Организация, управление и администрирование
В социальной работе
Москва, 2015.
Введение Комаров Е.И., д.ист.н, профессор | ||
Глава 1. | Принципы, структура, функции и методы управления в системе | |
социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях Шеляг Т.В., к.исск.н., доцент | ||
1.1 | Понятие управления | |
1.2. | Уровни управления в системе социальной работы: федеральное, | |
государственное, региональное и муниципальное | ||
1.3. | Классификация функций социального управления | |
1.4. | Основные принципы и структура социального управления | |
1.5. | Основные методы управления | |
Глава 2. | Управление в организациях социальной работы Комаров Е.И., д.ист.н, профессор | |
2.1. | Значения понятия "организация" | |
2.2. | Особенности социальных организаций | |
2.3. | Социальная организация как субъект и объект управления | |
2.4. | Управляющая система - становление и развитие | |
2.5. | Основные составляющие внутриорганизационого управления | |
2.6. | Технологии управления и система 5S | |
Глава 3. | Особенности организации и управления в социальной работе | |
3.1. | Организация труда в социальных учреждениях Хухлина В.В., к.соц.н., | |
доцент | ||
3.2. | Использование социального проектирования в управлении учреждением | |
социальной защиты населения. Лесникова С.Г., к.п.н., ст. препод. | ||
3.3. | Документооборот в учреждениях социальной защиты Байдарова О.И., преп. | |
3.4. | Основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности Сучкова А.И. | |
Глава 4. | Технологии управления в социальной сфере | |
4.1. | Проблемы повышения эффективности деятельности учреждений социальной | |
сферы Лебедева Н.В., преп. | ||
4.2. | Технологии разработки управленческих решений в социальной сфере | |
Анисимова С,А, к.пол.н.., доцент | ||
4.3. | Социально-психологические особенности управления социальной сферой | |
Шинина Т.В., к.психол.н. | ||
4.4. | Информационные технологии управления Липский И.А., д.п.н., профессор | |
Глава 5. | Деятельность социальных работников и специалистов социальной | |
5.1. | работы Нормативно-правовая основа деятельности социального работника. | |
Анисимов С.А., к.пол.н., доцент. | ||
5.2. | Профессионализм в социальной работе Холостова Е.И., д.ист.н, профессор. | |
5.3. | Этические основы деятельности Черняк Е.И., д.с.н., профессор | |
5.4. | Профессиограмма социального работника Холостова Е.И., д.ист.н., | |
профессор | ||
Глава 6. | Управление персоналом социальных служб | |
6.1. | Кадровая составляющая системы социального управления Лебедева Н.В., | |
преп. | ||
6.2. | Особенности управления персоналом в учреждении социальной защиты | |
Комаров Е.И., д.ист.н, профессор |
6.3. Аттестация руководящих кадров и специалистов государственных учреждений: понятие, сущность, цели. Натахина В.В., к.с.н.
|
6.4. 6.5. | Процедура аттестации: этапы проведения, подготовка документов. Натахина В.В., к.с.н. в Конфликты и пути их преодоления Сорокина Е.Г., к.с.н., доцент | |
Глава 7. | Мотивация и стимулирование персонала социальных учреждений Комаров Е.И., д.ист.н, профессор | |
7.1. | Соотношение понятий “мотивы”, “мотивация” и “стимулы”, | |
“стимулирование” | ||
7.2. | Измерение мотивации и стимулирования персонала | |
7.3. | Стимулирование персонала социальных учреждений – зарубежные методики | |
Дашкина А.Н., к.п.н. | ||
Глава 8. | Администрирование в социальной работе Комаров Е.И., д.ист.н, профессор | |
8.1. | Понятия «администрация», «администрирование», «административный | |
менеджмент» | ||
8.2. | Целевые ориентации, задаваемые руководителем | |
8.3. | Руководитель, менеджер, лидер | |
8.4. | Требования, предъявляемые к руководителю | |
8.5. | Стиль руководства | |
8.6. | Ролевой репертуар руководителя | |
Глава 9. | Система контроля эффективности социальных услуг, оказываемых | |
9.1. | населению Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг | |
Маяцкая И.Н., д.э.н., профессор | ||
9.2. | Контроль качества социально-бытовых, медицинских, психологических, | |
педагогических, экономических и правовых услуг Маяцкая И.Н., д.э.н., | ||
профессор | ||
9.3. | Организация оценки деятельности социальных служб. Стрельникова Н.Н., | |
к.п.н. | ||
9.4. | Социальный аудит: сущность, содержание, виды. Коржинeк Т.А. | |
Заключение Комаров Е.И., д.ист.н, профессор |
Аннотация
|
Учебник подготовлен специалистами в области социального управления Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы (ИПК ДСЗН).
