действуем по правилам, которые освоили, став взрослыми.

Но после того, как наступила постинформационная эпоха и мышление, связанное с привычками нашего мозга, укоренённое в традицию, начало давать сбои. Нам пришлось «включать» другой режим мышления и учиться им управлять. Тот самый режим, который философы отрабатывали в течение двух тысяч лет. Он подразумевает, что мы должны относиться к ситуации как к незнакомой, непонятной. И в этой ситуации нам нужно научиться задавать вопросы.

Проблема в том, что мы непроизвольно попадаем в какой-то режим мышления и не можем им управлять.

Долгое время в интеллектуальной традиции Запада мышление отождествлялось с сознанием. На самом деле, сознание объёмнее. В него, помимо интеллектуальных функций, включаются те самые аффективные диспозиции и установки.

Составляющие критического мышления: «интерпретация» - «анализ» - «оценка» - «умозаключение» - «объяснение» - «саморегуляция». А основной навык - целенаправленное рефлексивное суждение.

Результат критического мышления можно измерить по трём параметрам:

1. Знания о самом критическом мышлении, о том, как оно работает. Сюда включаются начальные знания по логике, по риторике.

2. Soft skills, то есть умение эти знания применять. Ты не только знаешь, но и используешь.

3. Различение диспозиций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: