Исследователи выделяют три основных типа стратегий:
• презентационная (пассивное общение с аудиторией; основное средство - послание, вопрос современных коммуникативных стратегий, презентация факта) - «качественная» пресса («Российская газета», «Труд», «Коммерсант», журнал «Эксперт»))
- адресат «Труда» и «Российской газеты» требует от изданий больше аргументов «к делу», объективных комментариев и аналитических материалов.
• манипулятивная, или конфликтная (управление поведением аудитории) - «бульварная» и желтая пресса («Твой день», «Жизнь», «АиФ», «Комсомольская правда»))
- материалы в «Аргументах и фактах» и «Комсомольской правде» носят эпатирующий характер, о событиях рассказывается «живым языком», а в качестве основных аргументов используются аргументы «к человеку». Пример публикации: «Почему мы не любим лиц кавказской национальности?» (АиФ)
Манипуляция является активной коммуникацией, сообщение. Манипуляционные технологии не создают устойчивую на уровне гражданского общества структуру коммуникационной среды. Чтобы удерживать структуру манипуляционной коммуникационной среды, всегда нужна власть (политическая, финансовая, идеологическая). Иначе говоря, манипуляционная коммуникационная среда не способна к самовоспроизводству. Она поддерживается специальными усилиями власти, иногда при помощи тех же гуманитарных технологов, и разрушается при первом же ослаблении этой власти, в моменты любого ее кризиса, что прекрасно демонстрируют любые кризисы последнего времени в постсоветских странах.
• конвенциональная (диалогичность в общении с аудиторией) - «пропагандистская» пресса (партийные издания, газета «Правда»).
|
Конвенция является интерактивной коммуникацией, диалог. Задача конвенциональной коммуникационной стратегии некоторого текста или речи - обеспечить коммуникацию между различными сегментами коммуникационной среды - аудитории этого текста или речи и через целую цепь консенсусов получить как результат - конвенцию, то есть такой содержательный договор внутри определенного сегмента или даже целого общества, который будет позволять, с одной стороны, воплощать в жизнь совершенно практические задачи (реализовывать какой-либо проект), с другой стороны, произвести некоторую структуру коммуникационной среды, которая будет позволять воспроизводить конвенциональный коммуникационный процесс в дальнейшем и противостоять манипуляционным коммуникационным стратегиям.
Специализированные издания -? С одной стороны, они качественные, а с другой далеко не всегда чисто информационные.
Например, медицинское издание – точно имеет презентационную стратегию, а бизнес-издание может иметь и конвенциональную.
«Деловая пресса рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее цель – формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса. Это прежде всего качественные издания для элитных групп, корпоративные и ведомственные издания, популярные издания для широкого читателя, отраслевые аналитические издания».
|
Есть еще вот такие классификации коммуникативных стратегий (разные исследователи дают разные классификации):
1 классификация:
- информативная стратегия (речевой замысел говорящего состоит в информировании речевого партнера)
Анализируем: цели качественного издания: формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения, широкое информирование читателей. Значит, у качественного издания, скорее всего, информативная стратегия
- модальная стратегия (замысел или установка говорящего предполагает выражение его личного мнения, оценок, эмоций);
- регулятивная стратегия (замысел связан с желанием изменить поведение речевого партнера, ход коммуникативного события);
Анализируем: цели жёлтой прессы - получать прибыль за счет обеспечения массового спроса. Массовый спрос – это формировать массовое сознание (прививать буржуазные ценности). Массовое сознание – это
- рекламировать товары иностранного потребления, воздействуя на массового потребителя.
- формировать культурные запросы, вкусы, духовные потребности широких народных масс.
- формировать массового избирателя (обеспечивать голоса избирателей, формировать избирателя).
То есть, скорее всего, у жёлтой прессы регулятивная коммуникативная стратегия (см. выше –> = манипулятивная).
- фатическая стратегия (замысел связан с гармонизацией жизненных ритмов людей, гармоничным речевым общением как самостоятельной гуманитарной ценностью).