|
Представлен учебный материал по основным проблемам организации, управления и администрирования в социальной работе. Из большого объема и разнообразных теоретических и практических проблем этих “трех китов” выделены такие, освоение которых позволит не только “навести порядок” в собственном познавательном багаже пользователя, но и более эффективно анализировать практические проблемы.
Организационная проблематика связана с систематизацией и упорядоченностью социальной работы в структурном и процессуальном отношениях, что позволяет получать необходимый организационный эффект. Управленческая проблематика в социальной работе предполагает знание особенностей управляемых систем (объектов) и выбор соответствующих управляющих воздействий, поддерживающих их в необходимом состоянии
или переводящих в новое качество.
Административная проблематика в социальной работе включает деятельность руководителей всех уровней по реализации предоставленных прав при выборе необходимых решений, действий и мер.
Учебник в первую очередь предназначен для специалистов и руководителей социальной сферы, повышающих квалификацию, а также участвующих в программах переподготовки. Одновременно он может быть полезен для магистров и аспирантов, изучающих и исследующих проблемы социальной работы в современной России.
Введение
Любая деятельность, выполняемая человеком и человеческим сообществом, основывается на “трёх китах“ – организации, управлении и администрировании. На уровне отдельной личности, в отношениях “Я - Я”, они имеют приставку “само” – самоорганизация, самоуправление и самоадминистрирование. В сообществах, начиная с первичного уровня (организация, предприятие, учреждение) и заканчивая государством, имеются руководители (менеджеры), призванные организовать, управлять и администрировать. И от того, как они это делают – профессионально или любительски - во многом зависят результаты функционирования сообществ.
В России, после окончания гражданской войны (октябрь 1922 г.) и в 20-х
- начале 30-х годов в СССР, проблемы организации, управления и администрирования (в меньшей мере) специалисты рассматривали в рамках НОТ (научной организации труда).
Знаменитыми учеными и деятелями НОТ того времени были Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) и Платон Михайлович Керженцев (1881- 1940). К сожалению, обоих репрессировали как “проводников буржуазной лженауки“.
А.К. Гастев бессменно возглавлял, созданный в Москве Центральный институт труда (ЦИТ). Ряд его работ, особенно “Трудовые установки” (1924) и “Как надо работать” (издана в 1972 году), стали классическими.
П.М. Керженцев написал около 80 книг, часть из них переведена на английский, голландский, немецкий, французский, польский и чешский языки. Особой популярностью пользовались его работы по НОТ и самоорганизации – “Принципы организации”, “Борьба за время”, “Памятка организатора” и “Организуй самого себя!”.
В то время издавались журналы, содержащие информационный, методический и инструктивный материал по проблемам организации, управления и администрирования:
¨ "Хозяйство и управление" (1925-1927 гг., журнал ЦКК ВКП (б).
¨ "Техника управления" (1925-1930 гг., журнал Государственного института техники управления).
¨ "За рационализацию" (1928-1930 гг., журнал НК РКИ СССР).
¨ "Время" (1923-1925 гг., журнал Лиги НОТ "Время").
¨ "Система и организация".
¨ "Предприятие".
Всего с 1923 по 1937 год по вопросам НОТ издавалось 20 журналов. Была создана сеть научно-исследовательских учреждений по изучению организационно-управленческих проблем. В середине 20-х годов насчитывалось 58 учреждений по НОТ, в том числе в Москве 18, а в Петрограде 8.