2 классификация:
- кооперативные стратегии (разные типы информативных и интерпретативных диалогов. Например, сообщение информации; выяснение истинного положения вещей (спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу); диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога и «диалоги», исключающие ответные реплики)
|
- некооперативные стратегии (здесь в основе лежит нарушение правил речевого общения – доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа)
От типа издания зависит, какого рода информация в нём будет, каким языком будет написан материал, в каком жанре.
Коммуникативная стратегия и характер журналистского текста.
Характер газетной речи зависит от доминанты коммуникативной стратегии СМИ, от набора и иерархии его коммуникативных целей. Цели у СМИ могут быть разными. Поэтому стилистические особенности двух газет или двух телевизионных передач нередко оказываются различными, порой диаметрально противоположными.
Сегодня газетная речь, на наш взгляд, подчиняется одному из четырех стилевых принципов в зависимости от того, какими целями руководствуются издания в целом и работающие в них журналисты:
Доминанта коммуникативного поведения® настройка коммуникативного поведения (аспект информационной функции) | Иерархия коммуникативных целей | Конструктивный принцип языка |
доминанта на адресате > агитация/манипуляция | а) самовыражение б) сообщение | принцип ударной оценочности |
доминанта на референте > собственно информирование; оповещение | а) сообщение | принцип называния, или принцип референтности |
доминанта на контакте > взаимодействие | а) сообщение б) обращение | принцип диалогичности |
доминанта на адресанте > приспособление, самореализация | а) самовыражение | принцип речевой всеядности/ принцип эгоцентричности (речевое сообщение в большинстве случаев выходит за пределы газетной речи) |
Четыре основных принципа управляют сегодня газетной речью - особенности речевого поведения в зависимости от основного конструктивного принципа:
1) принцип ударной оценочности: в тексте активно используются любые доступные говорящему на русском языке средства прямой и косвенной оценки. Естественным образом разговорные, сниженные слова вписываются в официальный контекст, где речевая ситуация требует строгой книжной лексики… возможно перенасыщение фразы оценочными единицами и, как следствие, переход на принцип ударной оценочности. Принципу ударной оценочности подчиняются даже традиционно изобразительные средства (например, метафоры, метонимии или эпитеты - как сильные оценочные средства)
“ Владимир Путин продемонстрирует публике причудливый крендель, выписанный над Европой. ВВП за двое суток планирует облететь аж четыре города …” (МК. 2000. 17 апр.)
*принцип ударной оценочности проявляется только в части материалов, например, тогда, когда газета имеет две цели - реальную и провозглашаемую или исходно двойственную; скажем, газета “Известия” или “Независимая газета” имеют две цели: реальную цель влияния и провозглашаемую цель информирования; программа Михаила Леонтьева “Однако” на ОРТ имеет исходно двойственную цель: информирование (сюжеты, которые готовят корреспонденты программы) и влияния (комментарий ведущего), к тому же в комментариях проявляется цель самореализации, и, как следствие, здесь мы видим не только обилие оценочных средств, но и обилие жаргонных и просторечных, вульгарно-грубых слов и выражений
* принцип ударной оценочности проявляется только в части материалов также из-за “пестроты” редакционного корпуса: например, потому, что в редакции работают журналисты разного возраста, разных журналистских традиций, или потому, что одним журналистам позволяется - в коммуникативном отношении- то, что не позволяется другим (скажем, материалы Виталия Третьякова в “Независимой газете” отличаются ярко выраженной целью влияния, в то время, как остальные материалы, во всяком случае в первой половине газеты, очевидно нацелены на чистое информирование)
2) принцип называния, или принцип референтности: в тексте господствует нейтральная, спокойная стилистическая тональность, но допускается все, что сокращает дистанцию между адресатом и собственно информацией - например, точные, прозрачные наименования предметов, признаков и действий. Такая речевая стратегия отражает нежелание адресанта навязывать адресату свою точку зрения, создает ощущение коммуникативной скромности адресанта. Адресант информирует адресата, не предлагая ему своего особого взгляда на действительность, оставляет адресату возможность дать собственную оценку событиям, фактам. Именно в этих текстах мы найдем языковые, стертые метафоры и метонимии, традиционную фразеологию; при этом нередко закавычиваются (т.е. оцениваются как необычные) даже вполне традиционные метафоры. Тексты такого типа отличаются оценочной деликатностью – рациональные оценки предпочитаются оценкам эмоциональным
«Задача маркетинговой стратегии CIS Ltd., Apple Computer ICM на ближайший период, как считают ее представители, - устранить диспропорцию в качестве печатной продукции в Москве и на периферии. Дизайн и все полиграфическое исполнение провинциальных газет, по их мнению, вполне может стать таким, как у столичных изданий »
3) принцип диалогичности: особым образом отбираются и используются языковые единицы, которые помогают журналисту именно взаимодействовать с читателем; особое значение для обеспечения такого взаимодействия имеют особенности и соотношение авторской и чужой речи в тексте. Авторская и "чужая" речь используется таким образом, что помогает адресанту передавать коммуникативную инициативу иному лицу:
- авторская речь в этих материалах уменьшает речевую инициативу журналиста; она передает информацию о событиях в форме 3 лица; здесь мы не найдем местоимений и глаголов 1 лица единственного числа, этих сигналов пишущего.