С середины 30-х годов по причине “очищения нового строя от буржуазных влияний” эти учреждения стали закрываться и прекращаться выпуск журналов. И только в начале 70-годов началось возрождение организационно-управленческой мысли, так как официоз понял, что без научного подхода к проблемам организации и управления, а также организационно-управленческой подготовки кадров невозможно обеспечить дальнейший рост эффективности народного хозяйства.
Понятие “администрирование” в нашей стране в те годы понималось преимущественно в отрицательном смысле – как проявление коммунистического чванства (комчванства), руководящей спеси, фельдфебельства, самодурства, стиля “Я – начальник, а вы никто и ничто”. В начале 90-х годов, когда в России появились первые учебные программы МВА ((Master of Business Administration или Мастер делового администрирования), данное понятие устойчиво стало использоваться и в положительном смысле, то есть как проявление руководящей деловитости или делового стиля управления.
Ведущим источником формирования и развития организационно-
управленческого мастерства на всех уровнях управления - от первичного до
общегосударственного - была и остаётся практика. Согласно малоизученным “законам гениальности“ она способствует появлению талантливых организаторов, самобытных управленцев и самородков- администраторов. По оценкам экспертов, их удельный вес в любой сфере управления составляет 3-5 процентов от общей численности и, следовательно, не является “критической массой”. Поэтому результаты работы любой социально-экономической системы во многом зависят от обычных, но профессиональных организаторов, управленцев и администраторов, способных превращать цели, задачи в необходимые результаты.
Следует иметь в виду, что организационному, управленческому и административному мастерству или искусству невозможно научить в аудитории. Для этого, прежде всего, нужно начать заниматься практической деятельностью. И далее, для достижения профессионального или высокопрофессионального уровня руководителя (менеджера) придётся учиться, то есть, постоянно повышать квалификацию с отрывом или без отрыва от основной деятельности.
Данный учебник не является универсальным средством, дающим ответы на все теоретические и практические вопросы. Он в большей мере ориентирован на “обучение обучению”, то есть, не получение в готовом, окончательном и одновариантном виде ответов по соответствующим проблемам, а на приобретение навыков самообучения, позволяющих самому/самой добывать необходимую информацию, анализировать проблемы и находить варианты их решения.
И в этом отношении следует подчеркнуть огромную значимость как в жизни, так и в профессиональной деятельности самых разнообразных и эффективных средств самоорганизации, самоуправления и самоадминистрирования. Недаром мудрые люди говорили и повторяют:
“Не можете организовать себя, не сможете организовать других!”, “Прежде чем управлять другими, научитесь управлять собой!”,
“Не умеете быть умелым и результативным администратором по отношению к себе, не получится и по отношению к другим!”.
Глава I. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
Шеляг Т.В., к.исск.н., доцент
1.1. Понятие управления
Социальное управление включает в себя на только руководство организациями социальной сферы, но также решение сложных социальных проблем, воздействие на социальные процессы, на разрешение социальных конфликтов. Но конфликты
- это лишь один из этапов развития социальных процессов. Бесконфликтное развитие, развитие между узлами социальных конфликтов, также нуждается в управлении. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления. Человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.
В самом общем смысле управление означает воздействие на предмет, объект, процесс с тем, чтобы заставить его измениться в нужном направлении. Таким образом, человек (группа людей, общество в целом) могут воздействовать также на неодушевленные предметы, биологические системы, обеспечивая получение нужных результатов. Однако управление людьми и социальными процессами имеет особую природу, обусловленную спецификой человека как объекта управления.
Неодушевленный предмет или процесс не имеет сознания и не имеет своей воли. Поэтому управленческие сбои, ошибки могут появиться в результате либо неправильного понимания сути управляемого процесса, либо какого-либо дефекта, слома в инструментах воздействия.
Люди обладают сознанием и собственной волей. При этом все социальные процессы имеют статистическую природу. То есть практически никогда не бывает так, что все участники какого-либо исторического, социального процесса
одинаково осознают сущность происходящих изменений и имеют единое желание осуществлять одинаковые преобразования. Поэтому, планируя цель социально- управленческого воздействия, следует предполагать, что спроектировать ее во всех подробностях будет невозможно, что в лучшем случае в результате реализации акта управления социальный организм перестроится примерно таким образом, как было задумано заранее. В худшем - мы не добьемся изменения объекта или же получим совсем не то, что планировали.
Вторая особенность (вытекающая из первой) заключается в том, что, имея сознание и волю, люди являются не столько объектом, сколько со-субъектом социального управления, выступают одновременно и как объект, и как субъект управленческого процесса. То есть деятельность социального управления имеет субъект-субъектную природу.
Сказанное выше на первый взгляд противоречит многовековой истории человечества с ее долгим опытом насилия и принуждения. Однако и в предшествующие эпохи угнетательские модели социального управления могли существовать только потому, что в длительные стабильные периоды развития их считали справедливыми все стороны общественного взаимодействия - и угнетатели, и угнетенные. Восстания, бунты, потрясения были редки, и после них ситуация возвращалась к прежним взаимоотношениям. Когда в общественном сознании стало укрепляться несогласие с системой сословного неравенства - система рухнула.
Конечно, правящие круги в различных обществах находят инструменты воздействия на управляемую массу, но очень редко это инструменты прямого насилия или принуждения. Гораздо более действенными оказываются способы информационного, идеологического воздействия, манипулирования сознанием и пр.
Управленческая наука также доказала, что насилие, принуждение, запугивание - наименее действенные механизмы руководства группой людей, трудовым коллективом, особенно если речь идет о людях с высоким уровнем образования, носителях уникальных или по крайней мере востребованных знаний.
Третья особенность социального управления - специфика его целеполагания. Если животные действую, повинуясь инстинктам, а в основе этих инстинктов лежат законы выживания вида, то цели человеческой деятельности достаточно многообразны и не всегда очевидны. Легче всего сказать, что человек (и человечество в целом) стремятся к получению выгоды, каких-то преимуществ, в первую очередь, материальных. Вероятно, что во многих случаях это именно так.
Однако нельзя забывать, что индивид, группа людей, человеческое сообщество способны к бескорыстным деяниям, к постановке и достижению целей, не связанных с материальной выгодой. Социальное управление может иметь целью воздействия на ситуацию, противоречащую ценностям большинства (или значительного числа) членов данного общества или данной организации, являющуюся отклонением от общепринятых социальных норм. И такая ценностнорациональная деятельность может осуществляться безразлично к получению выгоды или даже ценой достижения аксиологически значимых результатов, но с материальным ущербом.
Следует правда заметить, что понятие выгоды также неоднозначно. В психологии существует понятие «вторичная выгода». Индивиды даже в результате самых трудных для себя действий могут приобретать некоторые преимущества, которые они считают выгодой для себя - например, феномен
«роли больного» у истерика, когда человек индуцирует у себя реальные страдания, а взамен получает внимание окружающих.
Суммируя различные подходы к определению данного вида деятельности, можно сказать, что социальное управление есть процесс воздействия на общество, его отдельные группы и организации с целью либо сохранить их существующее состояние, либо добиться желаемых изменений.
Социальное управление применяется для решения социальных проблем. Социальная проблема - достаточно многозначное понятие. В него включаются и неразрешенные противоречия между индивидами и группами, отклонения от общепринятого, социально одобряемого порядка вещей, и недоступность для
определенной группы, социальной общности какого-либо социального ресурса, доступ к которому признается необходимым в существующих условиях.
Наличие социальных проблем очень редко имеет единственную причину. Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает их поликаузальность. Это, в свою очередь, предопределяет множественность технологий и методик социального управления, которые призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.
Социальное управление осуществлялось в человеческой истории везде, где было воздействие одних людей на других с целью побудить или принудить их сделать что-либо, и первоначально оно рассматривалось в социальной философии как проблемы власти и государства.
Уже Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство -... союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо»1. К Аристотелю и его представлению о «государстве, состоящем
из средних людей» (имеющих «средний достаток», aurea mediocritas)2, восходит
сегодняшняя высокая оценка важности «среднего класса» как фактора стабилизации общества.