- чужая речь в этих газетных материалах усиливает речевую инициативу героев; она используется часто, в разных вариантах.
“ Ельцин не общается с Березовским! “У них никаких отношений!” Эту сенсационную новость сообщил в понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Якушкин.
4) принцип речевой всеядности или принцип эгоцентричности: при этих принципах язык либо “подстраивается” под аудиторию (допустим, активность молодежного жаргона), либо обеспечивает диктат индивидуального словоупотребления и словосочетания, хотя порой за такую индивидуальность выдается банальная неграмотность:
" Пора ему (журналисту.- Н.М.) писать про любовь, поскольку скоро-скоро самое дорогое оттает, оживет и потянется к солнцу. Ну и поскольку этого важного события в жизни каждого мальчика, видимо, никак не избежать, я тоже, так и быть, напишу пару правдивых историй...
Я, конечно, надеюсь, что эти поучительные истории послужат надежным уроком многим поколениям читателей, собирающихся заняться весной и любовью. А если и не послужат, что читатель хотя бы вымоет руки, перестанет пить из лужи и есть лютики. Иначе, сами видите, что может приключиться с человеком. "(Изв., 1996. 17 февр.)
Таким образом, сегодня не существует единого стилевого принципа газетной речи. Поэтому уместнее говорить не о газетной речи (по аналогии с деловой или научной речью), а о языке массовых коммуникаций (по аналогии с языком художественной литературы).
Если оценить все коммуникативные стратегии, возможные в сфере массовой информации, то в качестве обязательного компонента мы увидим информирование адресата. Отсюда следует, что к основным коммуникативным задачам для адресанта необходимо будет отнести выравнивание пониманий речевого сообщения у адресанта и адресата, и достижение взаимосогласия между ними. Иными словами говоря, коммуникативное поведение, основные этапы создания текста в СМИ должны так или иначе приспосабливаться к адресату, к диалогу с ним. Умение “приблизиться к адресату” - вот тот стержень, вокруг которого объединяются знания о способах выражения, речевые умения, составляющие коммуникативную компетенцию журналиста.
Особенно эффективной коммуникация может быть внутри специализированной – профессиональной – аудитории, разбирающейся в предмете. Корпоративное издание (каковым явл. и факультетская газета) заведомо обладает такими преимуществами. Вместе с тем эффект коммуникации может стремиться к нулю, если предмет отображения представлен неполно, искаженно или вообще неверно.
Показательно, что цель агитации и цель взаимодействия предполагают близость основных компонентов коммуникативной стратегии. Не случайно СМИ, которое провозглашает своей основной целью взаимодействие, так легко может соскользнуть - в своем речевом поведении - в агитацию. Подобное соскальзывание означает, что цель не была осознана четко и до конца или что она исходно была двойственной. В результате происходит подмена коммуникативных тактик, изменяется набор и иерархия постулатов и правил коммуникативного поведения. Именно по этим параметрам различаются речевые сообщения в СМИ с названными целями.