В Новое время В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства»3анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального
1 Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. С.460, 462, 508, 591.
2 См.: Там же. С. 508.
3 См.: Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М, 1985.
участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство»4.
Социологические, социально-философские, правовые аспекты взаимосвязи социального порядка (социального благополучия) и целей социального управления получили наиболее полное рассмотрение в ХХ веке.
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во- вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком - а значит, принять облик государства - справедливого государства»5.
П.А. Сорокин в своей работе «Социология революции» указывал, что
«непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения»6.
Механизмом, осуществляющим социальное управление в целях общего благоденствия ли хотя бы поддержания приемлемых для всех стандартов существования исследователи в большинстве своем считали социальную политику прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему редистрибутивных (перераспределительных) мероприятий. Как правило, действия в рамках такого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках (например, децильный коэффициент на уровне 1: 10), а средством выступает активная налоговая политика.
Как особая отрасль научного знания теория социального управления получила развитие во второй половине ХХ века.
4 См.: Фихте И. Сочинения в 2-х т. Т. 2.- СПб., 1993.
5 Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М, 1994. С. 11-12.
6 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. С. 272.
С одной стороны, развитие кибернетики и вычислительной техники породило иллюзию, что в области социальных процессов также можно рассчитать условия и факторы, определяющие возможность сконструировать оптимальную модель социального функционирования.
С другой стороны, потрясения и потери Второй мировой войны сформировали понимание того, что социальная действительность, не контролируемая человеческим разумом, не направляемая в русло социально одобряемого существования, порождает хаос, разруху и даже угрозу человеческой цивилизации. Поэтому философами, социологами, экономистами выявлялись общие и частные законы общественного развития, причем некоторые из них приложимы к любому типу общества, некоторые отражают закономерности только определенного социума на конкретном этапе его развития. Фундамент теории социального управления заложен трудами М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза.
Учитывая, что человеческое сообщество в целом время от времени проходит периоды риска и возмущения, следует отметить, что результаты социального управления в периоды стабильности более предсказуемы и прозрачны. В периоды потрясения результаты могут быль неоднозначными или даже управленческие воздействия будут безуспешны. Впрочем, если период стагнации также назвать стабильным, то управленческие импульсы по выводу общества из стагнации, по стимулированию позитивных процессов могут быть безуспешны или, по крайней мере, требуют использования очень значительных ресурсов.
В отечественной науке тематика социального управления приобрела особенно большое распространение в конце ХХ века в трудах таких исследователей, как В.Н.Иванов, И.М.Слепенков, Ю.П.Аверин, В.И.Куценко, В.И.Франчук и другие.
1.2. Уровни управления в системе социальной работы: федеральный, государственный, региональный и муниципальный
Содержание и специфика управления в системе социальной работы зависят от того, на каком уровне осуществляется это управление, руководство каким процессом или явлением имеется в виду.
В соответствии с принципом разграничения полномочий в системе управления в сфере социальной работы выделяются государственное и негосударственное управление. К сфере государственного управления относится управление социальной работой, деятельностью системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровне.
Реализация тех направлений социальной политики нашей страны, которые взаимосвязаны с такими структурными элементами социальной защиты населения, как социальная поддержка и социальное обслуживание, опирается на правовые положения международных законодательных актов, к которым присоединилась Российская Федерация.
Всемирной Конституцией, основополагающим международным документом считается принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека. Уже в преамбуле она формулирует цели деятельности государств:
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; (…) принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности (…) Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека…
Конституция (Основной закон) Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством ввиду того, что в ней осуществляется социальная защита уязвимых слоев населения. Наконец, практика предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг регламентируется федеральными законами, среди которых Закон № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Федерального Закона от 07.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие федеральные нормативные правовые акты.
Как видно, первоначально основы социальной работы регламентировались на уровне федеральных органов власти. Добавим также, что учреждения социального обслуживания населения находились в муниципальной собственности и финансировались из местных бюджетов.