Например, для деловых текстов основным является принцип называния, причем можно сказать, что в этом случае действует принцип жесткого называния; это значит, что условия коммуникации требуют, чтобы путь от наименования к обозначаемому предмету был максимально коротким (прямым и стандартным в силу того, что между двумя точками может быть только одна прямая). Следовательно, основными коммуникативными постулатами для делового сообщения будут легальность, понятность и баланс.
Рекламные тексты располагаются в особой коммуникативной зоне, потому что сфера их распространения занимает промежуточное положение между сферой бизнеса и сферой публичной деятельности (коммерческая реклама и социальная реклама; реклама для производителей и для потребителей). Поэтому есть рекламные тексты (так называемая рубричная реклама), которые настраиваются по принципу жесткого называния, отсюда основными коммуникативными постулатами таких текстов будут легальность, понятность и баланс (эти рекламные тексты по сути есть не что иное, как тексты деловые с небольшими стилистическими деталями). Но есть и другие рекламные тексты, которые настраиваются по принципу скрытого воздействия (манипуляции), и основными коммуникативными постулатами таких сообщений будут баланс, понятность и легальность.
Использование рекламы и идеологии как коммуникативного действия, будучи возможным в рамках трех инструментальных типов коммуникационных стратегий (презентации, манипуляции, конвенции), предпочтительно используется только в рамках манипуляции – это тяжкое наследие советской идеократической манипуляционной системы коммуникации.
Многие издания (Например, журнал "New scientist") публикуют на своих сайтах больше информации и статей, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным материалам и ссылки на близкие по тематике сайты в сети. Для традиционных изданий проникновение в сеть стало вопросом выживания. Даже "следующее поколение потенциальных потребителей прессы и ТВ социализируется сегодня через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации" (И. Засурский).
А в Интернете - наличие следующих стратегий, подразделяемых по типу на:
- целевые ( информационные, рекламные, коммерческие, политические),
- функциональные ( информационные, развлекательные, коммерческие),
- клиентоориентированные ( продвижение продукта (услуги), обслуживание клиентов (подписчиков, заказчиков и проч.), организация продаж (по типу Интернет-магазина и проч.)),
- медийные ( распространение информации (информирование), увеличение числа подписчиков (посетителей), дезинформация, политические цели),
- типовые: агрессивные, умеренные, лояльные (либеральные), активные, пассивные),
- эволюционные ( первичные, вторичные, консервативные, либеральные).
Засурский Я.Н.:
Сегодня журналистика конвергентна и включает в себя несколько возможностей. Нужно строить свои стратегии, опираясь на разные возможности. Мобильная телефония позволяет быстро получать информацию как в текстовом, так и в цифровом виде. Мы опираемся на цифровые возможности, на Интернет.
Серьезные аналитические центры. Информационные агентства, качественные газеты, специализированные газеты - на их сайтах есть информация о таких центрах зачастую. Нью йорк таймс в сша, гуардиан таймс в англии, во франции лю мунд, в германии ри газеты, одна из которых зю дойче, в Италии карьера де ла сера, в Испарии Эль паис - основные качественные газеты в мире.
Коммуникационная стратегия должна опираться на эти центры. И особенно когда речь идет о резких изменениях в информационном поле. Это нужно учитывать при подготовке статей на быстро развивающиеся темы.
Что касается возможностей коммуникативного планирования, то они очень велики. Газеты предлагают в интернете тексты, аудиозаписи речи ораторов, киносюжеты, видеосюжеты, фотографии. Набор информационных средств очень богатый. Используя цифровой вариант газеты, можно прослушать, прочитать, посмотреть. Аудио, например, передает оттенки, интонацию - и лучше понятно, как был настроен человек. Из видео можно получить и те детали информации, которые не отражены в тексте.
Жанровые стратегии как составляющие коммуникативных стратегий СМИ.
ЖАНРЫГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
- зеленым цветом маркированы универсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова "информационный” или "аналитический”);
- индикатором! отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы
- указанные в скобках цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.
Информационные жанры – презентационная стратегия (цель - дать информацию!)
!Информация…
… а также "новость”, "информационное собщение”,
элемент "бегущей строки”, "горячей линии”…Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.
(5-30)
!Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.
(30 - 70)
!Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными
возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование,
прогнозирование).
(50 - 100)
!Репортаж
Изложение актуального фактического материала, полученного с "места
происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую
используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)
!Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.
!Комментарий
Объяснение, "расшифровка” сложной фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо
мнению.
(до 40 строк)
!Отчет
…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,
съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая
полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих
лиц.
(50 - 300)
!Опрос
Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)
!Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., "прямая
связь”).
2. "Пинг-понг” - автономно при презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.
(до 20)
Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом
случае это - узкопециализированная информация: "советы садоводам”,
"наш домашний доктор”…
(не более 80)
!Пресс-релиз
"Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая
презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из
источников для подготовки публикации разного жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)
Аналитические жанры – конвенциональная стратегия (беседа, обращение к читателю!)
!Отчет
Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие - в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.
(до 300)
!Корреспонденция
На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это - чистой воды микс! Элементы как минимум трех "чистых жанров” в К. присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме…
(до 150)
!Интервью
"Поиск истины” в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.
(до 300)
!Беседа
Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1: 4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области.
(до 300)
Круглый стол
То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.
!Комментарий
Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.
(до 150)
Анкета
Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.
(до 150)
!Мониторинг
Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.
(до 100)
!Рейтинг
Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.
(до 100)
Рецензия
Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.
(до 250)
!Статья
Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.
(от 200)
!Журналистское расследование
Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
(от 200)
!Обозрение
Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания…
(100 - 250)
!Прогноз
Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.
!Версия
Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления; предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).
Эксперимент
Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…).
Письмо
Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).
Исповедь
"Крик души”. Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.
Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме ответов на вопросы "что?” и "как?”, здесь даются ответы на вопросы "почему?” и "почему так, а не иначе?”
Художественно-публицистические жанры – манипулятивная стратегия (цель – представить что-то в определенном свете и повлиять)
Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия - документальность, фактичность, объективность.
(от 350 до 600)
Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра "фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая статья.
Памфлет
"Брат” фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.
Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.
Сатирический комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.
!Житейская история
Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.
Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.
Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода "пресс-реквием”.
!Анекдот
Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.
Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей. "Добрый обман”, часто используемый журналистами, например, 1 апреля.
!Игра
Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.
А. А. Тертычный отметил, что формирование жанровой стратегии или форматизация жанров в разных СМИ проводится по-разному. Но главным ориентиром во всех случаях выступает доминантный интерес того сегмента аудитории, на который рассчитано издание.
Более подробная инфа по теме вопроса:
Коммуникативная стратегия (коммуникационная стратегия) - это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
+ о потребительских СМИ:
Изучая вопрос современных коммуникативных стратегий, автор отмечает, что для “потребительских” СМИ отношения с аудиторией являются основным “якорем” работы на рынке. Поскольку читатели являются участниками потребительского рынка и в их число входят и бизнес, и государственные структуры, коммуникативная стратегия СМИ потребительского рынка перерастает уровень медиарынка и встраивается в механизмы взаимодействия на реальном потребительском рынке. Именно поэтому таким СМИ требуется доверительное, четкое и прозрачное взаимодействие со своей аудиторией.
Исследователи данной проблематики выделяют три основных типа стратегий:
• презентационная (пассивное общение с аудиторией; основное средство - послание, вопрос современных коммуникативных стратегий, презентация факта)
• манипулятивная (управление поведением аудитории)
• конвенциональная (диалогичность в общении с аудиторией).
На современном этапе развития все больше компаний осознает необходимость постоянного эффективного взаимодействия с потребителями. В таких условиях требуется интерактивность, поэтому основная ориентация потребительских СМИ должна быть сделана на конвенциональные стратегии, в которых смысл сообщения возникает в результате самого процесса коммуникации и формируется редакцией совместно с аудиторией в результате диалога. Такая стратегия является гибкой, восприимчивой и подразумевает возможность для индивидуализации коммуникативной стратегии конкретного издания, так как пропорция составляющих в каждом издании будет уникальной. На практике конвенциональная коммуникативаная стратегия выражается посредством активизации редакционных функций.
+
Как всякое другое поведение, всякая деятельность, коммуникативное и речевое поведение характеризуются с помощью понятий “цель”, “стратегия” и “тактика”. В контексте нашего исследования необходимо определить, что такое коммуникативные цели. Как утверждают психологи, цели определяются потребностями человека, а основные потребности общения, от которых зависит тип межличностных отношений, модель поведения человека, стиль его взаимоотношений с окружающими, таковы:
1) потребность в привязанности, потребность в установлении контактов - люди различаются по степени готовности и желания проводить время с другими, общаться с ними;
2) потребность во влиянии;
3) потребность в близких, личностно значимых отношениях с другими людьми, потребность в эмоциональной вовлеченности.
Совокупность моделей поведения, определяемых на основе каждой из отмеченных нами потребностей, психологи называют основной установкой личности в межличностных отношениях; от этой установки зависит поведение человека. Часто недоразумения и конфликты возникают из-за того, что люди имеют разные модели "привязанности", "влияния" и "эмоциональной вовлеченности", однако и сходные модели иногда вызывают конфликты.
Что же соответствует индивидуальным потребностям, определяющим особенности поведения человека, тип его межличностных отношений, в ситуации речевого общения? По-видимому, этим потребностям соответствуют коммуникативные потребностии соответственно коммуникативные цели:
1) цель обращения, установления контакта: " я хочу общаться с вами, быть с вами в контакте ";
2) цель сообщения/получения: " я хочу передать вам какие-то сведения / я хочу принять, понять какие-то сведения ";
3) цель самовыражения: " я хочу, чтобы вы увидели меня как личность ".
Заметим, что в различных ситуациях речевые сообщения по-разному “подают” адресату представленные в них коммуникативные цели. Очевидно, что есть тексты, которые не скрывают собственных коммуникативных целей (так ведут себя, например, деловой или научный текст, иногда – тексты СМИ), но есть и такие тексты, которые скрывают собственные цели, навязчиво демонстрируют одну цель адресанта, между тем его истинное намерение может достаточно далеко уходить от этой цели и даже ей противоречить, это тексты-“маски” (например, рекламный текст, который выдает себя за деловое речевое сообщение или за бытовой рассказ; заметим, кстати, что рекламное сообщение нередко играет на подмене предмета речи или жанра; аналогичным образом может вести себя художественный текст). Важно также, что одна и та же коммуникативная цель (например, цель сообщения) может по-разному, конкретизироваться, по-разному настраиваться в зависимости от ситуации общения и реальных неречевых потребностей коммуникантов.
Существование общих коммуникативных целей означает, что говорящий и слушающий теоретически могут играть разные коммуникативные роли: роль диктатора и роль собеседника, роль отправителя/получателя информации, роль индивида и роль “маски” и т.д. Ясно, что разные типы текстов характеризуются разной степенью проясненности коммуникативной роли адресанта и адресата.
Структура коммуникативного поведения. Осознанное достижение цели с минимальными затратами невозможно без планирования деятельности - без “стратегии” и “тактики”. Обычно стратегия рассматривается как искусство руководства, основанное на правильных прогнозах относительно цели, а тактика (точнее, тактики) - как приемы, способы достижения этой цели.
Тогда коммуникативная стратегия - это своего рода коммуникативный план, который предполагает определенные коммуникативные цели (на фоне определенных установок) и для которого необходима определенная коммуникативная компетентность. Коммуникативная стратегия (через коммуникативные тактики) проявляется в типовых моделях коммуникативного - и соответственно речевого - поведения. Успешная коммуникативная стратегия исходит из тех или иных коммуникативных постулатов, которые демонстрируют условия успешной коммуникации. В любой речевой ситуации обязательным будет, например, постулат осмысленности кода, его одинаковой для адресанта и адресата значимости. Однако что означает этот постулат, как может быть достигнута осмысленность кода и каковы усилия, требуемые от участников коммуникации для ее достижения? Ясно, что в деловой ситуации осмысленность кода может быть обеспечена жестким следованием традиционно понимаемой языковой норме, потому что в деловых сообщениях используется код как совокупность единиц, которые стремятся к пределу смысловой однослойности, одномерности. Соответственно владение нормой обеспечивает почти идеальную тождественность кодов адресанта и адресата. Иное дело - рекламные сообщения (правда, з