В рамках общей практики разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления 22 августа 2004 г. был принят федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации». Им были внесены изменения в большое число законодательных актов России, в том числе в те, которые определяли условия оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг населению.
В соответствии с 122 Федеральным законом социальное обслуживание населения и меры социальной поддержки населения были закреплены в качестве прерогативы субъектов Российской Федерации и расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
С одной стороны, разграничение полномочий позволило урегулировать многие вопросы управления в сфере социальной защиты населения. Все социальные Выплата всех социальных пособий и компенсаций, регламентированных в федеральных правовых актах, была на только законодательно гарантирована, но и обеспечена бюджетным финансированием. В случае, если в бюджете субъекта Федерации недостаточно средств на данную выплату, из средств федерального бюджета соответствующему региону предоставляется субвенция.
Единый региональный подход позволил во многих случаях повысить качество социального обслуживания населения, улучшить материально-техническую базу социальных служб.
С другой стороны, отнесение мер социальной поддержки и социального обслуживания на уровень субъекта Федерации оторвало указанные виды деятельности от местной почвы. Окончательно такой отрыв произошел с вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В указанном законе к вопросам местного значения не были отнесены ни вопросы социальной поддержки, ни социального обслуживании населения.
Таким образом социальная защита жителей была практически устранена с того уровня управления, где она может быть наиболее адресной и конкретной.
Ошибочность такого подхода стала очевидной достаточно быстро. Частичным решение данной проблемы стало принятие статья 23 в законе
№ 199 от 31 декабря 2006 года, в которой указано, что органы местного самоуправления могут реализовать меры социальный поддержки (в дополнение к федеральным или региональным) своими силами и за счет средств местных бюджетов. Однако последовательная муниципализация социальной защиты населения до настоящего времени не проведена.
Рассматривая уровни управления в сфере социальной работы, мы может констатировать, что на федеральном уровне формируются основные принципы политики социальной защиты населения, основы ее законодательной базы, методические нормативы. Государственная политика в области социального обслуживания представляет собой совокупность общих принципов и правил, которыми руководствуется государство в своей деятельности по обеспечению населения доступными и качественными услугами социального обслуживания, а также сама деятельность государства в указанной области.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией и с учетом социально-демографической
ситуации, потребности населения в мерах социальной поддержки и услугах социального обслуживания, наличия финансовых, материально-технических, кадровых, информационных и иных ресурсов могут устанавливать цели государственной политики в области социального обслуживания, соответствующие потребностям населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, на основе федеральных правовых и регламентирующих актов субъекты Российской Федерации принимают законы, стандарты социального обслуживания, показатели объема (состава) и качества государственных услуг, иные нормативы, непосредственно регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения и государственных социальных служб.
Органы местного самоуправления могут принимать решения об адресной социальной поддержке отдельных категорий населения, проживающего на территории муниципального образования (например, поддержка многодетных семей, бесплатное школьное питание и пр.) при наличии средств в бюджете муниципального образования. Как правило, такое решение принимается сроком на один год или на краткосрочный период одновременно с утверждением бюджета муниципального образования. Субвенции из региона на реализацию таких решений городской округ или район не получает.
1.3. Классификация функций социального управления
Управление находится на стыке общественных, технических и естественных наук и является предметом изучения социологии, менеджмента, экономики, философии, кибернетики, системного анализа, теории государства и права, политологии, психологии, истории и других научных дисциплин, каждая из которых предлагает свое видение социального управления.
Социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами - семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии специалиста по социальному
управлению, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов: разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо центра, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью, невозможны без переструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидного масштаба до общечеловеческого или планетарного. Однако, помня об этих обстоятельствах, специалист социальной сферы социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.
Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которая осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социального обслуживания) и подсистема клиентского уровня (индивид, семья или группа, которая участвует во взаимодействии). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную, деятельную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.
Поэтому система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых элементы
взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно. Это повышает сложность управления такой системой и потребность в адекватных технологиях, способных привлечь интеллектуальный и организационный потенциал всех сотрудников.
Функции социального управления, реализуемые одновременно или поочередно в каждом управленческом процессе, достаточно многообразны: